Должно ли предприятие использовать ККМ при расчете с физическими лицами (населением) за принятый от них металлолом?
Статьей 1 Закона РФ от 18.06.93 N 5215-1 "О применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением" на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность при осуществлении денежных расчетов с населением применять ККМ. Денежные расчеты с населением без применения ККМ допускаются только в отношении отдельной категории предприятий, учреждений, организаций и индивидуальных предпринимателей, включенных в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.07.93 N 745.
В подп."м" п.2 указанного Перечня определено, что предприятия могут не использовать ККМ при расчетах с населением при приеме от населения стеклопосуды и утильсырья, кроме металлолома. Следовательно, при приеме от населения металлолома ККМ должна применяться.
Однако, на наш взгляд, применение ККМ при расчетах с физическими лицами за принятый от них металлолом обязательным все же не является. Данный вывод основывается на следующем.
Исходя из смысла Закона, сферой его регулирования являются денежные расчеты с участием граждан, покупающих товары либо заказывающих услуги. А правоотношения по выдаче денежных сумм населению данным Законом не регулируются. Это в полной мере подтверждается Положением по применению ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением (утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.07.93 N 745) (в редакции от 02.12.2000), о выдаче покупателю (клиенту) чека, об одновременной выдаче чека и товара (оказании услуги), о денежных расчетах с покупателями, а также сложившейся судебной практикой (п.3 постановления Пленума ВАС РФ от 04.08.99 N 10 "О некоторых вопросах практики применения Закона РФ "О применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением", п.1 мотивировочной части Определения Конституционного Суда РФ от 15.05.01 N 88-О).
Пункт приема металлолома не получает от населения плату, а наоборот, сам выступает в качестве покупателя товара. Следовательно, на расчеты между организацией, осуществляющей прием металлолома у населения, и физическими лицами требования Закона РФ "О применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением" не распространяются.
Данный вывод подтверждается отдельными судебными решениями федеральных арбитражных судов ряда регионов РФ (см. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 04.12.2000 N А56-21849/00, от 28.02.2000 N А26-3211/99-02-06/181, ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.06.2000 N А33-933/00/Ф02-1166/00-С1).
В заключение отметим, что Постановление Правительства РФ от 30.07.93 N 745 является подзаконным актом, принятым во исполнение Закона РФ "О применении ККМ... ". Оно не может изменять или дополнять положения Закона, во исполнение которого принято. Обязательное применение ККМ при осуществлении расчетов с населением за приобретенный металлолом Законом не предусмотрено. Соответственно не может устанавливать подобную обязанность и любой иной принятый на его основе подзаконный акт, в том числе и указанное выше Постановление Правительства.
В. Мешалкин
1 апреля 2002 г.
ФПА АКДИ "Экономика и жизнь", выпуск 4, апрель 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".