Как квалифицировать реализацию материалов для целей налогового учета?
В хозяйственной практике предприятия нередки факты, когда материалы, изначально приобретенные для нужд основного производства, реализуются на сторону. В соответствии с п.3 ст.38 НК РФ эти материалы должны признаваться товаром. Между тем согласно ст.315 НК РФ налогоплательщик должен вести раздельный учет выручки от реализации имущества и имущественных прав, а также доходов от реализации покупных товаров.
В соответствии с п.1 ст.268 НК РФ при реализации покупных товаров расходы по их покупке и реализации формируются с учетом ст.320 НК РФ, которая регулирует налогообложение предприятий, осуществляющих оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю. В настоящее время в налоговом законодательстве нет определения термина "торговля" (например, п.5 письма МНС России от 19 января 2001 г. N ВБ-6-26/48@ "О применении законодательства о едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности"), поэтому согласно п.1 ст.11 НК РФ при его толковании следует применять нормы соответствующих отраслей законодательства. Наиболее полно термин "торговля" и связанные с ним определения раскрыты в ГОСТе Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения", введенном в действие Постановлением Госстандарта России от 11 августа 1999 г. N 242-ст. В нем установлено, что под торговлей понимается вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям.
Пункт 1 ст.2 ГК РФ определяет предпринимательскую деятельность как направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в законодательном порядке. Очевидно, что предприятиями торговли можно считать такие предприятия, чья деятельность направлена на систематическое получение прибыли от купли-продажи товаров (т.е. от продажи купленных товаров).
Следовательно, при реализации имущества, приобретенного на стороне, налогоплательщик может отразить ее как реализацию прочего имущества или покупных товаров в зависимости от того, насколько часто случались в практике налогоплательщика такие операции. Согласно п.13 Инструкции по заполнению унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 19 января 2000 г. N 4, предприятие должно выбрать для себя в качестве основного один из следующих видов деятельности: промышленность; сельское хозяйство; лесное хозяйство; транспорт; связь; строительство; оптовую торговлю потребительскими товарами; розничную торговлю; общественное питание; посреднические услуги при купле-продаже потребительских товаров; внешнюю торговлю; материально-техническое снабжение и сбыт; заготовку; информационно-вычислительное обслуживание; операции с недвижимым имуществом; общую коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка; геологию и разведку недр, геодезическую и гидрометеорологическую службу; прочие виды деятельности сферы материального производства; жилищное хозяйство; коммунальное хозяйство; непроизводственные виды бытового обслуживания населения; здравоохранение, физическую культуру и социальное обеспечение; народное образование; культуру и искусство; науку и научное обслуживание.
Основным видом деятельности для коммерческой организации будет тот, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
Таким образом, если по результатам деятельности за год наибольшее количество операций, направленных на извлечение дохода, относится к реализации приобретенных товаров, то основным видом деятельности данного предприятия будет именно торговля, и при реализации имущества налогоплательщик должен руководствоваться ст.320 НК РФ, рассматривая доходы от реализации своих материалов как доходы от выручки покупных товаров.
А.И. Сотов,
главный юрисконсульт фирмы "ФБК", канд. юрид. наук
1 апреля 2002 г.
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 4, апрель 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru