Закрытое акционерное общество, руководствуясь Указом Президента РФ от 07.07.1992 г. N 750 "Об обязательном личном страховании пассажиров", заключает договоры обязательного личного страхования пассажиров, перевозимых междугородным автомобильным транспортом.
Из страховых взносов, поступивших при проведении указанного вида страхования, организация формирует резерв предупредительных мероприятий (далее РПМ) в размере 70% от брутто-ставки.
При исчислении налога на прибыль, Организация, руководствуясь п.п.10 п.2 ст.294 НК РФ, письмом МНС РФ от 27.02.2002 г. N ВГ-1-02/158, учитывает в целях налогообложения в составе расходов, определенных пп.21 п.1 ст.265 НК РФ, фактически произведенные и документально подтвержденные расходы на финансирование мерориятий по предупреждению наступления страховых событий (из РПМ).
Пунктом 7.1.2. Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй НК РФ /утверждены приказом МНС РФ N БГ-3-02/729 от 20.12.2002./ предусмотрено: "... в целях налогообложения расходы на финансирование предупредительных мероприятий не могут учитываться в составе других обоснованных расходов страховой организации, определенных п.п.10 п.2 ст.294 НК РФ, поскольку эти расходы не связаны с выполнением страховщиком своих страховых обязательств", что противоречит разъяснению, данному письмом МНС РФ от 27.02.2002 г. N ВГ-1-02/158 и п.п.21 п.1 ст.265 НК РФ.
С учетом изложенного, убедительно прошу разъяснить:
1. правомерность отнесения Организацией, на основании письма МНС РФ от 27.02.2002 г. N ВГ-1-02/158 и п.п.21 п.1 ст.265 НК РФ, к расходам, учитываемым при исчислении налога на прибыль, фактически произведенные и документально подтвержденные расходы на финансирование мероприятий по предупреждению наступления страховых событий (из РПМ).
См. также письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 7 апреля 2003 г. N 04-02-05/1/30
В связи с вашим запросом от 04 марта 2003 г. N 58 Департамент налоговой политики сообщает следующее.
В соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон) для обеспечения выполнения принятых страховых обязательств страховщики в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации образуют из полученных страховых взносов необходимые для предстоящих страховых выплат страховые резервы по личному страхованию, имущественному страхованию и страхованию ответственности.
В аналогичном порядке страховщики вправе создавать резервы для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества (РПМ).
Из указанной нормы следует, что РПМ не предназначен для осуществления страховых выплат и не относится к страховым резервам. Кроме того, согласно статьям 25 и 26 Закона РПМ не является элементом финансовой устойчивости страховщика и создание РПМ не обязательно. Данные положения закона отражают существо страхования.
Исходя из изложенного, применение для РПМ режима налогообложения, который установлен для страховых резервов (принятие к вычету указанных страховых резервов при определении налогооблагаемой базы) необоснованно, что и предусмотрено нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Необходимо также отметить, что в целях налогообложения расходы на финансирование предупредительных мероприятий не могут учитываться и в составе других обоснованных внереализационных расходов страховых организаций, определенных подпунктом 21 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса, поскольку, как это отмечалось выше, эти расходы не связаны с выполнением страховщиком страховых обязательств.
Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15 апреля 2002 г. N 24-00/КП-51 устанавливает, что непризнание отчислений на финансирование предупредительных мероприятий расходом страховых организаций для целей налогообложения не лишает их права при условии включения таких отчислений в состав страхового тарифа производить и учитывать их в качестве расходных статей при формировании прибыли. Это обусловлено тем, что порядок формирования финансового результата регулируется нормативными документами по бухгалтерскому учету и отчетности, а не Налоговым кодексом Российской Федерации.
Учитывая изложенное, РПМ сформированный вашей организацией после 1 января 2002 г. не должен уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль.
Руководитель Департамента | А.И.Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.