Военно-уголовное право Австрии:
источники, система, сфера регулирования
Законодательство постсоветской России развивается по пути сближения с правовыми системами стран романо-германской правовой семьи*(1). Данное обстоятельство вызывает необходимость ознакомления военных юристов с механизмом уголовно-правового регулирования военно-служебных отношений в этих странах. Ранее объектом такого анализа чаще всего выступали национальные системы военно-уголовного законодательства ФРГ и Франции*(2). Между тем определенным своеобразием, представляющим интерес, обладает и военно-уголовное право других стран романо-германской правовой семьи, в частности Австрии.
Источники военно-уголовного права Австрии. Понятие "источники права" обозначает "формы, с помощью которых государственная воля становится правовой нормой"*(3). Установление источников формирования национальной системы военно-уголовного законодательства сводится к выявлению круга нормативных правовых актов, регламентирующих охранительные и сопутствующие им иные правоотношения, возникающие в связи с фактами совершения преступлений военнослужащими и лицами, приравненными к ним.
Система национальной обороны Австрии строится на основе так называемого "универсального принципа", закрепленного в ст.9a Конституции. Этот принцип устанавливает в Австрии всеобъемлющую систему обороны, которая включает в себя военные, интеллектуальные, политические и экономические стороны общественной жизни, а также их правовое регулирование в интересах обороны.
Основу национальной обороны Австрии составляют австрийские вооруженные силы, статус которых по отношению к системе политических и юридических учреждений определен в ст.ст.79-81 Конституции. В частности, в Конституции указывается, что австрийские вооруженные силы - элемент государственного управления и поэтому все правила и процедуры, относящиеся к государственной службе, без каких-либо исключений применимы к действиям вооруженных сил. Права и обязанности военнослужащих определены законами, принятыми парламентом - избранным представительным органом, а не военными властями по собственному неограниченному усмотрению.
Важной оставляющей источников военно-уголовного права Австрии является законодательство об обороне ("Wehrverfassung") - правовой массив, состоящий из огромного числа правовых норм, имеющих отношение к системе национальной обороны и способствующих более квалифицированному применению бланкетных уголовно-правовых норм. В законодательстве об обороне установлены организационные основы строительства армии, положение армии в государстве, отношения между военным командованием и правительством, права и обязанности отдельных категорий военнослужащих.
Более конкретные принципы национальной обороны Австрии установлены в Национальной военной стратегии страны ("Osterreichische Nationale Militarstartegie"), принятой в 1975 г. С юридической точки зрения Национальная военная стратегия - это парламентское решение, адресованное австрийскому правительству, которое не имеет статуса закона, а представляет собой официальное толкование конституционного понятия "универсальная национальная оборона". В частности, Национальная военная стратегия определяет три ситуации, при которых вооруженные силы призваны выполнять обязанности универсальной национальной обороны: в случаях "международного кризиса", "угрозы постоянному нейтралитету Австрии" и "вооруженного нападения извне (агрессии)". Исходя из ситуации, в которой находится армия, урегулированы вопросы уголовной ответственности военнослужащих.
Основным источником военно-уголовного права Австрии является Федеральный закон "Об особых уголовных положениях в отношении военнослужащих" от 30 октября 1970 г. N 344*(4). Этот акт обычно называют "Военно-уголовный закон" (Militarstrafgesetz).
Действующий Военно-уголовный закон Австрии (далее - MilStG) вступил в силу 1 января 1971 г. Названный Закон, в который довольно часто вносятся изменения и дополнения*(5), а также Военно-дисциплинарный кодекс составляют правовую базу деятельности по обеспечению воинской дисциплины в австрийских вооруженных силах.
Система военно-уголовного права Австрии. MilStG состоит из трех разделов: 1) Общая часть; 2) Особенная часть; 3) Заключительные и переходные положения. Соответственно можно сделать вывод, что австрийское военно-уголовное право состоит из Общей и Особенной части, поскольку в разделе "Заключительные и переходные положения" содержатся лишь положения о порядке и сроках применения MilStG.
В Общей части устанавливается сфера действия военно-уголовного законодательства, дается объяснение основным терминам, регулируется ответственность за исполнение уголовно-противоправных приказов, а также за действия, совершенные из-за страха за собственную безопасность, устанавливаются особенности применения к военнослужащим мер уголовно-правового и воспитательного характера, определяются правовые последствия осуждения военнослужащего.
Обращают на себя внимание следующие положения Общей части MilStG. В 1 определено, что:
а) этот Закон действует только в отношении военнослужащих, пока не будет установлено иное;
б) общие уголовные законы*(6) применяются к военнослужащим лишь в случаях, не урегулированных данным Законом.
В § 2 MilStG раскрывается содержание таких понятий, как "военнослужащий", "боевое применение войск", "караульная служба (вахта)", "значительный вред", "приказ", "военная тайна" и др. В частности, военнослужащим признается лицо, находящееся в соответствии с Законом о воинской повинности*(7) на действительной военной службе в федеральных войсках.
Следует обратить внимание на трактовку в MilStG понятия "боевое применение войск", которое в ряде статей указано в качестве признака квалифицированного состава преступления. В отличие от известного отечественному военному праву понятия "боевая обстановка" в Австрии понятие "боевое применение войск" имеет более широкое толкование, отражающее задачи вооруженных сил, установленные Конституцией и Законом о воинской повинности*(8).
Как следует из названных правовых актов, вооруженные силы Австрии не только отвечают за национальную оборону, но также выполняют и дополнительные задачи, которые нередко именуются как "задачи помощи". Конституция предусматривает два случая, когда австрийские вооруженные силы могут придаваться в помощь законным гражданским властям и органам государственной службы.
Во-первых, австрийская армия может использоваться как полицейская сила в целях защиты конституционно установленных учреждений и обеспечения их способности защищать демократические свободы и поддерживать правопорядок в стране. Так, недавно австрийские вооруженные силы выполняли полицейские задачи на границе, чтобы предупредить незаконную миграцию в страну. В этом случае они использовались Министерством внутренних дел, действовали как пограничная полиция и их полномочия в данном случае определялись в рамках прав пограничной полиции.
Во-вторых, австрийские вооруженные силы могут использоваться для целей, не связанных с национальной обороной, в случаях, когда необходимо оказать властям и населению помощь для ликвидации последствий естественных катастроф и стихийных бедствий (например, при наводнениях и штормах разрушительной силы). Согласно Конституции Австрии привлечение для этих целей военнослужащих допустимо, если такая необходимость будет обоснована гражданскими властями и доказана отсутствием у них средств, чтобы справиться с ситуацией самостоятельно, без помощи армии.
Новые задачи могут быть поставлены перед вооруженными силами лишь путем внесения соответствующей поправки в Конституцию квалифицированным большинством голосов парламента. Такое конституционное действие было, например, осуществлено в связи с возложением на австрийские вооруженные силы задачи по развертыванию за границей в составе международных сил по поддержанию мира.
Австрийский законодатель исходит из того, что совершение военнослужащим преступления в обстановке военных действий, непосредственно направленных на решение стоящих перед вооруженными силами задач, существенно повышает общественную опасность деяния и свидетельствует о серьезных изъянах в социальной установке личности виновного. Поэтому совершение воинского преступления в условиях "боевого применения войск" наказывается более строго, чем обычно.
В соответствии с § 3 MilStG военнослужащий несет ответственность в судебном порядке за уголовно наказуемые действия даже в случае их совершения во исполнение приказа начальника. Однако в Законе оговорено, что прокурор может отказаться от уголовного преследования лица, совершившего преступление во исполнение приказа, если деяние не повлекло вредных последствий или они были незначительными и если наказание не является необходимым средством исправления виновного. При наличии названных предпосылок суд может своим решением прекратить производство по делу на любой стадии процесса.
Важное превентивное значение имеет § 4 MilStG, устанавливающий, что опасение за свою собственную безопасность (страх) не освобождает военнослужащего от обязанности действовать определенным образом, если этого требует воинский долг.
Согласно § 5 MilStG во время прохождения виновным действительной военной службы общие наказания, предусмотренные § 51 УК Австрии, и меры воспитательного характера, установленные Законом об отправлении правосудия по делам молодежи, назначенные этому лицу как до призыва на действительную военную службу, так и во время ее прохождения, не подлежат применению, если они не совместимы с исполнением воинских обязанностей.
При осуждении военнослужащего за совершение одного или нескольких умышленных уголовно наказуемых деяний наряду с наказанием в виде лишения свободы на срок менее одного года, помимо основного наказания, может быть назначена одна из дополнительных мер (§ 6). Такими мерами или последствиями осуждения являются:
а) увольнение со службы кадровых офицеров, а также лиц, имеющих офицерское звание или звание унтер-офицера, занимающих руководящие управленческие посты в армии, проходящих военную службу по контракту (на временной основе);
б) понижение в воинском звании вплоть до рядового;
в) невозможность дальнейшего повышения в должности на военной службе в будущем, причем не только военнослужащих, но и лиц, находящихся в отставке или в запасе.
В Особенной части MilStG сформулированы конкретные составы воинских преступлений и предусмотрены наказания за их совершение. Особенная часть включает шесть глав и систематизирована с учетом видового объекта преступления.
Глава I "Преступления против воинской повинности" состоит из пяти параграфов, в которых установлена ответственность за уклонение от призыва на действительную военную службу (§ 7), самовольное отсутствие (§ 8), дезертирство (§ 9), приведение себя в состояние непригодности к несению воинской службы (§ 10), уклонение от несения воинской службы путем обмана (§ 11).
На основании норм названной главы к уголовной ответственности привлекается наибольшее число австрийских военнослужащих и призывников. Так, если в 1986 г. за воинские преступления всего было осуждено 650 человек, то по § 7-11, т. е. за преступления против воинской повинности, - 540, или 83%. Аналогичное соотношение между всеми воинскими преступлениями и преступлениями против воинской повинности сохранилось и в последующие годы. По отдельным годам эти цифры составили следующую пропорцию: 1987 г. - 572 и 464, 1988 г. - 552 и 444, 1989 г. - 493 и 398, 1990 г. - 499 и 397, 1991 г. - 475 и 382, 1992 г. - 497 и 413, 1993 г. - 514 и 436, 1994 г. - 452 и 372, 1995 г. - 416 и 314*(9).
В главу II "Преступления против порядка воинской подчиненности" включены следующие составы преступлений: неповиновение (§ 12), неисполнение приказа по неосторожности (§ 13), тяжкое неповиновение (§ 14), сговор к групповому неповиновению (§ 16), бунт (§ 18), сговор к бунту (§ 19), групповое нападение на военачальника (§ 20), сговор к групповому нападению на военачальника (§ 21), причинение начальнику телесных повреждений и насильственные действия в отношении начальника (§ 22). Кроме того, в рассматриваемом разделе дается общее определение неповиновения и неподчинения (§ 15), устанавливаются основания освобождения от уголовной ответственности за неисполнение приказов (§ 17) и пределы наказуемости за употребление спиртных напитков или наркотических веществ на службе (§ 23).
Из названных преступлений наиболее часто совершаются акты неповиновения (§ 12). За совершение названного преступления было привлечено к уголовной ответственности в 1991 г. 34 военнослужащих, в 1992 г. - 35, в 1993 г. - 30, в 1994 г. - 19, в 1995 г. - 68. Примерно 10 человек ежегодно осуждается за причинение начальнику телесных повреждений или насильственные действия в отношении начальника (§ 22).
Глава III "Преступления против обязанностей караульной службы" включает два состава преступления: умышленное (§ 24) и неосторожное (§ 25) нарушение правил несения караульной службы. Первое из названных преступлений совершается довольно часто. В соответствии с § 24 MilStG было осуждено военнослужащих: в 1991 г. - 35, в 1992 г. - 33, в 1993 г. - 28, в 1994 г. - 38, в 1995 г. - 15.
Глава IV "Преступления против других воинских обязанностей" содержит следующие составы преступлений: умышленное разглашение военной тайны (§ 26), разглашение военной тайны по неосторожности (§ 27), нарушение обязанности сообщения и передачи приказа (§ 29), совершение деяния, предусмотренного § 29, по неосторожности (§ 30), хищение на военной службе (§ 31), повреждение военного имущества (§ 32). В § 28 определены условия ответственности за разглашение военной тайны лицом, уволенным с военной службы.
В главе V "Преступления против обязанности военачальника или лица, занимающего должностное положение" содержатся такие составы преступлений, как неисполнение долга проявлять заботу о подчиненных (§ 33), злоупотребление занимаемой должностью (§ 34), обращение с подчиненными, унижающее человеческое достоинство (§ 35), нанесение телесных повреждений подчиненному или иные насильственные действия в отношении подчиненного (§ 36), сокрытие жалоб и заявлений (§ 37).
Глава VI "Преступления против воинских обязанностей, совершенные в военное время" определяет наказания за воинские преступления, совершенные военнослужащими из состава воинских частей (подразделений), принимающих непосредственное участие в боевых операциях по решению задачи обороны страны (§ 38).
Сфера регулирования военно-уголовного права Австрии. MilStG регулирует уголовно-правовые отношения, возникающие в связи с совершением исключительно воинских преступлений. В связи с этим рассмотрим наиболее актуальные с точки зрения совершенствования российского военно-уголовного законодательства составы преступлений, включенные в MilStG. Субъектами этих преступлений признаются военнослужащие, а в некоторых случаях - лица, подлежащие призыву на военную службу, и военнообязанные.
Так, обращает на себя внимание то, что к числу воинских преступлений отнесено уклонение от призыва на военную службу, наказуемое лишением свободы на срок до трех месяцев или денежным штрафом в размере суммы дохода за период до 180 дней. Уклонение от призыва сроком свыше 30 суток, а в случае чрезвычайной ситуации - свыше 8 суток составляет квалифицированный состав рассматриваемого преступления и влечет за собой лишение свободы на срок до одного года.
Уклонение от призыва на военную службу является довольно распространенным преступлением в судебной практике. Так, на основании § 7 MilStG было осуждено в 1991 г. - 136 призывников, в 1992 г. - 148, в 1993 г. - 142, 1994 г. - 98, 1995 г. - 82.
Самовольное отсутствие по австрийскому военно-уголовному праву признается уголовно наказуемым, если самовольное оставление военнослужащим части, места службы или предписанного нахождения продолжалось свыше 24 часов. Непосредственно в Законе (§ 8) оговорено, что данное преступление может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Наказывается самовольное отсутствие лишением свободы на срок до 6 месяцев или денежным штрафом в размере суммы дохода за период до 360 дней. Квалифицированный состав этого преступления (оставление службы более чем на 8 суток) наказывается лишением свободы на срок до одного года.
Самовольное отсутствие является самым распространенным преступлением в австрийских вооруженных силах и вместе с дезертирством составляет более половины из числа всех совершаемых воинских преступлений. По § 8 было осуждено в 1991 г. 211 военнослужащих, в 1992 г. - 219, в 1993 г. - 234, в 1994 г. - 222, в 1995 г. - 186.
Дезертирством в MilStG признается самовольное отсутствие с целью уклониться от военной службы вовсе либо на время, но в условиях боевого применения войск. За дезертирство предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 6 месяцев до 5 лет (§ 9, абз.1). По смыслу MilStG любое оставление военнослужащим места службы в условиях боевого применения войск квалифицируется как дезертирство.
Лицо, впервые совершившее дезертирство в обычных условиях (не во время боевого применения войск), добровольно явившееся к месту службы в пределах шести недель и выразившее готовность нести военную службу, несет ответственность не за дезертирство, а по § 8 MilStG, т.е. за самовольное отсутствие (§ 9, абз.2). О распространении в австрийской армии дезертирства могут свидетельствовать следующие данные: ежегодно за совершение этого опасного преступления в среднем привлекается к ответственности примерно 50 человек.
Приведение себя в состояние полной или частичной непригодности к несению военной службы (в российском уголовном праве - членовредительство) на срок свыше 24 часов наказывается лишением свободы на срок до 6 месяцев или денежным штрафом в размере суммы дохода за период до 360 дней. Если такое уклонение от военной службы превысило 8 дней, то срок лишения свободы увеличивается до одного года (§ 10, абз. 1). С субъективной стороны рассматриваемое преступление может быть совершено не только умышленно, но и по неосторожности. Членовредительство, совершенное во время боевого применения войск или с целью вовсе уклониться от военной службы, наказывается лишением свободы на срок от 6 месяцев до 5 лет (§ 10, абз.2).
Субъектом данного преступления может быть также лицо, не являющееся военнослужащим, но совершившее преступление с целью избежать военной службы в будущем (§ 10, абз.3).
В MilStG ряд составов преступлений связан с неисполнением приказа начальника. Под приказом понимается единичное распоряжение военного начальника, отданное подчиненному по конкретному вопросу (§ 2, абз.5). По статьям о неисполнении приказа несут также ответственность лица, которые исполнили приказ с задержкой (не в срок), не в полной мере или таким образом, который противоречит его целям (§ 15).
По австрийскому военно-уголовному праву военнослужащий не несет ответственности за неисполнение приказа, если приказ:
- оскорбляет человеческое достоинство;
- исходит от некомпетентного лица;
- был отменен другим приказом;
- утратил актуальность в связи с изменением обстановки и если его исполнение может привести к причинению значительного вреда;
- был отдан не в интересах военной службы;
- предписывает совершение уголовно наказуемого деяния (§ 17).
К числу составов преступлений, связанных с неисполнением приказа, относится неповиновение (§ 12). Под неповиновением понимается неисполнение приказа, сопровождаемое оскорблением начальника действиями, словами или жестами, а также неисполнение приказа после повторного требования исполнить его. Наказывается неповиновение лишением свободы на срок до 2 лет. В равной мере наказывается умышленное неисполнение приказа, создавшее угрозу жизни, здоровью, телесной неприкосновенности людей или причинения значительного ущерба. Аналогичные действия, совершенные по неосторожности, наказываются лишением свободы на срок до одного года (§ 13).
MilStG содержит состав тяжкого неповиновения - совершенного группой лиц или в условиях боевого применения войск, наказуемого лишением свободы на срок от 6 месяцев до 5 лет (§ 14).
Самостоятельный состав воинского преступления образует сговор на совместное неповиновение (§ 16). В качестве поощрительной нормы в MilStG включено положение об освобождении от уголовной ответственности военнослужащих, добровольно отказавшихся от участия в групповом неповиновении или сообщивших о готовящемся преступлении вышестоящему начальнику.
В Австрии одним из наиболее опасных воинских преступлений является военный мятеж. Виновным в мятеже признается военнослужащий, который совместно с другим (другими) военнослужащим (военнослужащими) путем применения силы или действенных угроз совершил действия, направленные на то, чтобы:
а) воспрепятствовать военному начальнику, а равно старшему по званию или часовому исполнять служебные обязанности;
б) принудить указанных лиц действовать определенным образом;
в) присвоить себе властные полномочия.
Наказывается мятеж лишением свободы на срок от 5 до 10 лет (§ 18). Сговор на мятеж влечет наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет (§ 19, абз.1). Военнослужащий, который добровольно отказался от участия в мятеже и предпринял меры к его предотвращению, в том числе путем сообщения начальнику о готовящемся преступлении, освобождается от уголовной ответственности (§ 19 абз.2).
Наряду с мятежом MilStG предусматривает состав группового нападения на начальника во время несения службы или в связи с военно-служебными отношениями (§ 20). Субъектом данного преступления является военнослужащий, совершивший совместно с другими военнослужащими против начальника, старшего по воинскому званию или против лица из состава караула любое деяние, рассматриваемое в общеуголовном законодательстве как умышленное действие против жизни, здоровья или свободы человека и наказуемое лишением свободы на срок более одного года. Наказывается данное преступление лишением свободы на срок от одного года до 10 лет. Самостоятельный состав преступления образует сговор на групповое нападение (§ 21).
MilStG устанавливает ответственность за употребление военнослужащим алкоголя или иного наркотического средства, если это привело к невозможности исполнения им полностью или частично возложенных на него обязанностей (§ 23). Одним из условий применения названной нормы является дисциплинарная преюдиция, т.е. необходимо, чтобы ранее лицо хотя бы один раз уже привлекалось к дисциплинарной ответственности за аналогичное деяние.
В соответствии с абз.1 § 24 MilStG нарушение правил несения караульной службы, в том числе выразившееся в недостаточной бдительности, оставлении поста или отсутствии на охраняемой территории, наказывается лишением свободы на срок до одного года. Если при этом была создана опасность для жизни и здоровья людей, а равно опасность причинения значительного ущерба, срок лишения свободы увеличивается до 2 лет, а если те же действия совершены в условиях боевого применения войск - до 5 лет.
Особое внимание в MilStG уделяется уголовно-правовой охране военной тайны, которая определяется как информация, содержащая военные сведения (о фактах, темах, познаниях, сообщениях планах и т. п.), которые в однозначной форме определены для военнослужащих как секретные или не подлежащие разглашению ввиду опасности срыва выполнения федеральными войсками стоящих перед ними задач (§ 2). Умышленное разглашение военной тайны, при отсутствии признаков более тяжкого преступления, наказывается лишением свободы на срок до 2 лет, а при отягчающих обстоятельствах - до 10 лет (§ 26). То же деяние, совершенное по неосторожности, наказывается лишением свободы на срок до 6 месяцев или денежным штрафом до 360 дневных ставок, а при отягчающих обстоятельствах - лишением свободы на срок до одного года (§ 27). Бывшие военнослужащие также подлежат уголовной ответственности за разглашение сведений, содержащих военную тайну, если они им стали известны при несении военной службы (§ 28).
MilStG содержит специальный состав хищения, под которым понимается хищение, совершенное военнослужащим:
а) с использованием созданного военными действиями чрезвычайного положения;
б) с причинением ущерба боеготовности войск, выразившимся, в частности, в нанесении вреда материальной базе, предназначенной к боевому применению;
в) с охраняемого им объекта;
г) у другого военнослужащего (§ 31).
Халатное обращение с военным имуществом, повлекшее его уничтожение, повреждение или утрату, наказывается лишением свободы на срок до одного года (§ 32).
Неисполнение долга проявлять заботу о подчиненных признается воинским должностным преступлением, если это повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью подчиненному и отсутствует состав более тяжкого общеуголовного или воинского преступления. Наказывается такое деяние лишением свободы на срок до одного года, а если наступила смерть подчиненного - на срок до 3 лет (§ 33).
Злоупотребление должностью, наказуемое в соответствии с § 34 MilStG лишением свободы на срок до 2 лет, с объективной стороны выражается в отдаче начальником приказов, распоряжений или в предъявлении к подчиненным требований, не относящихся к военной службе.
Аналогичным образом наказывается обращение начальника с подчиненным, унижающее человеческое достоинство (§ 34). В частности, состав данного преступления образуют действия, совершенные со злости и создающие для подчиненного психотравмирующую обстановку.
Действия начальника в отношении подчиненного, повлекшие причинение вреда его здоровью по неосторожности, если они не образуют состава более тяжкого общеуголовного или воинского преступления, наказываются лишением свободы на срок до одного года (§ 36).
Должностное преступление в виде сокрытия жалоб и заявлений может выражаться в двух формах:
а) в побуждении подчиненного (младшего по званию), в том числе путем угроз, обещания подарков или преимуществ по службе, отказаться от подачи им жалобы или заявления о совершенном преступлении;
б) в отказе принять необходимые меры по жалобе или заявлению.
Рассматриваемое преступление наказывается лишением свободы на срок до 6 месяцев или денежным штрафом в размере суммы дохода за период до 360 дней (§ 37).
Своеобразно сконструирована норма, устанавливающая ответственность за воинские преступления, совершенные в военное время. В § 38 все преступления, предусмотренные MilStG, разделены на четыре группы.
Первую группу составляют наиболее опасные преступления*(10), когда совершение военнослужащим хотя бы одного из них:
1) создает опасность для жизни, здоровья или физической надежности людей или опасность причинения значительного ущерба;
2) подрывает уставной порядок в подразделении или значительно снижает личную боеготовность. Наказываются такие преступления лишением свободы на срок от одного года до 10 лет.
Во вторую группу включены те же преступления, но совершенные по "предосудительному мотиву". Предосудительным мотивом поведения признается такой мотив, при котором лицо из-за страха перед личной опасностью не совершает действий, которые оно обязано было совершить в силу своего воинского долга в ситуации, которая действительно создавала реальную угрозу его жизни и здоровью. Преступления, включенные в эту группу, наказываются лишением свободы на срок от одного года до 5 лет.
Третью группу составили преступления, за совершение которых в мирное время максимальное наказание не превышает одного года, реже - двух лет лишения свободы*(11). В военное время за их совершение максимальное наказание увеличивается до 3 лет лишения свободы.
Наконец, в четвертую группу включены наименее опасные преступления*(12), за совершение которых в условиях мирного времени максимальное наказание не превышает 6 месяцев лишения свободы. В условиях военного времени срок лишения свободы за совершение этих преступлений увеличен до одного года.
Н.А. Шулепов,
заслуженный юрист России, доктор юридических наук,
профессор, заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин
Московского государственного лингвистического университета
"Право в Вооруженных Силах", N 8, август 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Nikolaj A. Szuliepov. Glуwne kierunki modernizacji prawa w Rosji // Transformacja systemowa w Polsce i Rosji sukcesy i zagrozenia. - Poznan: Uniwersytet im. Adama Mickiewicza Instytut Nauk Politycznych i Dziennikarstwa, 2000. - S.57-61.
*(2) Сидорин В.В. Сравнительно-правовой анализ национальных систем военно-уголовного законодательства России, Франции и Германии: Дисс. : канд. юрид. наук. - М., 2000; Шулепов Н.А., Сидорин В.В. Теоретические основы совершенствования военно-уголовного законодательства с использованием опыта зарубежных стран: Монография. - М., 2000; Шулепов Н.А. Правовое регулирование уголовной ответственности военнослужащих в Великобритании, США, Франции и ФРГ.: Учебное пособие. - М., 2001.
*(3) Общая теория права: Учебник / Под общ. ред. А.С. Пиголкина. - М., 1996. - С.164.
*(4) Militarstrafgesetz (MilStG). Bundesgesetz. - Von 30. - Oktober 1970. // BGB1. - N 344 (Bundesgesetzblatt) von 3. - Dezember 1970.
*(5) BGBl. - N 511. - 1974; BGBl. - N 605. - 1987; BGBl. - N 30. - 1998; BGBl. - N 86 - 2000.
*(6) Имеется в виду прежде всего действующий УК Австрии 1974 г.
*(7) § 1 des Wehrgesetzes (WG). - BGB1. - Nr. 181/1955.
*(8) § 2 Abs. 1 des Wehrgesetzes (WG). - BGB1. - Nr. 181/1955.
*(9) Здесь и далее используются статистические данные из статьи: Markus Kemmerling. Wehrpflicht produziert Verbrecher // ZOOM. - 1997. - N 3.
*(10) Преступления, предусмотренные § 9, абз.1; § 10, абз.2 и абз.3 (второй вариант); § 11, абз.2 и абз.3 (второй вариант); § 14; § 16; § 19; § 21; § 24, абз.2 (второй вариант); § 29 (второй вариант); и § 31 MilStG.
*(11) К ним относятся преступления, предусмотренные § 7, абз.2, § 8 (второй вариант), § 10, абз.1 (второй вариант); § 11, абз.1; § 12; § 13; § 22; § 24, абз.1 и абз.2 (первый вариант); § 25, § 26, абз.1; § 27 (второй вариант), § 29 (первый вариант), § 30, § 32-36 MilStG.
*(12) Преступления, предусмотренные § 7, абз.1; § 8 (первый вариант); 10, абз.1 (первый вариант); абз.3 (первый вариант); § 11, абз.3 (первый вариант); § 23; § 27 (первый вариант) и § 37 MilStG.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Военно-уголовное право Австрии: источники, система, сфера регулирования
Автор
Н.А. Шулепов - заслуженный юрист России, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин Московского государственного лингвистического университета
"Право в Вооруженных Силах", 2003, N 8