История развития военно-уголовного законодательства об
ответственности за уклонение от прохождения военной службы
(1917 год - по настоящее время)
Этапы строительства Вооруженных Сил Советского государства и решаемые им в связи с этим задачи по обеспечению боевой готовности войск способствовали формированию нового военно-уголовного законодательства. История военно-уголовного законодательства после 1917 г. неразрывно связана с возникновением и строительством советских Вооруженных Сил. На всех этапах становления и развития Вооруженных Сил большое значение придавалось поддержанию соответствующего порядка прохождения военной службы, чему в значительной мере способствовало установление уголовной ответственности за общественно опасные нарушения этого порядка.
Законодательство об ответственности военнослужащих за совершение воинских преступлений в период Гражданской войны в основном сводилось к регулированию ответственности за уклонение от военной службы. В декрете "О социалистическом рабоче-крестьянском Красном Флоте" от 14 февраля 1918 г. (СУ РСФСР. - 1918 г. - N 23) впервые было сформулировано понятие побега (самовольное отсутствие свыше 5 дней без всяких на то основательных причин) и предусматривалась ответственность за его совершение (исключение из профессиональных союзов или из демократических организаций или направление на общественные работы).
27 декабря 1918 г. Советом рабоче-крестьянской обороны было принято постановление "О борьбе с дезертирством" (СУ РСФСР. - 1918 г.- N 99). Рассматривая дезертирство "одним из самых тяжких и позорных преступлений", Постановление требовало "обратить всю энергию государственной власти на борьбу с ним". Наказание за дезертирство устанавливалось от денежных вычетов (в утроенном размере содержания за время отсутствия) до расстрела. Укрыватели дезертиров наказывались направлением на принудительные работы на срок до 5 лет.
Постановлением Центральной Комиссии по борьбе с дезертирством от 18 февраля 1919 г. (Руководство к декретам и постановлениям о дезертирах и дезертирстве. - Петроград, 1919. - С.8, 44, 45) было установлено, что дезертиром является "всякий военнослужащий, отсутствовавший в своей части более 7 дней".
3 марта 1919 г. Советом рабоче-крестьянской обороны был принят декрет "О мерах борьбы с дезертирством" (СУ РСФСР. - 1919. - N 9), обративший особое внимание местных органов власти на необходимость строжайшего проведения в жизнь постановлений центральной власти о борьбе с дезертирством.
3 июня 1919 г. Совет рабоче-крестьянской обороны принимает постановление "О мерах по искоренению дезертирства" (СУ РСФСР. - 1919. - N 25), в котором подчеркивалась опасность этого преступления и предусматривались строгое наказание дезертиров (вплоть до расстрела), а также возможность применения к виновным конфискации всего или части имущества и лишения дезертира на срок или навсегда земельного надела.
Приказом РВСР от 3 июня 1919 г. N 997 (Руководство к декретам и постановлениям о дезертирах и дезертирстве. Вып. N 2. - Петроград, 1919. С.23, 26), утвердившим Положение о штрафных частях, было установлено, что направлению в штрафные части подлежат военнослужащие, совершившие повторную самовольную отлучку продолжительностью не более 6 дней. Это же Положение предусматривало возможность направления в штрафные части дезертиров.
Приказом РВСР от 8 декабря 1919 г. N 2131 (СУ РСФСР. - 1919.- N 63) самовольной переход военнослужащих из одной части в другую было предложено квалифицировать как дезертирство.
Постановлением Совета РКО от 13 декабря 1919 г. (СУ РСФСР.- 1919. - N 62) губернским комиссиям по борьбе с дезертирством временно предоставлялись права революционных трибуналов в отношении вынесения приговоров по делам о дезертирах.
8 апреля 1920 г. ВЦИК принял декрет "О комиссиях по борьбе с дезертирством" (СУ РСФСР. - 1920. - N 26), в котором был изложен подробный перечень обстоятельств, при которых дезертиры признавались злостными, а дела о таких лицах передавались для рассмотрения в революционные трибуналы.
Таким образом, в период Гражданской войны и иностранной военной интервенции Советским государством были изданы нормативные акты, регламентирующие ответственность военнослужащих, оставляющих свои части.
5 февраля 1921 г. ВЦИК и СНК приняли декрет "О борьбе с дезертирством" (СУ РСФСР. - 1921. - N 9), предусматривающий рассмотрение дел о дезертирах и их пособниках народными судами, за исключением дел о дезертирстве, совершенном при отягчающих обстоятельствах.
28 февраля 1921 г. в развитие указанного декрета НКО и РВСР была издана Инструкция народным судам о порядке производства дел о дезертирах, их укрывателях, пособниках и попустителях (об издании этой Инструкции специально упоминалось в указанном выше декрете). Инструкция различала понятия дезертирства и побега.
Принятие в 1922 г. УК РСФСР явилось важным этапом в развитии законодательства, предусматривающего ответственность военнослужащих за уклонение от несения военной службы. В указанном Кодексе впервые в законодательном порядке было дано четкое определение трех конкретных составов преступлений: а) побега (ст.204), б) самовольной отлучки (ст.205 УК) и в) уклонения военнослужащего от несения военной службы или от участия в боевых действиях путем причинения себе какого-либо повреждения или путем иного обмана (симуляции глухоты, немоты, слепоты, душевной болезни и т.п.) (ст.206 УК) (Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР. 1917-1952 годы / Под ред. профессора И.П. Голякова.- М., 1953.- С.140-141).
Постановлением четвертой сессии ВЦИК IХ созыва от 11 ноября 1922 г. была дана новая редакция статей, предусматривающих ответственность за уклонение от военной службы. Постановление в целом усилило ответственность за побег, а самовольная отлучка подлежала наказанию в дисциплинарном порядке. Была также введена ч.2 ст.206, которая предусматривала ответственность за уклонения военнослужащих от военной службы перечисленными способами, "учиненные в военное время или в боевой обстановке".
31 октября 1924 г. ЦИК СССР принял Положение о воинских преступлениях (Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР. - М., 1953. - С.207-208). В ст.5 указанного Положения уточнялось понятие побега. Под самовольной отлучкой по-прежнему понималось самовольное оставление военнослужащим своей части или места службы, продолжающееся менее 6 суток, при условии добровольной явки виновного в часть. Так же, как и ранее, устанавливалась ответственность за несвоевременную явку без уважительных причин на службу из командировок, отпусков и т.д. В ст.9 Положения было приведено содержанием ст.206 УК РСФСР 1922 г. с определенными редакционными изменениями. Отдельно был выделен такой способ уклонения от военной службы, как симуляция болезни. Кроме этого, впервые был введен самостоятельный способ уклонения от военной службы путем "подлога документов". В ч.2 ст.9 Положения предусматривалась ответственность за перечисленные способы уклонения в военное время или в боевой обстановке.
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 июля 1927 г. было утверждено Положение о воинских преступлениях. В новом Положении были учтены недостатки прошлого законодательства, составы преступлений были сформулированы с учетом продолжительности отсутствия (объективный критерий) и намерения виновного (субъективный критерий) (Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР. - М., 1953. - С.229-230). В указанном Положении не рассматривались такие понятия, как "дезертирство", "побег", "самовольная отлучка", а самовольное оставление военнослужащим части или места службы различалось в зависимости от: а)продолжительности отсутствия, которая изменялась в зависимости от того, в каких условиях совершено деяние; б) намерений субъекта преступления; в) обстановки деяния и г) субъекта преступления. Содержание ст.12 Положения 1927 г. в целом соответствовало содержанию ст.9 Положения 1924 г., но в ст.12 было внесено положение об установлении ответственности за уклонение от военной службы путем иного обмана. Кроме этого, в отдельном п."в" ст.12 предусматривалась ответственность за уклонение в военное время или в боевой обстановке при смягчающих обстоятельствах. В ст.13 Положения предусматривалась ответственность за уклонение от несения обязанностей военной службы, в частности, под предлогом религиозных или иных убеждений, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных другими статьями Положения (Б. Змиев. Положение о воинских преступлениях в редакции 1927 года. Текст и комментарий. - М., 1928.- С.35-36). Санкция ст.13 (со ссылкой на ст.2 Положения) предусматривала более мягкие меры наказания, чем санкция ст.12 Положения.
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 24 апреля 1929 г. (Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР. - М., 1953. - С.244-245) была упрощена формулировка ст.8 Положения о воинских преступлениях и введены понятия "побег" и "самовольная отлучка".
Президиум Верховного Совета СССР 6 июля 1940 г. издал Указ "Об изменении пунктов "а"-"г" ст.1937 УК РСФСР". Эти изменения сводились к значительному сокращению продолжительности отсутствия - до двух часов, повторное совершение самовольной отлучки (менее двух часов) стало преступным, введен новый состав самовольной отлучки, сформулированный как самовольное оставление части или места службы, продолжающееся в течение определенного времени (от двух до двадцати четырех часов), повышена ответственность за совершение самовольных отлучек, ранее употреблявшееся понятие "побег" было заменено понятием "дезертирство". При этом изменилось содержание состава преступления, охватываемого этим понятием: под дезертирством стало пониматься самовольное оставление части или места службы, если оно продолжалось свыше одних суток. Намерение лица длительно или вовсе уклониться от несения обязанностей военной службы перестало быть квалифицирующим признаком дезертирства. Статьи 12 и 13 Положения о воинских преступлениях 1927 г. в рассматриваемый период времени изменений не претерпели.
В период Великой Отечественной войны законодательство об ответственности военнослужащих за уклонение от прохождения военной службы не подвергалось изменениям, поскольку отвечало задачам борьбы с указанными преступлениями.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 31 мая 1952 г. подвергся изменению п."б" ст.1937 УК РСФСР: было установлено, что при наличии смягчающих обстоятельств самовольная отлучка, совершенная военнослужащими срочной службы, влечет за собой наказание в дисциплинарном порядке, а также было понижено наказание за самовольную отлучку (минимальный срок наказания был снижен с шести до двух месяцев).
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1957 г. "О внесении изменений и дополнений в Положение о воинских преступлениях" был направлен на дальнейшее укрепление законности, дисциплины и порядка в войсках. Основные изменения законодательства об ответственности военнослужащих за преступления, совершаемые путем самовольного оставления части и неявки в срок на службу без уважительных причин, сводились к установлению четкого определения дезертирства, фактически единого для всех категорий военнослужащих. Под дезертирством стало пониматься оставление военнослужащим воинской части или места службы с целью уклониться от военной службы, а равно неявка с той же целью на службу при переводе, из командировки, из отпуска или из лечебного заведения. Вводился новый состав преступления - самовольное оставление части или места службы, занимающий по своей общественной опасности промежуточное положение между дезертирством и самовольной отлучкой. Таким образом, было ликвидировано формальное положение, когда минута "превращала" ненаказуемое деяние в дезертирство либо "превращала" в дезертира военнослужащего, который вовсе не желал совершить это преступление. Было изменено понятие самовольной отлучки, субъектом которой стали рассматриваться только военнослужащие срочной службы. Четко указывалось, что самовольной отлучкой, самовольным оставлением части и дезертирством считаются преступления, совершенные не только путем самовольного оставления части, но и путем неявки в срок на службу без уважительных причин. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1957 г. изменений в ст.ст.12 и 13 Положения о воинских преступлениях 1927 г. не внес.
25 декабря 1958 г. второй сессией Верховного Совета СССР пятого созыва был принят Закон об уголовной ответственности за воинские преступления, который в отличие от Положения о воинских преступлениях, дал название конкретным составам преступлений и в ином порядке излагал эти преступления: ст.9 Закона предусматривала ответственность за самовольную отлучку (ст.10 Положения о воинских преступлениях), ст.10 - за самовольное оставление части или места службы (ст.8 Положения о воинских преступлениях), ст.11 - за дезертирство (ст.7 Положения о воинских преступлениях) и ст.12 - за самовольное оставление части в боевой обстановке (ст.9 Положения о воинских преступлениях). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1957 г. устанавливался одинаковый максимальный размер наказания за дезертирство и самовольное оставление части или места службы, совершенные в мирное время военнослужащими срочной службы. Новый Закон, исходя из повышенной общественной опасности дезертирства, увеличил срок наказания с пяти до семи лет лишения свободы. В ст.12 Закона подчеркивалось, что ответственность за самовольное оставление части или места службы в боевой обстановке наступает независимо от продолжительности отсутствия. В ст.13 Закона предусматривала ответственность за уклонение военнослужащих от несения обязанностей военной службы путем причинения себе какого-либо повреждения (членовредительство) или путем симуляции болезни, подлога документов или иного обмана, а равно за отказ от несения обязанностей военной службы. В диспозиции ст.13 Закона нашли отражение все способы уклонения от военной службы, которые имели место в ст.12 Положения о воинских преступлениях 1927 г. Впервые введено понятие "членовредительство", которое позволяет одним словом обозначить уклонение военнослужащего от несения обязанностей военной службы путем причинения вреда своему здоровью.
В 1960 г. был принят Уголовный кодекс РСФСР, нормы которого полностью воспроизводили Закон СССР об уголовной ответственности за воинские преступления 1958 г. с последующими изменениями и дополнениями.
1 января 1997 г. вступил в силу новый Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ)
В УК РФ содержание ст.ст.337-339, предусматривающих ответственность за самовольное оставление части или места службы, дезертирство и уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами, несколько отличается от содержания соответствующих статей прежнего УК РСФСР.
Так, ч.1 ст.337 УК РФ предусмотрена ответственность за самовольное оставление части или места службы, а равно неявку в срок на службу, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, продолжительностью свыше двух суток, но не более десяти суток. Между тем по ч.1 ст.246 УК РСФСР квалифицировались совершенные той же категорией военнослужащих уклонения продолжительностью свыше трех суток, но не более месяца.
Соответственно ч.3 ст.337 УК РФ содержит состав уклонения продолжительностью свыше десяти суток, но не более одного месяца, а ч.4 - свыше одного месяца.
В действующем УК РФ впервые появилась специальная норма - ч.2 ст.337, предусматривающая ответственность за уклонение от военной службы, совершенное военнослужащим, отбывающим наказание в дисциплинарной воинской части. В то же время состав самовольной отлучки (ст.245 УК РСФСР) в УК РФ отсутствует.
Статья 338 УК РФ в отличие от соответствующей статьи УК РСФСР содержит квалифицирующие признаки дезертирства - совершение его с оружием, вверенным по службе, а равно группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (ч.2 ст.338 УК РФ).
В ст.339 УК РФ не указана такая прежде существовавшая форма уклонения, как отказ от несения обязанностей военной службы. Вместе с тем в зависимости от умысла виновного симуляция болезни, членовредительство, подлог документов или иной обман делятся на совершенные в целях временного или полного освобождения от исполнения обязанностей военной службы (соответственно ч.1 и ч.2 ст.339 УК РФ).
Кроме того, ст.ст.337 и 338 УК РФ содержат примечания, предусматривающие основания освобождения от уголовной ответственности за совершение данных преступлений.
Изменения законодательства обусловливались изменениями: социальнополитической обстановки в государстве, в строительстве и боевой деятельности Вооруженных Сил; военного и уголовного законодательства; задач борьбы с конкретными случаями уклонения от несения обязанностей военной службы.
А.А. Осипов,
консультант аппарата Комитета по обороне
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации,
соискатель кафедры уголовного права Военного университета
"Право в Вооруженных Силах", N 8, август 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
История развития военно-уголовного законодательства об ответственности за уклонение от прохождения военной службы (1917 год - по настоящее время)
Автор
А.А. Осипов - консультант аппарата Комитета по обороне Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, соискатель кафедры уголовного права Военного университета
"Право в Вооруженных Силах", 2003, N 8