Уголовная ответственность за уклонение от прохождения
альтернативной гражданской службы
1. В ч.2 ст.328 УК РФ предусмотрена ответственность за уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных от военной службы. Альтернативная гражданская служба является обязательной службой по выполнению оборонных гражданских обязанностей в различных организациях, перечень которых устанавливается законодательством. В соответствии с Федеральным законом "Об альтернативной гражданской службе" от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ гражданин, которому военная служба была заменена на альтернативную гражданскую службу, должен ее проходить в течение установленного срока в той или иной организации, куда он был направлен военным комиссариатом. Различные формы уклонения от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы причиняют существенный вред прежде всего интересам военной безопасности, а также экономическим интересам общества и государства. Этим главным образом объясняется общественная опасность данного деяния и необходимость его криминализации.
Уголовная ответственность за данное преступление установлена в отечественном законодательстве впервые в УК РФ 1996 г. Однако само законодательство, регламентирующее порядок прохождения альтернативной гражданской службы, появилось лишь в 2002 г. Отсутствие закона об альтернативной гражданской службе обусловливало наличие в различных комментариях и учебной литературе, как правило, весьма поверхностного анализа состава данного преступного деяния. В настоящей статье предпринята попытка дать уголовно-правовую характеристику уклонению от прохождения альтернативной гражданской службы в свете принятого Федерального закона об альтернативной гражданской службе, на этой основе выявить недостатки ныне действующей редакции ч.2 ст.328 УК РФ и предложить направления по совершенствованию уголовного законодательства об ответственности за уклонение от альтернативной гражданской службы.
2. Объектом преступления в рассматриваемом деянии является установленный порядок прохождения альтернативной гражданской службы. Правовая основа порядка прохождения альтернативной гражданской службы содержится в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе "Об альтернативной гражданской службе", в других федеральных законах, а также должна содержаться в положении о прохождении альтернативной гражданской службы и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации. Следует оговориться, что на сегодняшний день нормативная база в данной сфере представлена главным образом ст.59 Конституции Российской Федерации, федеральными законами "О воинской обязанности и военной службе" и "Об альтернативной гражданской службе".
3. Объективная сторона преступления, предусмотренного в ч.2 ст.328 УК РФ, выражается в уклонении от прохождения альтернативной гражданской службы. С этимологической точки зрения "прохождение" представляет собой выполнение (исполнение) каких-либо обязанностей, заданий, а "уклонение" - прекращение, избежание чего-нибудь, устранение, отказ от чего-нибудь. В связи с этим уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы означает в самом общем виде прекращение исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы.
Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы может быть совершено различными способами. Специфика прохождения альтернативной гражданской службы во многом обусловливает содержание этих способов. С учетом особенностей трудовой деятельности граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, способами уклонения могут быть: а) неявка без уважительных причин к месту прохождения альтернативной гражданской службы в указанные в предписании сроки; б) прогул; в) обман; г) отказ от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы. Каждый из этих способов имеет свои отличительные признаки (более подробно о способах уклонения от прохождения альтернативной гражданской службы см.: Комментарий к Федеральному закону "Об альтернативной гражданской службе". Серия "Право в Вооруженных Силах - консультант". - М.: "За права военнослужащих", 2003. - Вып.33. - С.274-290).
Неявка без уважительных причин к месту прохождения альтернативной гражданской службы в указанные в предписании сроки заключается в том, что гражданин, направленный для прохождения альтернативной гражданской службы, без уважительных причин не прибывает в указанные в предписании сроки в организацию, с которой он должен заключить срочный трудовой договор. Уважительными причинами являются обстоятельства, не зависящие от воли граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и лишающие их возможности явиться в срок (примерный перечень таких обстоятельств дается в п.5 ст.11 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе").
Прогул как форма уклонения от прохождения альтернативной гражданской службы возможен только после того, как гражданин, проходящий альтернативную гражданскую службу (работник), заключит с организацией (работодателем) срочный трудовой договор на период прохождения альтернативной гражданской службы. С учетом правового статуса граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, прогул может выражаться либо в самовольном оставлении места работы (рабочего места) или места службы, либо в неявке в срок без уважительных причин на работу.
Обман при уклонении от прохождения альтернативной гражданской службы представляет собой способ, непосредственно связанный с умышленным введением в заблуждение соответствующих должностных лиц относительно действительного наличия правовых оснований для освобождения от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы. Особенностями уклонения от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы путем обмана являются: а) достижение цели незаконного освобождения от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы осуществляется, как правило, с разрешения соответствующих должностных лиц; б) освобождение от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы происходит официально, т.е. на легальном основании, а по существу является фиктивным, основанным на обмане. Обманными формами уклонения от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы могут быть: а) симуляция болезни; б) причинение вреда своему здоровью (членовредительство); в) подлог документов; в) иной обман.
Отказ от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы заключается, во-первых, в открытом заявлении гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, о своем нежелании проходить ее либо выполнять отдельные обязанности альтернативной гражданской службы, во-вторых, в фактическом прекращении с этой целью исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы. Например, гражданин, направленный для прохождения альтернативной гражданской службы, прибыв к месту службы, отказывается заключить срочный трудовой договор, будучи недовольным будущей работой. Отказом от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы будут также случаи демонстративного прекращения выполнения этих обязанностей, когда гражданин не сопровождает это устным или письменным заявлением о нежелании продолжать альтернативную гражданскую службу.
Представляется, что в целях повышения информативности данной нормы, поскольку она адресована не только правоприменителям, а прежде всего лицам призывного возраста, указанные выше способы уклонения от прохождения альтернативной гражданской службы следует непосредственно закрепить в уголовном законе.
Особенность конструкции объективной стороны данного преступления позволяет утверждать, что уголовная ответственность устанавливается не за конкретные способы его совершения (прогулы, симуляцию болезни, членовредительство, подлог документов и т.д.), а за сам факт прекращения исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы. Следовательно, моментом окончания рассматриваемого состава преступления следует считать время прекращения исполнения всех или некоторых обязанностей альтернативной гражданской службы.
В тех случаях, когда гражданин, проходящий альтернативную гражданскую службу, уклоняется тем или иным способом вовсе (полностью) от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы, т.е. на весь период ее прохождения, временем совершения преступления будет момент прекращения исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы. Продолжительность фактического неисполнения обязанностей в данном случае (день, неделя, месяц и т.д.) значения для квалификации не имеет.
Гораздо сложнее обстоит дело, когда лицо, проходящее альтернативную гражданскую службу, уклоняется от исполнения соответствующих обязанностей на определенный срок. Например, гражданин без разрешения (самостоятельно) уезжает к себе домой в целях навестить родственников, отдохнуть и в течение семи дней не выходит на работу, т.е. уклоняется от прохождения альтернативной гражданской службы путем прогула. С момента неявки на работу без уважительных причин гражданин прекращает исполнять обязанности альтернативной гражданской службы и состав рассматриваемого преступления уже налицо. Иными словами, в данном случае имеются формальные основания для привлечения этого лица к уголовной ответственности по ч.2 ст.328 УК РФ. Представляется, что такое решение вряд ли было бы справедливым и, кроме того, соответствовало бы уголовному закону.
При решении данного вопроса следует обратиться к ч.2 ст.14 УК РФ. В ней говорится о том, что не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности. В этой связи необходимо определить критерии (признаки) "малозначительности" уклонения от прохождения альтернативной гражданской службы. По существу, эти признаки главным образом относятся к срокам неисполнения обязанностей альтернативной гражданской службы. Иначе говоря, установление критериев отграничения преступного от непреступного заключается в определении уголовно наказуемых сроков уклонения от прохождения альтернативной гражданской службы.
В целях правильного решения данного вопроса, видимо, следует учитывать критерии разграничения различных видов уклонения от военной службы и дисциплинарных проступков, установленных в ст.337 УК РФ. Это объясняется, во-первых, тем, что альтернативную гражданскую службу проходят взамен военной службы, а во-вторых, тем, что способы уклонения от военной службы по внешним признакам практически совпадают с возможными формами уклонения от прохождения альтернативной гражданской службы. Однако, устанавливая возможные уголовно наказуемые сроки уклонения от прохождения альтернативной гражданской службы по "аналогии" с соответствующими воинскими преступлениями, необходимо иметь в виду ряд важных моментов.
Первое - следует помнить, что обычные работники за уклонение от работы не привлекаются вообще к уголовной ответственности. Второе - правовой режим альтернативной гражданской службы менее строгий по сравнению с военной службой: альтернативная гражданская служба является не разновидностью военной службы, а особым видом трудовой деятельности. Третье - общественная опасность уклонения от прохождения альтернативной гражданской службы значительно меньше по сравнению с общественной опасностью уклонения от военной службы (это подтверждается анализом санкций соответствующих статей). Исходя из этого, представляется, что уголовно наказуемые сроки уклонения от прохождения альтернативной гражданской службы должны быть значительно увеличены по сравнению со сроками схожих воинских преступлений.
Граждане хотя и проходят альтернативную гражданскую службу взамен военной службы по призыву, тем не менее по ряду моментов имеют сходство в правовом положении с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. Представляется, что совпадение по указанным параметрам правового положения граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, позволяет использовать сроки, установленные для военнослужащих - контрактников, только в качестве ориентира уголовно наказуемых сроков уклонения от прохождения альтернативной гражданской службы. Следовательно, в тех случаях, когда лица уклоняются от прохождения альтернативной гражданской службы на определенное время, уголовно наказуемый срок такого уклонения (продолжительность неисполнения обязанностей альтернативной гражданской службы) должен быть больше десяти суток, например - пятнадцать суток.
Вместе с тем следует признать, что вопрос об установлении уголовно наказуемых сроков уклонения от прохождения альтернативной гражданской службы должен быть решен законодательным путем, а не с помощью толкования. В этой связи представляется необходимым непосредственно в уголовном законе, с одной стороны, закрепить уголовно наказуемые сроки уклонения от прохождения альтернативной гражданской службы, с другой - дифференцировать ответственность в зависимости от сроков уклонения.
Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы - длящееся преступление, т.е. представляет собой деяние, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей альтернативной гражданской службе, возложенных на виновного законом под угрозой уголовного наказания. Длящийся характер данного преступления заключается в следующем: а) преступление начинается и образует оконченный состав с момента прекращения исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы (например, с момента оставления организации или места службы либо неявки на службу и т.п.); б) непрерывно осуществляется состав преступления в течение всего времени отсутствия гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, в организации; в) моментом окончания преступления являются: явка с повинной, задержание, наступление иных событий, прекращающих совершение преступления.
3. Субъективная сторона данного преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный осознает, что он уклоняется от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы путем совершения неявки без уважительных причин к месту прохождения альтернативной гражданской службы в указанные в предписании сроки, прогула, обмана либо отказа от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы, и желает таким образом уклониться от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы. Целью может быть либо временное уклонение от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы, либо постоянное уклонение от исполнения этих обязанностей на весь срок службы, предусмотренный в законе. Установление цели в рассматриваемом преступлении имеет существенное значение для правильной квалификации содеянного. Мотивы уклонения от прохождения альтернативной гражданской службы могут быть различными и для квалификации значения не имеют.
4. Субъект преступления в ч.2 ст.328 УК РФ специальный и обозначен как "лицо, освобожденное от военной службы". При установлении круга лиц, могущих быть субъектами данного преступления, необходимо иметь в виду следующее.
В ч.2 ст.328 УК РФ речь идет об уклонении от прохождения альтернативной гражданской службы. Прохождение любой службы, в том числе альтернативной, предполагает наличие у граждан соответствующих обязанностей. В соответствии со ст.18 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" обязанности как компонент статуса "граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу" возлагаются на них с начала альтернативной гражданской службы и прекращаются с окончанием альтернативной гражданской службы. Следовательно, уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы означает уклонение от исполнения уже возложенных на лицо обязанностей альтернативной гражданской службы. С учетом сказанного можно прийти к выводу, что по смыслу Закона субъектом данного преступления могут быть только лица, проходящие альтернативную гражданскую службу.
На основании изложенного в статье представляется более верным выделить из ст.328 УК РФ состав уклонения от прохождения альтернативной гражданской службы и предусмотреть за него ответственность в ст.328.1 УК РФ. Данное предложение обусловлено в первую очередь различной правовой природой "призыва на военную службу" и "прохождения альтернативной гражданской службы". Кроме этого, как было показано, уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы обладает рядом особенностей объективной стороны, требующих дифференциации ответственности за сроки уклонения от прохождения альтернативной гражданской службы. В связи с этим можно предложить следующую редакцию ст.328.1 УК РФ "Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы":
"1. Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы, совершенное путем неявки без уважительных причин к месту прохождения альтернативной гражданской службы в указанные в предписании сроки, или прогула, или симуляции болезни, или причинения себе какого-либо повреждения (членовредительство), или подлога документов, или иного обмана, а равно отказа от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы, продолжительностью свыше пятнадцати суток, но не более двух месяцев, -
наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет.
2. То же деяние, совершенное продолжительностью свыше двух месяцев, -
наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное с целью вовсе уклониться от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы, -
наказывается лишением свободы до трех лет".
О.К. Зателепин,
подполковник юстиции, начальник кафедры
уголовного права Военного университета,
кандидат юридических наук
А.А. Ходусов,
майор юстиции, старший преподаватель кафедры
уголовного права Военного университета
"Право в Вооруженных Силах", N 8, август 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Уголовная ответственность за уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы
Авторы
О.К. Зателепин - подполковник юстиции, начальник кафедры уголовного права Военного университета, кандидат юридических наук
А.А. Ходусов - майор юстиции, старший преподаватель кафедры уголовного права Военного университета
"Право в Вооруженных Силах", 2003, N 8