Новый Гражданский процессуальный кодекс
и право военнослужащего на обращение в суд
Деятельность органов военного управления и воинских должностных лиц в условиях правового государства должна носить исключительно подзаконный характер, т.е. осуществляться на основе и во исполнение закона.
Судебный контроль за законностью деятельности органов военного управления и воинских должностных лиц в соответствии с конституционным принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную власть призваны осуществлять военные суды.
Статьей 4 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" к одной из основных задач военных судов при рассмотрении дел отнесены "обеспечение и защита нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина", а статьей 7 названного Закона к подсудности военных судов (к их компетенции) отнесены "гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений".
Проведенное Верховным Судом Российской Федерации изучение судебной практики показало, что количество рассмотренных судами дел по жалобам и искам, связанным с нарушением законодательства о социально-правовой защите военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возрастает. Подавляющее большинство таких жалоб и исков удовлетворяется судами, что свидетельствует о значительном числе нарушений прав указанных лиц*(1).
Военнослужащим и гражданам, проходящим военные сборы, необходимо помнить, что военным судам на территории Российской Федерации не подсудны гражданские дела об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных или муниципальных органов и должностных лиц, не относящихся к органам военного управления и не являющихся воинскими должностными лицами.
Военным судам на территории Российской Федерации также не подсудны гражданские дела по искам и заявлениям граждан, не имеющих статуса военнослужащих, за исключением граждан, уволенных с военной службы (прошедших военные сборы), если они обжалуют или оспаривают действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие их права, свободы и охраняемые законом интересы в период прохождения ими военной службы, военных сборов (например, дела по искам и заявлениям граждан, уволенных с военной службы, о восстановлении на военной службе, о взыскании невыданного денежного и иных видов довольствия, поскольку их права нарушены в период прохождения ими военной службы)*(2).
Судебный контроль за законностью деятельности органов военного управления и воинских должностных лиц осуществляется в определенных процеccуальных формах, установленных законодательством.
С 1 февраля 2003 г. вступил в силу новый гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - ГПК РФ), который изменил ранее существовавший порядок обжалования решений, действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан.
Напомню, что до 1 февраля 2003 г. военнослужащие и граждане, проходящие военные сборы, обжаловали в военный суд решения, действия (бездействие) органов военного управления и воинских должностных лиц путем подачи письменного процессуального документа, название которого - "жалоба".
С 1 февраля 2003 г. процессуальным документом, на основании которого возбуждается подобного рода гражданское дело в военном суде, является заявление, а не жалоба.
Также необходимо обратить внимание на следующие особенности.
Отдельными главами ГПК РФ регламентируются:
- оспаривание нормативных правовых актов полностью или в части, исходящих от органов государственной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц (в том числе органов военного управления, воинских должностных лиц), если гражданин (военнослужащий) считает, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, и если их оспаривание не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов (Конституционного Суда Российской Федерации, арбитражных судов)*(3);
- оспаривание решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (в том числе органов военного управления, воинских должностных лиц). В данном случае под решениями, которые оспариваются, понимаются как правило, ненормативные правовые акты.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом*(4).
Возбуждение гражданского дела в военном суде по оспариванию решений действий (бездействия) органов военного управления и воинских должностных лиц осуществляется в порядке, установленном главами 23 и 25 ГПК РФ.
К решениям, действиям (бездействию) органов военного управления или воинского должностного лица, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
- нарушены права и свободы военнослужащего;
- созданы препятствия к осуществлению военнослужащим его прав и свобод;
- на военнослужащего незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Военнослужащие и граждане, проходящие военные сборы (далее - военнослужащие), вправе оспорить в военном суде решение, действие (бездействие) органа военного управления, воинских должностных лиц путем подачи заявления, если считают, что нарушены их права и свободы. Они вправе обратиться непосредственно в военный суд, или в вышестоящий в порядке подчиненности орган военного управления, или к вышестоящему должностному лицу, т.е. военнослужащему принадлежит право выбора способа защиты своих прав по своему усмотрению - судебный или несудебный (административный) порядок. Действующим законодательством установлено, что обращение военнослужащего в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к вышестоящему должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в военный суд.
Заявление подается в военный суд по подсудности.
В Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации подаются заявления об оспаривании ненормативных актов Президента Российской Федерации, нормативных актов Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы.
В окружной (флотский) военный суд подаются заявления, если возбуждаемое гражданское дело будет связано с государственной тайной.
Все остальные заявления подаются в соответствующий гарнизонный военный суд, который действует на территории, где дислоцируются один или несколько военных гарнизонов. Причем заявление может быть по выбору военнослужащего подано в военный суд по месту его жительства или по месту нахождения органа военного управления или воинского должностного лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются. На практике, конечно, в соответствии со спецификой системы военных судов, место жительства военнослужащего и место нахождения органа военного управления или воинского должностного лица, как правило, совпадают, и дело подсудно одному и тому же гарнизонному военному суду.
При нарушении правил подсудности дела судья отказывает в принятии заявления.
Военный суд приступает к рассмотрению дела, как было уже указано, на основании заявления военнослужащего.
Судья отказывает в принятии заявления или прекращает производство по делу, если имеется вступившее в законную силу решение суда, по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
Предметом в данном случае является определенное материально-правовое требование военнослужащего к органу военного управления (воинскому должностному лицу), предъявленное в военный суд. Законодательство не допускает повторного обращения одного и того же лица в суд с одним и тем же требованием, по тому же основанию.
Военнослужащий вправе обратиться в военный суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Пропуск трехмесячного срока обращения в военный суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. Пропуск установленного процессуального срока означает для лица, пропустившего срок, прекращение его права на процессуальное действие. Поэтому в случае пропуска установленного трехмесячного срока необходимо вместе с заявлением подать ходатайство о восстановлении пропущенного срока в письменной форме, обосновать уважительность пропуска срока и привести соответствующие доказательства. Необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 6 статьи 152 ГПК РФ ответчик в предварительном судебном заседании может подать заявление о пропуске заявителем без уважительных причин срока обращения в суд. При установлении факта пропуска без уважительных причин срока обращения в суд судья принимает решение об отказе в удовлетворении требований, изложенных в заявлении, без исследования иных фактических обстоятельств по делу. Такое решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке или кассационном порядке.
Действующим законодательством не установлены требования к форме и содержанию подаваемого в военный суд заявления об оспаривании решений и действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц. В ГПК РФ закреплено только, что в заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием).
Такое положение, по мнению автора, является недостатком нового ГПК РФ, и в данном случае необходимо в соответствии с частью 4 статьи 1 ГПК РФ применять аналогию закона. В частности, положения статьи 251 ГПК РФ, содержащие требования к заявлению об оспаривании нормативного правового акта (заявление должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 131 ГПК РФ).
Таким образом, заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц подается в суд в письменной форме.
В заявлении должно быть указано следующее:
- наименование военного суда, в который подается заявление;
- фамилия, имя, отчество военнослужащего, его место жительства, а также фамилия, имя, отчество представителя и его адрес, если заявление подается представителем;
- наименование органа военного управления (воинского должностного лица), решение, действие (бездействие) которого оспариваются, его место нахождения;
- какие решения, действия (бездействие) органа военного управления (воинского должностного лица) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы военнослужащего нарушены этими решениями, действиями (бездействием) и требования военнослужащего;
- обстоятельства, на которых военнослужащий основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
- перечень прилагаемых к заявлению документов.
В заявлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты военнослужащего, его представителя, органа военного управления (воинского должностного лица), иные сведения, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, а также изложены ходатайства.
Заявление подписывается военнослужащим или его представителем при наличии у него полномочий на подписание заявления и предъявление его в военный суд.
К заявлению прилагаются:
- его копии для органа военного управления (воинского должностного лица);
- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
- доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя военнослужащего;
- документы, подтверждающие обстоятельства, на которых военнослужащий основывает свои требования, копии этих документов для органа военного управления (воинского должностного лица), если копии у них отсутствуют.
Подача заявления облагается, как и ранее, государственной пошлиной, размер которой не изменился и составляет 15% от минимального размера оплаты труда.
Заявление рассматривается судом в течение десяти дней с участием военнослужащего, руководителя или представителя органа военного управления, воинского должностного лица, решения, действия (бездействие) которых оспариваются.
Неявка в судебное заседание кого-либо из указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления. В то же время военный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа военного управления или воинского должностного лица. В случае неявки указанные лица могут быть подвергнуты штрафу в размере до десяти установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.
Дело рассматривается и разрешается судьей военного суда единолично.
Обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов военного управления или воинского должностного лица возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
При рассмотрении и разрешении дела военный суд может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела. Должностные лица, не исполняющие требований суда о предоставлении доказательств, подвергаются штрафу в размере до десяти установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.
При рассмотрении и разрешении дела военный суд не связан основаниями и доводами заявленных военнослужащим требований и вправе выйти за их пределы в целях проверки законности деятельности органа военного управления, воинского должностного лица. Но в любом случае проверка законности деятельности указанных лиц осуществляется в пределах рассматриваемого дела.
Военный суд вправе приостановить действие оспариваемого решения органа военного управления или воинского должностного лица до вступления в законную силу решения суда.
Военный суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа военного управления, воинского должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод военнослужащего или препятствие к осуществлению военнослужащим его прав и свобод.
Решение военного суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа военного управления, воинскому должностному лицу, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение военного суда вступает в законную силу по истечении срока на кассационное обжалование, если оно не было обжаловано.
Срок кассационного обжалования - десять дней со дня принятия решения военным судом в окончательной форме, т.е. полного мотивированного решения.
В случае подачи кассационной жалобы решение военного суда, если оно не отменено судом кассационной инстанции, вступает в законную силу после рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
После вступления в законную силу решения военного суда лица, участвующие в деле, а также иные лица не могут заявлять в суде те же требования и по тем же основаниям.
Исполняется решение военного суда в установленный этим же решением срок. Об исполнении решения должно быть сообщено в военный суд и военнослужащему не позднее чем в течение месяца со дня получения решения органом военного управления, воинским должностным лицом.
Военный суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено органом военного управления, воинским должностным лицом в соответствии с законом, в пределах их полномочий, и права либо свободы военнослужащего не были нарушены.
Вариант заявления
В ____________________________________
(наименование военного суда, в который
подается заявление)
Заявитель: ___________________________
(фамилия, имя, отчество
________________
военнослужащего)
Адрес места жительства: _______________
тел. ______; факс _____ ; E-mail ______
Представитель заявителя (если заявление
подается представителем):
_____________________________
(фамилия, имя, отчество)
Адрес места жительства: _______________
тел. ______; факс _____ ; E-mail ______
Орган военного управления (воинское
должностное лицо), решение, действие
(бездействие) которого оспариваются:
_________________________________
(наименование)
Место нахождения: _____________________
(почтовый адрес)
тел. _____ ; факс _____ ; E-mail ______
Заявление
об оспаривании решения, действия (бездействия)
органа военного управления (воинского должностного лица)
(подробно излагаются обстоятельства дела, на которых военнослужащий
основывает свои требования; указываются доказательства, подтверждающие
эти обстоятельства; указывается, какие решения, действия (бездействие)
органа военного управления (воинского должностного лица) должны быть
признаны незаконными, какие права и свободы военнослужащего нарушены
этими решениями, действиями (бездействием)
На основании вышеизложенного
Прошу:
(указываются требования военнослужащего; могут быть изложены
имеющиеся у военнослужащего ходатайства)
Приложения:
1. Копия заявления для органа военного управления (воинского
должностного лица).
2. Квитанция, подтверждающая оплату государственной пошлины.
3. Доверенность от "__" ________ 200_ г. (если заявление подается
представителем);
4. Документы, подтверждающие обстоятельства, на которых
военнослужащий основывает свои требования.
5. Копии этих документов для органа военного управления (воинского
должностного лица), если копии у них отсутствуют).
"__" ___ 200_ г. _____________ ___________________
(подпись) (фамилия, И.О.)
Л.И. Шевчук,
подполковник юстиции,
старший преподаватель Военного университета
"Право в Вооруженных Силах", N 9, сентябрь 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" от 14 февраля 2000 г. N 9.
*(2) См. там же.
*(3) В данной статье порядок оспаривания нормативных правовых актов не рассматривается, он регулируется главами 23 и 24 ГПК РФ.
*(4) См. постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" от 20 января 2003 г. N 2.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Новый Гражданский процессуальный кодекс и право военнослужащего на обращение в суд
Автор
Л.И. Шевчук - подполковник юстиции, старший преподаватель Военного университета
"Право в Вооруженных Силах", 2003, N 9