К вопросу о единстве основных норм денежного и иных видов
материального обеспечения военнослужащих и сотрудников
правоохранительных органов
В качестве главного принципа государственной военно-социальной политики выступает принцип социальной справедливости. Данный принцип является общепризнанной ценностью современного демократического общества, получившей закрепление в основополагающих документах мирового сообщества.
Тема справедливости издавна является предметом научного рассмотрения. Так, Аристотель в своей работе "Этика" понятие "справедливость" в социальном смысле разделял на два вида: справедливость в смысле одинаковых возможностей, предоставляемых индивидам независимо от их индивидуальных социальных различий, и справедливость как воздаяние за личный труд, за успех. Эти два вида были им названы уравнительным и распределительным типами справедливости, между которыми существует не устранимое до конца противоречие*(1).
Уравнительный тип справедливости предоставляет людям одинаковые возможности, что является оправданным в том случае, когда слабость одних индивидов по сравнению с другими является объективной. Однако, удовлетворяя потребности граждан на единообразном уровне, такая справедливость снижает их мотивацию к активности, труду, творчеству. Распределительная справедливость воздает индивидам за их успехи и активность, стимулируя их тем самым к еще большему приложению усилий в своей профессиональной деятельности. Но она ставит в ущемленное положение тех, кто в силу объективных причин не способен к активной деятельности.
Провозглашение Российской Федерации социальным государством влечет за собой признание равенства социальных прав всех его граждан независимо от их индивидуальных особенностей. Социальное государство обязано гарантировать всем своим гражданам некий социальный минимум. В то же время активные, инициативные, способные граждане должны иметь возможность получать за свой больший по сравнению с другими труд больший объем вознаграждения. Следует подчеркнуть, что в военно-социальной политике принцип справедливости должен воплощать оба начала - как уравнительное, так и распределительное. От умения субъектов военно-социальной политики в своей деятельности разумно сочетать оба эти подхода в значительной степени зависит достижение провозглашаемых целей в данной сфере.
Анализ военно-социального законодательства показывает, что современная нормативно-правовая база военно-социальной политики в основном позволяет реализовывать данный принцип на практике. Одним из проявлений указанного принципа является закрепление в законодательстве единства основных норм денежного и иных видов материального обеспечения военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов*(2). Так, Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ (п.1 ст.3), гарантируя единый статус для всех категорий военнослужащих и единую систему их правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения, в то же время объем предоставляемых военнослужащим социальных благ ставит в прямую зависимость от занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, характера выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы*(3). Кроме того, принцип единства основных норм денежного довольствия военнослужащих различных федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба, закреплен в п.2 ст.12 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
По вопросу денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в течение 2002 г. были приняты следующие нормативные правовые акты:
- Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот" от 7 мая 2002 г. N 49-ФЗ;
- Федерального закона "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы) от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ;
Указа Президента Российской Федерации "О денежном довольствии военнослужащих" от 1 июня 2002 г. N 537;
Указа Президента Российской Федерации "О денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации" от 30 июня 2002 г. N 672;
- постановления Правительства Российской Федерации "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих" от 26 июня 2002 г. N 462;
- постановления Правительства Российской Федерации "Об установлении окладов денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации" от 4 июля 2002 г. N 487.
Указанными актами нормативно закреплены единые подходы к формированию размеров денежного содержания военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов по равнозначным (приравненным) должностям и воинским (специальным) званиям.
Единство системы пенсионного обеспечения военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов установлено Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 г. N 4468-1; единство страхового обеспечения - Федеральным законом "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции" от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ.
Вместе с тем анализ действующего законодательства показывает, что если в сфере денежного содержания, пенсионного обеспечения и страховых гарантий принцип единства основных норм социальной защиты военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в основном реализуется, то в области обеспечения других социальных гарантий, компенсаций и льгот имеются существенные отклонения от него. Основные из них состоят в следующем.
Первое. Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда" от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ и изданным в соответствии с ним постановлением Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления размеров стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат" от 21 декабря 2000 г. N 999 осуществлена замена размеров различного рода компенсаций, пособий и других выплат, исчисляемых в суммах, кратных минимальному размеру оплаты труда, на фиксированные суммы. Однако, как показывает практика, указанная замена осуществлена с нарушением принципа социальной справедливости, что подтверждается следующими фактами:
а) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 460 установлен предельный размер оплаты ритуальных услуг по погребению погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов в сумме 6000 руб. (напомним, что до 1 января 2001 г. указанная предельная сумма составляла 20 минимальных размеров оплаты труда). В то же время при оплате ритуальных услуг в случае гибели (смерти) лиц, привлекавшихся к борьбе с терроризмом, предельная норма расходов на указанные цели установлена в 20 минимальных размеров оплаты труда (п.9 постановления Правительства Российской Федерации от 22 января 1997 г. N 58). С учетом нынешней величины минимального размера оплаты труда - 450 руб. размер компенсации на ритуальные услуги по погребению погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в настоящее время на треть ниже, чем при погребении лиц, погибших в борьбе с терроризмом;
б) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы" от 26 июня 1995 г. N 604 размер компенсации, выплачиваемой военнослужащим за наем (поднаем) жилых помещений, составляет не более 300, 400 и 500 руб. в месяц (в зависимости от категории населенного пункта, в котором проживает военнослужащий). До 1 января 2001 г. размер указанной компенсации составлял 3, 4 и 5 минимальных размеров оплаты труда соответственно. В то же время в соответствии со ст.35 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы" от 21 июля 1993 г. N 5473-1 сотрудникам органов уголовно-исполнительной системы компенсация за поднаем жилых помещений выплачивается в размере, оговоренном договором найма (поднайма) жилья, но не превышающем должностной оклад нанимателя. С учетом того, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2002 г. N 487 минимальный должностной оклад сотрудника уголовно-исполнительной системы составляет сегодня 1115-1240 руб. в месяц, размер денежной компенсации за поднаем жилых помещений, выплачиваемой военнослужащим, как минимум, в 2,5 раза ниже, чем у указанных сотрудников.
Второе. Федеральным законом от 7 мая 2002 г. N 49-ФЗ из ст.13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" исключена правовая норма, предусматривавшая выплату военнослужащим, имеющим право на пенсию за выслугу лет, ежемесячной надбавки к денежному довольствию в размере до 50% пенсии, которая могла быть им назначена. В то же время указанная ежемесячная надбавка сохранена для военных прокуроров (ст.49 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 г. N 2202-1).
Третье. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "О дополнительных мерах по усилению социальной защиты военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы и налоговой полиции" от 16 марта 1996 г. N 280 с 1 июля 2002 г. установлена выплата процентной надбавки за ученую степень лицам начальствующего состава органов внутренних дел в размере 5% от должностного оклада за ученую степень кандидата наук; 10% от должностного оклада - за ученую степень доктора наук. Что же касается военнослужащих, то надбавка за ученую степень выплачивается только тем из них, которые замещают воинские должности руководящего, профессорско-преподавательского и научного состава в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и в бюджетных учреждениях (организациях) науки Министерства обороны Российской Федерации, ученые степени по которым предусмотрены квалификационными требованиями*(4).
Четвертое. К сожалению, иногда положение в рассматриваемой в настоящей статье сфере усугубляется судебной практикой. Так, решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N ВКПИ02-77*(5) признан незаконным (недействующим) с момента опубликования абз.2 п.28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80. Напомним содержание признанной незаконной правовой нормы указанной Инструкции: "Военнослужащие, состоящие на учете нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), направленные в установленном порядке к новому месту военной службы из одной воинской части в другую, дислоцированную в том же гарнизоне, подлежат включению в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) со времени принятия их на учет и включения в указанные списки по предыдущему месту военной службы в этом гарнизоне".
В то же время аналогичная правовая норма (о сохранении очередности обеспечения жильем военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов при перемещении по службе в пределах одного гарнизона или одного населенного пункта) содержится в п.25 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Железнодорожных войсках Российской Федерации, утвержденной приказом ФСЖВ России от 5 сентября 2001 г. N 290, в п.22 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в инженерно-технических воинских формированиях, дорожно-строительных воинских формированиях при Федеральной службе специального строительства Российской Федерации, утвержденной приказом Спецстроя России от 8 апреля 2002 г. N 116, в п.8 Положения о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденного приказом МВД России от 24 мая 2003 г. N 345. Нормы указанных актов незаконными не признавались и продолжают действовать, что ставит военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации в неравные условия в сравнении с военнослужащими и сотрудниками указанных федеральных органов исполнительной власти.
Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что в реализации принципа единства основных норм денежного и иных видов материального обеспечения в настоящее время существуют серьезные проблемы. Данное обстоятельство определяет необходимость дальнейшего совершенствования правовых основ современной военно-социальной политики российского государства.
В.М. Корякин,
кандидат юридических наук,
полковник юстиции, начальник юридической службы
Главного управления воспитательной работы
Вооруженных Сил Российской Федерации
"Право в Вооруженных Силах", N 11, ноябрь 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Более подробно об указанной проблеме см.: Боннер А.Т. Законность и справедливость в правоприменительной деятельности. - М., 1992. - С.13; Холостова Е.И. Социальная политика. - М., 2001. - С.23 - 24.
*(2) Под сотрудниками правоохранительных органов в настоящей статье подразумеваются сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России, Государственной противопожарной службы МЧС России, таможенных органов Российской Федерации, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также - до 1 июля 2003 г. - федеральных органов налоговой полиции.
*(3) Более подробно о данной проблеме см.: Корякин В.М. Сравнительно-правовой анализ увеличения количества льгот, гарантий и размера компенсаций в соответствии с квалификацией и сроками военной службы // Право в Вооруженных Силах. - 2001. - N 11.
*(4) См. приказ Министра обороны Российской Федерации от 16 апреля 2003 г. N 115 (Российская газета. - 2003. - 14 мая).
*(5) См.: Право в Вооруженных Силах. - 2003. - N 2. - С.31 - 32.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
К вопросу о единстве основных норм денежного и иных видов материального обеспечения военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов
Автор
В.М. Корякин - кандидат юридических наук, полковник юстиции, начальник юридической службы Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации
"Право в Вооруженных Силах", 2003, N 11