Комментарий к главе 30 НК РФ
"Налог на имущество организаций"
Федеральным законом от 11 ноября 2003 года N 139-ФЗ "О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов" раздел IX части второй НК РФ дополнен главой 30 "Налог на имущество организаций".
Глава 30 НК РФ вступает в силу 1 января 2004 года.
Отчетным периодом по налогу является квартал календарного года. Следовательно, первым периодом, за который расчет налога на имущество будет проводиться по новым правилам, является период с 1 января по 31 марта 2004 года. Тем не менее, нужно внести необходимые изменения в учетную политику организации для целей налогообложения.
Ниже приводится комментарий к основным положениям новой главы НК РФ и их сравнение с ранее действовавшими нормами Закона РФ от 13 декабря 1991 года N 2030-I "О налоге на имущество предприятий" (который прекращает свое действие также с 1 января 2004 года).
Глава 30 НК РФ отличается от ранее действовавшего Закона о налоге на имущество, прежде всего, структурой, являющейся стандартной для всех глав части второй НК РФ.
В отдельной статье (372) сформулированы общие положения, в соответствии с которыми налог должен устанавливаться и вводиться, а также порядок и полномочия органов государственной власти по установлению налоговых льгот и основания для их использования налогоплательщиками.
Пункт 1 статьи 373 НК РФ, определяющий состав налогоплательщиков, является, по существу, отсылочным. Понятие "организация" подробно не расшифровывается. Следовательно, необходимо исходить из определения, приведенного в статье 11 НК РФ:
организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации).
Отдельно охарактеризованы иностранные организации, как плательщики налога.
Обращаем внимание на то, что из текста Закона исключена норма, в соответствии с которой не являлся налогоплательщиком Центробанк Российской Федерации и его учреждения.
Статьей 374 главы 30 НК РФ установлено, что налоговая база для целей налогообложения налогом на имущество по-прежнему определяется по данным бухгалтерского учета. Так как методы начисления амортизации объектов основных средств и определения их остаточной стоимости в бухгалтерском и налоговом учете различаются весьма существенно, данное требование можно считать одним из наиболее специфических - в отношении других налогов имеются ссылки на соответствующие главы НК РФ (как правило, на главу 25).
Наиболее существенными следует считать изменения состава имущества, стоимость которого включается в состав налоговой базы. С введение в действие Закона о налоге на имущество для целей налогообложения будет учитываться только стоимость объектов основных средств. Пунктом 1 статьи 374 НК РФ указывается на то, что для того, чтобы стоимость объекта основных средств включалась в налоговую базу, необходимо, чтобы этот объект числился на балансе налогоплательщика.
В отдельный пункт выделено определение объекта налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства.
Ключевым в пункте 2 статьи 374 НК РФ, по нашему мнению, является указание на то, что для целей налогообложения налогом на имущество иностранные организации обязаны вести учет объектов налогообложения в соответствии с установленным в Российской Федерации порядком ведения бухгалтерского учета. Из этого, в частности, следует, что в том случае, когда стоимость объектов основных средств, рассчитанная по международным стандартам отчетности (IAS, GAAP и т.п.) отличается от стоимости, определенной в соответствии с ПБУ 6/01, за основу принимается последняя. Если иностранные организации не осуществляют через постоянное представительство деятельности в Российской Федерации, но имеют на ее территории собственные объекты основных средств, они облагаются налогом на общих основаниях.
Обращаем внимание на то, что земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы) по-прежнему не подпадают под налогообложение налогом на прибыль. Только если ранее это было своего рода льготой, то теперь они просто включены в состав имущества, не являющегося объектами налогообложения.
Подчеркнем, что под природными ресурсами подразумеваются именно ресурсы - полезные ископаемые, содержащиеся в недрах.
Добытые полезные ископаемые под это определение не подпадают.
Существенно сужен состав исключаемых из налогооблагаемой базы объектов бюджетных учреждений и иных организаций, финансируемых за счет бюджетных ассигнований. Если ранее не подлежало налогообложению имущество бюджетных учреждений и организаций, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти, органов местного самоуправления, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти, органов местного самоуправления, то теперь не являются объектами налогообложения только имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
По-видимому, предполагается, что в отношении имущества организаций, содержащихся за счет средств регионального и местного бюджетов может быть предоставлена соответствующая льгота при разработке и принятии законов о налоге на имущество субъектами Российской Федерации. Кроме того, для организаций некоторых отраслей Законом о налоге на имущество предусмотрены отдельные льготы. Более подробно изменения в составе налоговых льгот и порядке их применения будут рассмотрены ниже.
Порядок расчета налоговой базы теперь установлен непосредственно в тексте главы 30 НК РФ (статьи 375 и 376 НК РФ). При этом установлена и точная схема расчета. Ранее такая схема устанавливалась подзаконным актом - инструкцией МНС РФ.
Изменен общий принцип определения среднегодовой стоимости имущества - если ранее рассчитывалась средняя хронологическая (остатки на начало налогового периода и на начало периода, следующего за налоговым, принимались в половинном размере), то теперь определяется средняя арифметическая величина. Однако в расчет принимается не только остаточная стоимость объектов основных средств по состоянию на начало каждого месяца, но и на начало месяца, следующего за отчетным. В качестве делителя используется число, равное количеству месяцев, остатки на начало которых принимаются к расчету (соответственно - 4, 7, 10 и 13). Разница с ранее действовавшим порядком состоит в том, что данные являются более детализированы - к расчету принимается сумма ежемесячных остатков, а не ежеквартальных - как это было до введения в действие Закона о налоге на имущество
Пример 1. Стоимость объекта основных средств по состоянию на 1 января 2004 года составляет 100 тыс. руб. Норма амортизации - 12 процентов (1 процент в месяц).
При этом налоговая база в течение 2004 года будет определяться следующим образом (для наглядности представим расчеты в табличной форме):
Месяц года | Остаточная стоимость на начало месяца |
Налоговая база |
Январь | 100 | |
Февраль | 99 | |
Март | 98 | Первый отчетный период: (100 + 99 + 98 + 97) : 4 = 98,5 |
Апрель | 97 | |
Май | 96 | |
Июнь | 95 | Второй отчетный период: (100 + 99 + 98 + 97 + 96 + 95 + 94) : 7 = 97 |
Июль | 94 | |
Август | 93 | |
Сентябрь | 92 | Третий отчетный период: (100 + 99 + 98 + 97 + 96 + 95 + 94 + 93 + 92 + 91) : 10 = 95,5 |
Октябрь | 91 | |
Ноябрь | 90 | |
Декабрь | 89 | |
Январь 2005 го- да |
88 | Налоговый период: (100 + 99 + 98 + 97 + 96 + 95 + 94 + 93 + 92 + 91 + 90 + 89 + 88) : 13 = 94 |
Так как для целей налогообложения налогом на имущество принимаются суммы, исчисленные по правилам бухгалтерского учета, вероятна ситуация, когда начисление амортизации приостанавливается (например, в случае вывода объектов на консервацию или восстановление). В течение таких периодов остаточная стоимость не изменяется, следовательно, к расчету она должна приниматься в том же размере, что и до начала соответствующих периодов.
Пример 2. Объект основных средств выведен на консервацию с мая по август 2004 года. Другие условия - те же, что и в предыдущем примере.
Расчет налоговой базы по налогу на прибыль будет выглядеть следующим образом:
Месяц года | Остаточная стоимость на начало месяца |
Налоговая база |
Январь | 100 | |
Февраль | 99 | |
Март | 98 | Первый отчетный период: (100 + 99 + 98 + 97) : 4 = 98,5 |
Апрель | 97 | |
Май | 97 | |
Июнь | 97 | Второй отчетный период: (100 + 99 + 98 + 97 х 4) : 7 = 97,9 |
Июль | 97 | |
Август | 97 | |
Сентябрь | 96 | Третий отчетный период: (100 + 99 + 98 + 97 х 5 + 96 + 95) : 10 = 97,3 |
Октябрь | 95 | |
Ноябрь | 94 | |
Декабрь | 93 | |
Январь 2005 го- да |
92 | Налоговый период: (100 + 99 + 98 + 97 х 5 + 96 + 95 + 94 + 93 + 92) : 13 = 96,3 |
Если в течение налогового или отчетного периода осуществлены вложения в основные средства, увеличившие их остаточную стоимость, эти изменения также должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на имущество.
Пример 3. Для условий примера 1. В марте месяце произведена реконструкция объекта на сумму 20 тыс. руб. Срок полезного использования объекта не изменился. В результате размер ежемесячных амортизационных отчислений увеличился с апреля (месяца, следующего за месяцем осуществления капитальных вложений) до 1,2 тыс. руб. (1 тыс. руб. + 20 тыс. руб. х 10% : 12).
Расчет налоговой базы в данном случае будет следующим:
Месяц года | Остаточная стоимость на начало месяца |
Налоговая база |
Январь | 100 | |
Февраль | 99 | |
Март | 98 | Первый отчетный период: (100 + 99 + 98 + 117) : 4 = 103,5 |
Апрель | 117 (98 - 1 + 20) |
|
Май | 115,8 | |
Июнь | 114,6 | Второй отчетный период: (100 + 99 + 98 + 117 + 115,8 + 114,6 + 113,4) : 7 = 108,3 |
Июль | 113,4 | |
Август | 112,2 | |
Сентябрь | 111 | Третий отчетный период: (100 + 99 + 98 + 117 + 115,8 + 114,6 + 113,4 + 112,2 + 111 + 109,8) : 10 = 109,1 |
Октябрь | 109,8 | |
Ноябрь | 108,6 | |
Декабрь | 107,4 | |
Январь 2005 го- да |
106,2 | Налоговый период: (100 + 99 + 98 + 117 + 115,8 + 114,6 + 113,4 + 112,2 + 111 + 109,8 + 108,6 + 107,4 + 106,2) : 13 = 108,7 |
Таким образом, несмотря на то, что остаточная стоимость объекта после завершения реконструкции будет постепенно уменьшаться, в течение периода, оставшегося до конца налогового периода, налоговая база для целей налогообложения может несколько увеличиться. Это связано с особенностями расчетной схемы - для условий примера - во втором отчетном периоде в расчете участвует 4 показателя (из 7), относящегося к новой стоимости объекта (что составляет менее 60 процентов общего количества показателей), а в третьем отчетном периоде - 7 показателей из 10 (70 процентов).
Размер предельной налоговой ставки увеличен на 10 процентов - до 2,2 процента налоговой базы. Одновременно исключено требование, в соответствии с которым при отсутствии решений законодательных (представительных) органов субъектов РФ об установлении конкретных ставок налога применяется максимальная ставка.
Запрет на установление ставки налога для отдельного предприятия заменен более общей нормой, которая допускает установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения. То есть фактически позиция законодателя по данному вопросу не изменилась.
Проиллюстрируем порядок определения сумм налога, подлежащего в уплате в бюджет по окончании каждого отчетного и налогового периода на примерах. Данные о размере налоговой базы возьмем из примеров NN 1-3. Налоговая ставка равна 2,2 процента.
В случае, когда амортизация начисляется равномерно и непрерывно в течение всего налогового периода, расчет будет выглядеть следующим образом.
Отчетный или налоговый период |
Остаточная сто- имость на нача- ло месяца |
Расчет налога | Сумма налога (руб.) |
Первый | 98,5 | 98,5 х 2,2% : 4 | 542 |
Второй | 97 | 97 х 2,2% : 4 | 534 |
Третий | 95,5 | 95,5 х 2,2% : 4 | 525 |
Налоговый период |
94 | 94 х 2,2% - (сумма стр.1-3) |
467 (2068 - (542 + 534 + 525)) |
Всего: |
В случае, когда объект основных средств выведен на консервацию с мая по август 2004 года.
Отчетный или налоговый период |
Остаточная сто- имость на нача- ло месяца |
Расчет налога | Сумма налога (руб.) |
Первый | 98,5 | 98,5 х 2,2% : 4 | 542 |
Второй | 97,9 | 97,9 х 2,2% : 4 | 538 |
Третий | 97,3 | 97,3 х 2,2% : 4 | 535 |
Налоговый период |
96,3 | 96,3 х 2,2 - (сумма стр.1-3) |
504 (2119 - (542 + 538 + 535)) |
Всего: | 2119 |
Очевидно, что консервация объекта приводит к увеличению общего размера налога на имущество.
В случае, когда объект реконструировался в марте.
Отчетный или налоговый период |
Остаточная сто- имость на нача- ло месяца |
Расчет налога | Сумма налога (руб.) |
Первый | 103,5 | 103,5 х 2,2% : 4 | 569 |
Второй | 108,3 | 108,3 х 2,2% : 4 | 596 |
Третий | 109,1 | 109,1 х 2,2% : 4 | 600 |
Налоговый период |
108,7 | 108,7 х 2,2% - (сумма стр.1-3) |
626 (2391 - (569 + 596 + 600)) |
Всего: | 2391 |
Таким образом, осуществление капитальных вложений в форме реконструкции на сумму 20 тыс. руб. приведет к увеличению общей суммы налога на имущество, подлежащей перечислению в бюджет на 323 руб. (или почти на 16 процентов).
Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу существенных изменений не претерпели - в течение года вносятся авансовые платежи, по итогам налогового периода производится окончательный платеж.
Обращаем внимание на то, что конкретный порядок и сроки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. При этом субъекты РФ могут не устанавливать отчетный период, однако права определять внесение налога только одним платежом - по итогам налогового периода - не предоставлено.
Отдельно следует рассмотреть изменения, которые произошли в составе льгот по налогу на имущество и в порядке их предоставления (статья 381 Закона).
Без изменений сохранены льготы только для специализированных протезно-ортопедических организаций, а также организаций - в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания.
Порядок применения некоторых льгот претерпел существенные изменения.
Льгота в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, может быть предоставлена только при условии, что соответствующие объекты включены в перечень имущества, утвержденного Правительством Российской Федерации
У религиозных организаций из налоговой базы исключается не все имущество, а только то, которое используется ими для осуществления религиозной деятельности. Слово "непосредственно" в тексте Закона отсутствует. Однако можно не сомневаться, что подразумевается именно то, что разного рода вспомогательные здания, сооружения и помещения, а также производственный и хозяйственный инвентарь общего назначения должен будет облагаться налогом на общих основаниях.
Что касается имущества общественных организаций инвалидов, то теперь законом эта льгота распространяется только на общероссийские организации. Кроме того, установлены два дополнительных условия - число инвалидов и их законных представителей должно составлять не менее 80 процентов, а имущество, стоимость которого не подлежит налогообложению, должно использоваться для осуществления уставной деятельности указанных организаций.
Имущество организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов не подлежит налогообложению только в том случае, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов. Кроме того, не подпадает под льготу имущество, используемое для производства и (или) реализации подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, оказания брокерских и иных посреднических услуг.
Некоторые льготы ограничены периодом их применения.
Сохранена льгота (до 31 декабря 2005 года) в отношении имущества научных организаций РАН, РАМН, РАСХН, РАО и РААиСН.
Льгота для государственных научных центров не только сохранена, но и определенным образом расширена - исключено условие, в соответствии с которым льгота предоставлялась только тем центрам, в объеме работ которых научно-исследовательские, опытно-конструкторские и экспериментальные работы составляли не менее 70 процентов. Впрочем, возможно, указанное ограничение было избыточным - выполнение научными центрами прочих работ, в принципе, вероятно, но при этом организации вряд ли могут считаться научными.
Отдельным пунктом (9) прописана льгота в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов - без ограничения срока действия льготы.
Законодательное регулирование льготы в отношении имущества, используемого исключительно для нужд образования и культуры, претерпело некоторую трансформацию. Льгота сохранена (но только по 31 декабря 2005 года) - в соответствии с подпунктом 7 статьи 381 НК РФ подобные объекты освобождаются от налогообложения наряду с объектами социально-культурной сферы, используемых для нужд физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения. Кроме того, перечень указанных объектов, по существу, расширен за счет выделения в отдельную позицию объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке. по данному виду имущества срок действия льготы не ограничен.
Порядок признания объектов памятниками истории и культуры установлен Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Обращаем внимание на то, что в НК РФ идет речь только о памятниках федерального значения. Соответствующая льгота в отношении памятников регионального и местного значения может быть предоставлена органами государственной власти, управляющие региональными бюджетами.
Организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации не включают в состав налоговой базы имущество, используемое для осуществления возложенных на них функций. В связи с внесенным уточнением, касающимся назначения имущества, может возникнуть вопрос, подпадает ли под действие льготы имущество, используемое при изготовлении продукции, выполнении работ или оказании услуг для дальнейшей реализации. Закон РФ от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" расшифровки понятия "функции" не содержит. Пунктом 3 статьи 2 Закона в качестве одной из задач уголовно-исполнительной системы определено привлечение осужденных к труду, а также обеспечение их общего и профессионального образования и профессионального обучения. Таким образом, формально под действие льготы фактически подпадает все имущество указанных организаций.
Стоимость объектов жилищно-коммунальной сферы (жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса), пункт 6, не включается в налоговую базу, но при условии, что их содержание полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов. Ранее для предоставления льготы было достаточно того, чтобы соответствующее имущество находилось на балансе налогоплательщика. Также, как и в отношении объектов социально-культурной сферы, стоимость объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры ЖКХ, не включается в налоговую базу только по 31 декабря 2005 года.
Уточнен порядок применения льготы по имуществу, относимому к мобилизационному резерву и мобилизационным мощностям (пункт 8). Не включается в налоговую базу только стоимость тех объектов основных средств, которые законсервированы и не используются в производстве. Это уточнение следует считать вполне обоснованным, так как некоторые виды имущества, относимого к мобилизационным мощностям (резерву) могут быть использованы при осуществлении предпринимательской деятельности в мирное время.
Вместе с тем, обращаем внимание на то, что без дополнительных условий освобождаются от налогообложения объекты особого назначения - испытательные полигоны, снаряжательные базы, аэродромы, объекты единой системы организации воздушного движения. С другой стороны, не совсем понятным представляется ограничение льготы по указанным видам имущества (мобилизационным мощностям и резервам и объектам особого назначения) во времени. Льгота будет действовать только в течение одного года - по 31 декабря 2004 года.
По двум позициям произошло расширение перечня льготируемого имущества (в части, относящейся к объектам основных средств).
Раньше под действие льготы в отношении организаций, занятых выпуском фармацевтических препаратов, подпадали только специализированные предприятия по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации. После 1 января 2004 года для освобождения от налогообложения достаточно, чтобы производство фармацевтической продукции было указано в учредительных документах в виде основного вида деятельности. Следует, правда, оговориться, что исключению из налоговой базы подлежит только имущество, используемое такими организациями для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями. Ранее такого уточнения не было.
Ранее не включалась в налоговую базу стоимость спутников связи. После 1 января 2004 года не подлежит налогообложению стоимость любых космических объектов. То есть, по существу, сфера действия льготы также существенно расширена.
Более широким является перечень позиций (имущества и организаций) льготы по которым отменены.
Исключена льгота в отношении имущества адвокатских палат субъектов Российской Федерации и их учреждений. Это связано с тем, что ранее федеральным законом выводилось из-под налогообложения имущество организаций, создаваемых на региональном уровне. Исключение указанного имуществ из перечня льготируемого, более соответствует принципам межбюджетных отношений. Другими словами, льготы, уменьшающие поступления в региональный бюджет могут быть предоставлены только законодательными или исполнительными органами управления соответствующим регионом. Имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций по-прежнему освобождается от налогообложения без каких-либо дополнительных условий.
Исключены из перечня имущества, подпадающего под льготный режим налогообложения, практически все активы сельскохозяйственных организаций (включая организации занятые ловом и переработкой рыбы и морепродуктов). По-видимому, разработчики главы 30 НК РФ посчитали, что хозяйствующие субъекты данной сферы материального производства при желании могут воспользоваться специальным налоговым режимом, установленным главой 26.1 НК РФ.
Исключение из перечня льготируемых активов имущества, используемого для образования страхового и сезонного запасов, представляется логичным и обоснованным. Достаточно вспомнить, что в налоговую базу теперь включается только стоимость объектов основных средств, а они не могут входить в состав перечисленных запасов хотя бы потому, что должны эксплуатироваться в течение срока, превышающего 12 месяцев, то есть в течение всех сезонов.
Более не подлежит исключению из налоговой базы имущество жилищно-строительных, дачно-строительных и гаражных кооперативов, садоводческих товариществ, а также общественных объединений, ассоциаций, осуществляющих свою деятельность за счет целевых взносов граждан и отчислений предприятий и организаций из чистой прибыли.
Полностью аннулирована льгота по налогу в отношении имущества предприятий народных художественных промыслов. О причинах исключения судить трудно. По-видимому, разработчики руководствовались тем соображением, что подобные предприятия имеют весьма невысокие финансовые показатели деятельности (выручка или стоимость амортизируемого имущества) и, следовательно, могут использовать специальный налоговый режим, установленный главой 26.2 НК РФ.
Более не подлежит исключению из налогооблагаемой базы стоимость имущества, использованного (предназначенного) исключительно для отдыха или оздоровления детей в возрасте до 18 лет. Причины этому непонятны. Возможно, это связано с тем, что количество соответствующих объектов стремительно уменьшается, а те, которые продолжают функционировать, изменяют свое предназначение - большую часть времени года оздоровительные лагеря (и т.п. объекты) используются для иных целей.
Не могут более исключать из налоговой базы стоимость объектов основных средств фонды имущества, причем, как РФФИ (федеральный), так и региональные, и местные.
Из числа организаций, пользующихся льготами по налогу на имущество исключены органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы.
Впрочем, большая часть имущества (если не все) подпадает под действие подпункта 2 пункта 4 статьи 374 НК РФ, в соответствии с которым имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации, просто не является объектом налогообложения. То же можно сказать в отношении профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, а также объектов, используемых исключительно для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны.
Исключение из перечня льготируемого имущества активов иностранных и российских юридических лиц, используемое на период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и т.п., скорее всего, связано с тем, что подобные программы в настоящее время не осуществляются.
Также не подлежит исключению из налоговой базы стоимость имущества, полученного за счет безвозмездной помощи (содействия) в первые два года, а также имущества, используемого для непосредственного осуществления безвозмездной помощи (содействия), на срок его использования в данных целях.
Помимо перечисленных изменений, из перечня имущества, не подлежащего налогообложению, исключена стоимость:
специализированных судов, механизмов и оборудования, необходимых для использования не более трех месяцев в году для обеспечения нормального функционирования различных видов транспорта, а также автомобильных дорог общего пользования;
эталонного и стендового оборудования территориальных органов Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации.
Отдельными статьями Закона регулируются особенности исчисления и уплаты налога:
по местонахождению обособленных подразделений организации;
в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения;
в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности);
имущества, переданного в доверительное управление.
Существенных изменений с ранее действовавшим порядком здесь также не произошло. По перечисленным видам имущества порядок исчисления и уплаты налога уточнен.
Также отдельной статьей устанавливаются общие требования по составлению и представлению налоговой декларации (ранее это устанавливалось подзаконным актом - инструкцией МНС РФ).
В.Р. Воинов
"Консультант бухгалтера", N 1, январь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru