Краткий комментарий к главе 26.1
части 2 НК РФ "Система налогообложения для сельскохозяйственных
производителей (Единый сельскохозяйственный налог)"
Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 147-ФЗ "О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" не просто вносятся изменения в главу 26.1. НК РФ - глава практически переписана заново. Детальный сравнительный анализ прежнего и нового текста отдельных статей главы 26.1 НК РФ проводить вряд ли целесообразно, так как это может заинтересовать весьма ограниченный круг наших читателей. Поэтому ограничимся только указанием на наиболее принципиальные изменения порядка исчисления и уплаты налога субъектами предпринимательской деятельности, использующими данный специальный налоговый режим.
Основные изменения, по нашему мнению, коснулись следующих составляющих и элементов налогообложения:
переход организаций и индивидуальных предпринимателей на систему налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде уплаты единого сельскохозяйственного налога осуществляется на добровольной основе. Ранее налогоплательщики переводились на указанный режим налогообложения в случае соответствия показателей их деятельности установленным критериям;
так как уплата единого сельскохозяйственного налога, в общем случае, является более выгодной, нежели уплата совокупности налогов по общему режиму налогообложения, введен ряд дополнительных условий, ограничивающих право перехода на специальный налоговый режим. Если ранее на него не могли переводиться только сельскохозяйственные предприятия промышленного типа, то теперь права на переход лишены не только те организации и индивидуальные предприниматели, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) которых доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет менее 70 процентов, но и организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также организации, имеющие филиалы и (или) представительства;
перечень налогов, подлежащих уплате, заменен перечнем налогов, которые организация или индивидуальный предприниматель должен будет уплачивать после перехода на специальный налоговый режим. Разница - очевидна. Если ранее при расширении общего перечня налогов (углублении налоговой реформы) налоговая нагрузка на плательщика единого сельскохозяйственного налога не менялась, то теперь каждый новый налог, не входящий в перечень и введенный после 1 января 2004 года, будет уплачиваться на общих основаниях;
детально прописан порядок перехода на специальный налоговый режим (в прежней редакции главы 26.1 НК РФ содержались только отсылочные нормы), в частности, период, в рамках которого в налоговый орган по своему местонахождению должно быть подано заявление о переходе (с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, начиная с которого сельскохозяйственные товаропроизводители переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога), а также состав документов, которые должны быть приложены к этому заявлению (данные о доле дохода от реализации сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной рыбы);
введен запрет на обратный переход на общий режим налогообложения до окончания налогового периода - налогоплательщики, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог, вправе перейти на общий режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган по местонахождению организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) не позднее 15 января года, в котором они предполагают перейти на общий режим налогообложения. После этого они не будут иметь права вновь перейти на специальный режим налогообложения, установленный главой 26.1 НК РФ на один год;
принципиально изменен объект налогообложения - теперь объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Ранее объектом налогообложения признавались сельскохозяйственные угодья, находящиеся в собственности, во владении и (или) в пользовании;
в связи с изменением объекта налогообложения возникла необходимость установления порядка определения доходов и расходов, учитываемых для целей налогообложения. Не вдаваясь в подробности, заметим, что этот порядок, а также перечень доходов, принимаемых к налоговому учету, практически полностью идентичен соответствующим элементам упрощенной системы налогообложения;
установлен особый порядок признания расходов на приобретение основных средств, отличающийся от порядка, применяемого при общей системе налогообложения (глава 25 НК РФ), но практически дословно воспроизводящий аналогичные элементы упрощенной системы налогообложения;
соответственно изменен и порядок определения налоговой базы - вместо кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий, вводится денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов;
изменен и налоговый период. Если раньше налоговым периодом являлся квартал, то теперь налоговым периодом признается календарный год, а отчетным периодом - полугодие;
налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов;
в связи с установлением отчетного периода появилась необходимость осуществления авансовых платежей (по итогам полугодия), который засчитываются при расчетах по результатам налогового периода (календарного года);
установлены новые сроки представления налоговых деклараций - по итогам налогового периода декларации представляются организациями не позднее 31 марта следующего года индивидуальными предпринимателями - не позднее 30 апреля (ранее декларации должны были представляться до 10 января). Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода (25 июля);
одновременно с введением новой редакции установлена поэтапная дифференциация налоговых ставок по налогу на прибыль для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на уплату единого сельскохозяйственного налога.
Налоговая ставка по налогу на прибыль для таких товаропроизводителей устанавливается в 2004-2005 гг. - 0 процентов, в 2006-2008 гг. - 6 процентов, в 2009-2011 г. - 12 процентов, в 2012-2014 г. - 18 процентов, а с 2015 г. - в соответствии с пунктом 1 статьи 284 НК РФ. Таким образом, по меньшей мере, в течение двух ближайших лет весьма вероятно, что общий налоговый режим будет более привлекательным, нежели уплата единого сельскохозяйственного налога.
В заключение отметим, что сельскохозяйственные товаропроизводители могут переходить на новый (обновленный) специальный налоговый режим уже с 1 января 2004 года. При этом срок подачи заявлений продлен до 1 февраля 2004 г.
А.В. Войтов
"Консультант бухгалтера", N 1, январь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru