Судебной системе требуется психолог
В последние годы общественность, средства массовой информации уделяют пристальное внимание как деятельности судов, судейского сообщества, так и отдельным судьям. Лишь недавно судья стал рассматриваться как самостоятельная личность со своими чувствами, мнениями, общими и профессиональными способностями, особенностями мотивации, самоактуализации, а не как некий обезличенный государственный орган, вершащий правосудие. Интерес к личности судьи проявился во многих сферах общественной жизни: в науке, искусстве. Профессия судьи стала уважаемой и почитаемой. Но у этой "популярности" есть и иная сторона. Выросшее за последнее десятилетие количество обращений граждан в суды для защиты своих прав, связанное отчасти с повышением статуса судьи, и в то же время их незначительная численность (рост судейского корпуса за этот же период составил около 10%), а также возросшая сложность рассматриваемых дел - все это требует не только высокого уровня профессиональных знаний, но и устойчивости к большим психическим, интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Но ведь судья тоже человек. Насколько он готов принять на себя такой нелегкий груз ответственности и, приняв его, достойно выполнять свой долг без ущерба для себя и для общества? В решении этой нелегкой задачи ему явно требуется помощник. Как справиться со стрессом, как адаптироваться к новой работе, как наладить взаимоотношения с коллегами - на эти и многие другие вопросы может дать ответ профессиональный психолог.
Сейчас основное внимание судебной психологии обращено на личность преступника и его преступную деятельность. Ни в одном учебнике по юридической или судебной психологии вы не найдете раздела, рассматривающего или хотя бы затрагивающего проблему психологических особенностей деятельности судьи. Парадоксально, но это действительно так. На сегодняшний день единственной сферой психологии, где проявляется какой-то интерес к судье, является сфера профессионального отбора кадров.
В нашей стране впервые комплексно и на достаточно высоком уровне проблема профессионального отбора рассматривалась в плане по изучению профессиограммы, разработанном Управлением по работе с кадрами Министерства юстиции Российской Федерации, где основным направлением исследований выступила разработка методов, направленных на повышение эффективности деятельности судьи, его подготовки, подбора, расстановки и повышения квалификации.
В данном исследовании осуществлялся отбор профессионально значимых качеств, входящих в профессиограмму, на основе тщательного анализа деятельности судьи, которая имеет следующие специфические особенности: 1) за время рабочего дня судья решает сложные многоплановые задачи, отличающиеся разнообразием и многоплановостью; 2) общается с большим количеством людей (гражданами, работниками суда и правоохранительных органов и др.); 3) профессиональная деятельность судьи аритмична, то есть характеризуется неравномерностью распределения дел в течение дня, недели, месяца; 4) судья должен уметь организовывать судебный процесс; 5) творческий характер деятельности судьи; 6) деятельность судьи сопряжена с действием стрессовых факторов (повышенная ответственность, значительные физические и психические нагрузки из-за большого количества рассматриваемых дел) и др.
Составление профессиограммы судьи - достаточно важный шаг на пути профессионального отбора, поскольку получен перечень тех качеств и свойств личности, которые способствуют успешному выполнению профессиональных обязанностей без ущерба для физического и психического здоровья, а их отсутствие является фактором неуспешности деятельности. Но, к сожалению, на настоящий момент не существует единой законодательно закрепленной профессиограммы, на основе которой мог бы осуществляться отбор кадров.
Как мы видим, потребность в профессиональном отборе на основании профессиограммы назрела уже давно, но до недавнего времени она не находила своей реализации.
Отсутствие целостной системы профессионального отбора приводило к тому, что доступ к правосудию получали люди, не имеющие профессионально значимых психологических качеств, что негативно отражалось на результатах их деятельности.
В качестве примера можно привести работу по формированию корпуса мировых судей Ростовской области. Около двух лет проводилась работа по комплектованию резерва на должность мировых судей. В июне 2000 г. были избраны первые 60 мировых судей. Но уже через шесть месяцев поступило первое заявление мирового судьи о прекращении его полномочий - не выдержал психологической нагрузки, огромной ответственности, которая в эмоциональном плане для него оказалась неподъемной.
На сегодняшний день в Ростовской области отправляют правосудие 185 мировых судей. В общей сложности число мировых судей Ростовской области составит 196 человек. Однако статистика неумолима: 5 мировых судей сложили полномочия по собственному желанию, 1 мировая судья - по состоянию здоровья, полномочия 2 мировых судей прекращены в связи с совершением ими поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти, и полномочия 1 мирового судьи прекращены в связи с совершением дисциплинарного проступка.
Описанные явления можно также отчасти объяснить отсутствием на предварительном этапе назначения (избрания) на должности судей обследования на предмет выявления как необходимых в работе судьи, так и препятствующих ей личностных особенностей и характеристик.
На основании приказа Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 5 октября 2001 г. "О проведении эксперимента по психодиагностическому обследованию кандидатов на должность судьи", в целях совершенствования работы по отбору и подготовке кадров для назначения (избрания) на должность судьи, с учетом высоких нагрузок в работе судей, Ростовская область была включена в проведение данного эксперимента.
Эксперимент по психодиагностическому обследованию кандидатов на должность судьи Управлением Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Ростовской области проводился на основе взаимной договоренности с Центром психологической диагностики медицинского отдела ГУВД Ростовской области с 1 ноября 2001 г. и Южным региональным центром судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации с 25 декабря 2001 г.
Кандидаты на должность судьи, сдавшие квалификационный экзамен, информировались о проведении эксперимента по психодиагностическому обследованию, условиях и порядке его проведения. Психодиагностическое обследование являлось исключительно добровольным. Кандидат, давший согласие на прохождение психодиагностического обследования, заполнял бланк соответствующего заявления по установленной форме. Обследуемому выдавалось направление установленного образца. После прохождения кандидатом психодиагностического обследования, специалист-эксперт писал заключение, которое в опечатанном конверте передавалось в Управление Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Ростовской области и приобщалось к личному делу кандидата на должность судьи. Далее результаты психодиагностического обследования рассматривались квалификационной коллегией судей Ростовской области и могли быть учтены при даче рекомендации к назначению (избранию) на должность судьи.
За период с ноября 2001 г. по март 2002 г. психодиагностическое обследование прошли 41 кандидат на должность судьи (31 кандидат - в Центре психологической диагностики медицинского отдела ГУВД Ростовской области и 10 кандидатов - в Южном региональном центре судебной экспертизы Минюста России), из них 17 - кандидаты на должности федеральных судей и 24 - на должности мировых судей.
В Центре психологической диагностики медицинского отдела ГУВД Ростовской области психодиагностическое обследование проводилось по таким методикам, как тест Кэттелла и тест Люшера. В Южном региональном центре судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации кандидаты на должность судьи прошли комплексное обследование, включавшее в себя следующий ряд тестовых, опросных и проективных методов. В качестве диагностического инструментария выступали: тест интеллекта Амтхауэра; многофакторный опросник СМИЛ; индивидуально-типологический опросник; опросник конструктивного мышления; тест оценки социального интеллекта и другие. В ходе эксперимента были изучены возможности применения различных методик психологического исследования личности. Так, особенности интеллекта изучались с помощью теста Амтхауэра, позволяющего выявить различные параметры интеллекта и интеллектуальную направленность испытуемого.
Среди использовавшихся опросных методов были также новые методы, позволяющие оценить способность человека к получению максимальных результатов деятельности при минимуме психологических затрат, а также к саморегуляции в сложных стрессовых ситуациях. Тип поведенческих реакций в условиях затруднений исследовался и с помощью проективного метода Розенцвейга.
Исследование реальной самооценки в сопоставлении с представлениями об идеале и образом судьи проводилось с помощью теста Лири. Также применялся цветовой тест Люшера, позволяющий исследовать не только актуальное психологическое состояние, но и индивидуально-психологические особенности испытуемого.
Центром психологической диагностики медицинского отдела ГУВД Ростовской области было предложено два варианта заключения для кандидатов на должность судьи: "противопоказаний к зачислению кандидатом на должность судьи не выявлено" - 10 заключений; "при зачислении кандидатом на должность судьи учитывать личностные особенности" - 21 заключение.
Южным региональным центром судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации было предложено три варианта заключения: "соответствует в полной мере требованиям профессиональной деятельности" - 3 заключения; "соответствует требованиям профессиональной деятельности в целом" - 5 заключений; "условно соответствует требованиям профессиональной деятельности" - 2 заключения.
Результаты психодиагностического обследования позволили более углубленно изучить личность кандидатов на должность судьи с позиции их психологических качеств, устойчивости к психологическим нагрузкам, выявить качественные параметры характера.
Порядок и условия проведения эксперимента по психодиагностическому обследованию кандидатов на должность судьи проводились в соответствии с "Методическими указаниями по проведению эксперимента по психодиагностическому обследованию кандидатов на должность судьи", утвержденными Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации 18 октября 2001 г.
За период проведения эксперимента по психодиагностическому обследованию кандидатов на должность судьи частично были решены задачи профессионального психологического отбора: проведена оценка психологической пригодности кандидатов для выполнения функций по осуществлению правосудия.
Работа Центра психологической диагностики медицинского отдела ГУВД Ростовской области и Южного регионального центра судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации по проведению психодиагностического обследования кандидатов на должность судьи Управлением Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Ростовской области была в целом оценена положительно. Все кандидаты на должность судьи, направляемые на психодиагностическое обследование, с пониманием отнеслись к проведению данного эксперимента. Категорических отказов среди испытуемых не было, хотя некоторые кандидаты выказывали определенное беспокойство, так как данный проект является новым и не имеет массовый характер в подборе кадров судей. Конфликтных ситуаций в процессе проведения психодиагностического обследования кандидатов не возникало.
Южным региональным центром судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации был предоставлен итоговый отчет по психодиагностическому обследованию кандидатов на должность судьи.
Результаты психодиагностического обследования были рассмотрены квалификационной коллегией судей Ростовской области и учтены при даче рекомендации для избрания на должность судьи. Из кандидатов, прошедших психодиагностическое обследование, семь кандидатов получили рекомендации для избрания на должность судьи, шесть из них избраны мировыми судьями.
В качестве основных результатов проведенного эксперимента можно обозначить следующее:
1. Совет судей Ростовской области и Управление Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Ростовской области, анализируя сложившуюся практику в период проведения эксперимента по психодиагностическому обследованию кандидатов на должность судьи, считают целесообразным продолжить его проведение в работе по кадровому обеспечению судов области.
2. Были определены 4 группы профессионально важных качеств, необходимых для успешной работы в качестве судьи: индивидуальные качества личности, характерологические, коммуникативные, особенность самооценки. К ним относятся такие, как честность, принципиальность, обязательность, добросовестность, способность к глубокому всестороннему анализу и прогнозированию, настойчивость, ответственность за свои действия и решения, эмоциональная уравновешенность, уважение к личности, нервно-психическая устойчивость личности, выносливость, высокая работоспособность, устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля над эмоциями, адаптивные свойства нервной системы, процессуальная самостоятельность и персональная ответственность.
Полученные в результате исследования профессионально значимые качества соотносятся со значимыми качествами, которые были выделены в результате исследования, проведенного Н. Кузнецовой. Это:
а) качества, способствующие развитию коммуникативных способностей0: умение ладить с людьми (вежливость, тактичность, доброжелательность, легкость в общении, личное обаяние); деловая контактность (умение работать с широким кругом людей, устанавливать деловые отношения); умение понять и правильно оценить другого человека (способность разбираться в людях); внимательность к людям (интерес к их заботам, проблемам, чуткость, стремление помогать им);
б) интеллектуальные качества и профессиональные знания:0 уровень специальных юридических знаний (умение решать профессиональные задачи); кругозор, общая юридическая эрудиция, гибкость мышления (способность быстро вникать в суть проблемы, воспринимать новые цели и задачи); логичность мышления (четкое изложение мыслей, подбор вариантов при решении трудовых задач); дальновидность (умение видеть перспективу того или иного конкретного дела); память (точность, объем);
в) нравственные качества: честность, принципиальность, независимость, авторитетность, политическая зрелость, ответственность, самостоятельность, сдержанность, добросовестность;
г) качества, способствующие рациональной организации деятельности судьи: хозяйственность, способность к разумно обоснованной деятельности, практичность (умение подходить к решению профессиональных задач с учетом реальных возможностей, рационально использовать свое рабочее время), организованность (собранность, умение работать методично, целенаправленно и планомерно), оперативность (способность быстро принимать решения, переключаться с одного вида деятельности на другой), энергичность (уверенность в себе, настойчивость), решительность (смелость при принятии решений), последовательность (умение доводить начатое дело до конца), работоспособность (выносливость, способность к продолжительной, напряженной работе), трудолюбие, инициативность (умение не останавливаться на достигнутом, творчески подходить к своим профессиональным обязанностям);
д) качества, выражающие отношение судьи к самому себе: чувство собственного достоинства, скромность, самокритичность, самооценка.
Несмотря на первый положительный опыт, эксперимент обозначил ряд существенных проблем. В первую очередь обращают на себя внимание организационные моменты. Это касается формулировок медицинских и экспертных заключений о кандидатах на должности судей. Как было продемонстрировано выше, результаты обследования различны, выводы носят размытый, расплывчатый характер, что затрудняет работу квалификационной коллегии судей по вопросам, связанным с рекомендацией того или иного кандидата на должность судьи. В связи с этим актуален вопрос о разработке комплекса диагностических методик, которые позволят адекватно измерять наличие у кандидатов профессионально важных качеств. В этом смысле положителен и заслуживает внимания многолетний опыт психологического тестирования в МВД РФ, где разработана и утверждена специальная система критериев отбора для поступающих на службу в органы МВД РФ.
Во-вторых, до настоящего момента не нашел разрешения вопрос о том, кто является ответственным и должен заниматься работой по психологическому обследованию кандидатов на должности судей - квалификационные коллегии судей или управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации. Очевидно, стоит создать собственную медико-психологическую службу в системе Судебного департамента на базе Российской академии правосудия, состоящую из профессиональных психологов. А их, как показал эксперимент, на настоящий момент нет. Психологов много, много вузов, дающих психологическое образование. Но кто из его выпускников готов профессионально работать в судебной системе? Пока этот вопрос остается открытым.
Как мы видим, необходимость создания такого центра связана не только с вопросами отбора кадров для судебной системы, но ряда других, как уже говорилось выше, проблем, возникающих при функционировании судебной системы. Среди таких проблем можно обозначить такие, как адаптация молодых специалистов к профессиональной деятельности, профилактика профессиональных деформаций личности, разработка мер по оптимизации социально-психологического климата в коллективах, создание комнат психологической разгрузки и другие.
Речь должна идти о создании целостного комплекса медико-психологического сопровождения в судебной системе, что позволит во многом улучшить ее деятельность, а возможно, и избежать роковых ошибок, ведь часто от решения судьи зависит жизнь и дальнейшая судьба человека, а возможно, и общества в целом.
В. Павловский,
начальник управления Судебного департамента
при Верховном Суде РФ в Ростовской области,
О. Степанов,
директор Ростовского филиала
Российской академии правосудия
"Российская юстиция", N 1, январь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Судебной системе требуется психолог
Авторы
В. Павловский - начальник управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Ростовской области,
О. Степанов - директор Ростовского филиала Российской академии правосудия
"Российская юстиция", 2004, N 1