Вопросы и ответы
Адвокаты должны самостоятельно уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд России. Расскажите, пожалуйста, какие именно суммы и в какие сроки подлежат уплате. Можно ли платить сразу за год вперед или необходимо осуществлять платежи ежемесячно?
В соответствии с постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 16 августа 2002 г. N 89п "Об утверждении Порядка регистрации в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации страхователей, уплачивающих страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде фиксированных платежей" адвокат, зарегистрировавшись в территориальном отделении ПФР (по месту жительства), обязан самостоятельно уплачивать страховые взносы в ПФР в виде фиксированных платежей ежемесячно или один раз в год. Взнос в страховую часть пенсии адвоката составляет 100 рублей в месяц, в накопительную - 50 рублей. Таким образом, за календарный год адвокат вносит в страховую часть своей пенсии 1200 рублей, а в накопительную часть - 600 рублей.
Платеж осуществляется на обычном бланке квитанции по реквизитам той налоговой инспекции, на территории которой адвокат поставлен на пенсионный учет. В квитанции обязательно указывается регистрационный номер, присвоенный адвокату в отделении ПФР. Платить взносы необходимо за месяц или год вперед (в зависимости от того, какую периодичность уплаты взносов выберет сам адвокат). Так, если адвокат выбрал помесячную оплату, то за январь 2004 г. взносы в страховую и накопительную части пенсии (100 и 50 рублей соответственно) он должен был уплатить в декабре 2003 г. Что касается уплаты этих взносов единовременно за год, то, например, взносы за 2004 г. адвокат должен был уплатить в конце 2003 г. После осуществления платежей необходимо предъявить инспектору территориального отделения ПФР оригиналы оплаченных квитанций.
С вступлением в силу Закона о применении контрольно-кассовой техники в нашу коллегию стали поступать письма из налоговой инспекции, рекомендующие использовать кассовый аппарат при расчетах с населением за оказанную юридическую помощь. Однако адвокатская деятельность не является предпринимательской и поэтому не подпадает под действие этого Закона! Разъясните, пожалуйста, ситуацию.
22 мая 2003 г. был принят Федеральный закон N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон о применении ККТ). Согласно ч.1 ст.2 Закона о применении ККТ контрольно-кассовая техника применяется в обязательном порядке всеми организациями или индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Правовую неопределенность в вопросе об обязательности применения ККТ адвокатскими образованиями вызвали два обстоятельства. Во-первых, по смыслу Закона о применении ККТ понятно, что он применим к коммерческим операциям, и порядка оплаты юридической помощи затрагивать не может. Во-вторых, Закон о применении ККТ касается любых наличных денежных расчетов и по формальному признаку может распространять свое действие и на наличные расчеты за оказание юридической помощи, поскольку адвокатская деятельность не включена в содержащийся в Законе о применении ККТ перечень видов деятельности, не требующих в силу своей специфики применения ККТ. В результате этого в разных регионах фискальные органы по-разному трактуют положения этого Закона.
Этот злободневный вопрос обсуждался на Совете Федеральной палаты адвокатов РФ 26 августа 2003 г. в Санкт-Петербурге*(1), на котором были приняты соответствующие рекомендации, а также принято решение об обращении Федеральной палаты адвокатов РФ в Министерство юстиции РФ с ходатайством о подготовке совместно с Министерством по налогам и сборам предложения о дополнении п.3 ст.2 Закона о применении ККТ и о включении адвокатской деятельности в перечень видов деятельности, не требующих в силу своей специфики применения ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.
До внесения соответствующего дополнения в Закон Федеральная палата адвокатов рекомендует ссылаться на письмо Госналогслужбы РФ от 14 ноября 1997 г. N ВК-6-16/797 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением юридическими консультациями коллегий адвокатов", в соответствии с которым "коллегии адвокатов по характеру своей деятельности не являются коммерческими организациями, не оказывают услуг в экономическом (товарном) смысле и не извлекают прибыль из своей деятельности".
Не лишним будет и обращение руководства коллегии (или другого адвокатского образования) в Министерство по налогам и сборам РФ за официальным разъяснением по возникшей проблеме.
Какие требования к контрольно-кассовым аппаратам предъявляет действующее российское законодательство? Что входит в обязанности индивидуального предпринимателя по обслуживанию кассового аппарата?
Согласно ч.1 ст.4 нового Закона о применении контрольно-кассовой техники контрольно-кассовая техника, применяемая организациями (за исключением кредитных) и индивидуальными предпринимателями, должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика, должна быть исправна, опломбирована в установленном порядке, а также иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.
В соответствии со ст.5 Закона о применении ККТ организации (за исключением кредитных) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны:
1) осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах;
2) применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти);
3) выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки;
4) обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку контрольно-кассовой техники, беспрепятственный доступ к ней, предоставлять им указанную документацию;
5) производить при первичной регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники введение в фискальную память контрольно-кассовой техники информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов.
Слышал, что в договор на техническое обслуживание и ремонт контрольно-кассовых машин может быть включено условие, согласно которому лицо, осуществляющее такое обслуживание и ремонт, выезжает непосредственно к владельцу кассового аппарата (в офис, торговый павильон и т.д.).
Действительно, между центром технического обслуживания (далее ЦТО) и юридическим лицом (предпринимателем) после регистрации кассового аппарата в налоговой инспекции по месту регистрации этого юридического лица (предпринимателя) заключается договор на техническое обслуживание и ремонт контрольно-кассовых машин. За последние десять лет в связи с резким увеличением количества частных предприятий (особенно в сфере торговли) возросло и количество фирм, обслуживающих кассовую технику. Конкуренция на этом рынке стимулирует оптимизацию условий договора и улучшение качества оказываемых услуг. Раньше работнику организации или предпринимателю один раз в квартал, а также при обнаружении любой неисправности кассового аппарата, приходилось везти его в пункт техобслуживания. Сейчас достаточно включить в раздел "Предмет договора" пункт о том, что работы по обслуживанию ККТ проводятся как в техническом центре, так и на объекте заказчика. Например: "На объекте заказчика проводятся: не требующий сложного диагностического оборудования ремонт ККТ (устранение электромеханических неконтактов, замена предохранителей, ремонт механических узлов). В ЦТО проводятся средний и капитальный ремонты вышедших из строя электронных плат, электромеханических узлов, клавиатуры и печатающих устройств), ремонт или замена блока фискальной памяти (при отсутствии повреждений пломбы). Ремонтные работы и выезд механика на устранение неисправностей, возникших по причине нарушения заказчиком правил эксплуатации ККТ, осуществляется за дополнительную плату". Договор на техобслуживание заключается, как правило, на квартал и в дальнейшем пролонгируется.
Могут ли в налоговой инспекции отказать в регистрации кассового аппарата и на каких основаниях?
В письме МНС РФ от 17 декабря 2003 г. N ШС-6-33/1321 "О применении контрольно-кассовой техники" в связи с многочисленными запросами налоговых органов, производителей и пользователей контрольно-кассовой техники и в целях обеспечения бесперебойной регистрации контрольно-кассовой техники в налоговых органах сообщается, что до принятия соответствующих постановлений Правительства РФ и во исполнение Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" налоговые органы обязаны осуществлять регистрацию всей без исключения контрольно-кассовой техники, включенной Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам в Государственный реестр контрольно-кассовых машин (курсив наш - Л.Г.), используемых на территории Российской Федерации.
Л. Грудцына,
адвокат
"Адвокат", N 2, февраль 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Иванова Ю.В. Третий Совет Федеральной палаты адвокатов: текущие задачи и первые итоги // Адвокат, 2003. - N 9.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.