Вопросы и ответы
Имеет ли право налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, отказаться от ее использования?
Согласно п.3 ст.346.13 гл.26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.
Поскольку на основании положения ст.346.19 налоговым периодом признается календарный год, то, следовательно, налогоплательщик вправе отказаться от упрощенной системы налогообложения только по окончании календарного года, в котором она применялась. Сделать это можно не позднее 15 января года, в котором осуществляется переход на обычную систему налогообложения. В случае пропуска указанного срока налогоплательщик может оказаться от использования упрощенной системы налогообложения только по окончании следующего года.
Кроме того, законодательство предусматривает обязательный порядок возврата на обычную систему налогообложения. Указанный переход обязателен для организаций в случае, если в соответствии с п.4 ст.346.13 по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 15 млн руб. или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете, превысит 100 млн руб. Для индивидуальных предпринимателей действует только первое из указанных ограничений - соответствующий размер выручки.
При этом налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено превышение.
В свою очередь, суммы налогов, подлежащих уплате при использовании общего режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанные налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором они перешли на общий режим налогообложения.
Налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на общий режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором его доход превысил ограничения, установленные Налоговым кодексом.
Вместе с тем согласно правилу, предусмотренному п.7 ст.346.13 НК РФ, налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.
Предусмотрена ли действующим законодательством возможность исчисления налоговым органом платежей за пользование водными объектами по повышенным ставкам в отношении налогоплательщика, не имеющего соответствующей лицензии или договора пользования водным объектом?
Статья 48 Водного кодекса РФ (в ред. от 30 июня 2003 г.) устанавливает, что одним из оснований возникновения прав пользования водными объектами признается лицензия на водопользование.
Как указано в п.6 ст.4 Федерального закона от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" (в ред. от 24 декабря 2002 г.), при пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) ставки платы увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, обычно устанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии (разрешения).
Из содержания данной статьи следует, что пятикратное увеличение платы за пользование водными объектами является повышенной ставкой указанного обязательного платежа, а не штрафом, так как данная санкция не предусмотрена Налоговым кодексом и должна применяться только к налогоплательщику, не имеющему соответствующей лицензии (постановления ФАС Уральского округа от 15 апреля 2003 г. N Ф09-986/03-АК и от 2 декабря 2002 г. N Ф09-2482/02-АК). Несмотря на обязательность заключения договора пользования водным объектом в соответствии со ст.54 Водного кодекса РФ, увеличение ставок платы за водопользование без такого договора законодателем не предусмотрено (постановление ФАС Северо-Западного округа от 14 февраля 2003 г. N А56-12371/02).
Правомерно ли привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности за неуплату отчислений от платы за загрязнение окружающей природной среды и непредставление деклараций по данным отчислениям?
В соответствии с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом РФ в определении от 10 декабря 2002 г. N 284-О, платежи за загрязнение окружающей среды не включаются в систему налогов (сборов), а носят компенсирующий характер за вред, причиненный окружающей природной среде.
В связи с этим применение норм Налогового кодекса в отношении платежей за загрязнение окружающей природной среды является неправомерным, у налогового органа отсутствуют полномочия по контролю за правильностью исчисления и уплаты этих платежей и основания для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по п.1 ст.122 и п.2 ст.119 НК РФ за неуплату соответствующих отчислений и непредставление сведений налоговому органу, так как сам расчет оплаты за загрязнение окружающей природной среды не является налоговой декларацией (постановления ФАС Северо-Западного округа от 5 марта 2003 г. N А56-25523/02 и от 25 апреля 2003 г. N А-5638036/02; ФАС Западно-Сибирского округа от 5 февраля 2003 г. N Ф04/462-11/А70-2003; ФАС Восточно-Сибирского округа от 15 апреля 2002 г. N А33-13730/01-С3а-Ф02-909/2002-С1).
С каким моментом связывает налоговое законодательство возникновение обязанности по уплате налога на игорный бизнес?
Исходя из положений Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" (в ред. от 27 декабря 2002 г.) налог на игорный бизнес уплачивается с момента начала осуществления предпринимательской деятельности в области игорного бизнеса. Следует отметить, что наступление этого момента закон связывает с получением лицензии, а не с регистрацией игровых автоматов (постановление ФАС Северо-Западного округа от 12 марта 2003 г. N А56-27306/02 и от 26 марта 2003 г. N А66-7367-02).
Н.В. Герасименко,
кандидат юридических наук,
научный сотрудник Института законодательства
и сравнительного правоведения при Правительстве РФ
"Законодательство и экономика", N 2, февраль 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопросы и ответы
Автор
Н.В. Герасименко - кандидат юридических наук, научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ
"Законодательство и экономика", 2004, N 2