После отмены дорожного налога многие губернаторы стали жаловаться, что денег на строительство дорог катастрофически не хватает. За счет каких налогов и платежей строят дороги во всем мире?
В большинстве стран мира существуют непосредственные (прямые) формы платежей (налогов, сборов) за право доступа к дорожной сети; они выступают обычно в форме налогов на владение (приобретение, пользование) транспортными средствами. Указанные платежи не зависят от фактического пробега автомобиля, то есть представляют собой условно-постоянную часть тарифа за пользование дорогами, выступающего в форме налога на владельца автомобиля.
Обычно такие платежи дифференцированы по мощности двигателя и грузоподъемности автомобиля. В частности, в практике ряда стран основная фискальная нагрузка такого рода возложена на владельцев (эксплуатантов) тяжеловесных грузовых автомобилей.
Зарубежный опыт показывает, что этот налог обеспечивает до 25% консолидированных расходов на дорожное хозяйство.
Целевые пользовательские налоги (сборы), прямо связанные с фактическим пробегом транспортных средств, уровнем разрушающих воздействий на дорожное покрытие и искусственные сооружения, выполненной транспортной работой и т. п.
Применяются и непрямые формы уплаты дорожных налогов и сборов. Они сводятся к многочисленным формам пользовательских налогов, каждая из которых тем или иным образом отражает фактический пробег автомобиля через посредство фактических затрат на моторные топлива, масла и другие эксплуатационные материалы.
Указанные платежи (налоги, сборы) обеспечивают свыше 70% консолидированных расходов на дорожное хозяйство.
Основные налоги, формирующие дорожные фонды зарубежных стран
Типы налогов |
Виды налогов | Ав- стра- лия |
Ав- стрия |
Бель- гия |
Гер- ма- ния |
Гол- лан- дия |
Да- ния |
Ис- лан- дия |
Ита- лия |
Нор- ве- гия |
США | Фин- лян- дия |
Фра- нция |
Шве- ция |
Ю Ко- рея |
Япо- ния |
Налоги за доступ к дорожной сети (по факту приобре- тения/ владения/ пользова- ния авто- мобилем) |
Акциз на автомобили Налог на приобретение или продажу транспор- тных средств Налог на регистрацию транспортных средств Налог на владение транспортным средством Налог на право вождения автомобиля Налог на передачу транспортного средства Налог на страхование транспортного средства Налог на технический осмотр Налог на безопасность движения Налог на импорт авто мобиле |
+ + + + + + |
+ + |
+ + + |
+ |
+ + + + |
+ + + |
+ + |
+ + + + |
+ + + + + |
+ + + + + + + |
+ + + + + + |
+ + + + |
+ + |
+ + + + + |
+ + + |
Налоги, связанные с интен- сивностью пользова- ния доро- жной сетью (коррес- пондиру- ются с фактичес- ким про- бегом ав- томобиля) |
Налог на ГСМ НДС при продаже ГСМ Налог на приобретение автошин Налог на приобретени запчастей Налог на пользование дорогами Налог на пользование автомагистралями |
+ + + + |
+ + + |
+ + + + |
+ + + |
+ + + + |
+ + + |
+ + + + |
+ + + + |
+ + |
+ + + |
+ | + + + |
+ + + |
+ + |
+ + |
Сторонние налоговые источники |
Налог на добавленную стоимость |
+ | + | + | + | + | + | + | + + |
+§ |
Составлено специалистами РОСАВТОДОРА и ГУ "Дороги России" по данным IRF WORLD ROAD STATISTICS-97 EDITION
О. Королькова,
Т. Иванова,
О. Латышева
1 марта 2004 г.
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 9, март 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.