Защита имеется не у всех пассажиров
К обязательному страхованию пассажиров можно относиться по-разному. С одной стороны, это форма принуждения, а с другой - механизм реальной защиты от последствий чрезвычайных происшествий. Но в любом случае эта проблема касается очень многих. Предлагаем вниманию читателей подборку ответов на наиболее часто задаваемые вопросы.
Пассажиры, пострадавшие от недавних взрывов в электричках на Северном Кавказе и в московском метро не были застрахованы. Почему?
- Обязательное личное страхование пассажиров введено Указом Президента России N 750 от 7 июля 1992 года и распространяется оно только на междугородные перевозки. Пассажиры на всех видах транспорта международного сообщения, а также при внутригородских, в том числе метро, и пригородных перевозках такой защиты не имеют. Впрочем, специальный законопроект об обязательном страховании пассажиров метро сейчас готовится.
Правда ли, что указ Президента об обязательном страховании пассажиров противоречит нынешнему законодательству?
- Еще в 1995 году вступила в силу вторая часть Гражданского Кодекса РФ, статьи 927, 935 и 936 которой устанавливают, что обязательное страхование, в том числе пассажиров, осуществляется на основании закона. При этом частью второй ст.4 Закона "О введении в действие части второй ГК РФ" установлено, что изданные до введения ее в действие нормативные акты Президента РФ по вопросам, которые согласно части второй Кодекса могут регулироваться только законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов.
Только в прошлом году в Государственную думу был внесен соответствующий законопроект.
Деньги по страхованию пассажиров собираются огромные, а на что они тратятся?
- Структура тарифной ставки, а проще говоря, направления расходования собранных средств, утверждается Минфином по согласованию с Минтрансом и МПС. Часть страховых взносов - от 6 до 15% на разных видах транспорта - идет в страховые резервы, из которых производятся выплаты пострадавшим. Примерно 3% составляют расходы на ведение дел страховыми компаниями.
Остальная, самая значительная часть поступлений по обязательному страхованию пассажиров направляется в резерв предупредительных мероприятий (на железнодорожном транспорте - 82%). В том числе из него в 1994-2000 годах осуществлялось финансирование Государственной программы по повышению безопасности движения поездов. За эти годы страховщики перечислили около 1 миллиарда рублей на эти цели, что составило 30% от общего объема финансирования Программы.
За время реализации Государственной программы количество крушений поездов снизилось более чем в восемь раз, а число нарушений безопасности движения уменьшилось в 3,7 раза.
Ежегодно страхуются миллионы, если не десятки, пассажиров, а суммы выплат - мизерные. Почему?
- Указом Президента РФ от 6 апреля 1994 года страховая сумма установлена в пределах 120 МРОТ, что в настоящее время составляет 12 тысяч рублей. И нужно признать, что нормы о размере страхового возмещения совершенно морально устарели. К тому же структура тарифа и страховой взнос не менялись по некоторым видам транспорта девять лет (!).
Согласно законопроекту, который находится в Госдуме, минимальная страховая сумма по обязательному страхованию пассажиров составит 250 тысяч рублей. Указанная сумма является именно минимальной для всех видов транспорта, а Правительство РФ своим постановлением может ее увеличить в зависимости от уровня аварийности или в целях гармонизации с международными требованиями в этой сфере. Например, при авиаперевозках.
Ф. Осеев,
эксперт "ЭЖ"
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 9, март 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.