Расчеты с обособленными структурными подразделениями
Организация бухгалтерского учета организации, имеющей обособленные структурные подразделения, зависит от структуры полномочий, делегированных головным офисом организации своим структурным подразделениям. Так, администрация организации может либо обязать свой филиал или представительство самостоятельно вести бухгалтерский учет осуществляемых ими операций с оформлением обособленного балансового отчета, либо лишить их данных полномочий, организовав бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности организации в целом в головном офисе. В последнем случае необходимо организовать четкую систему своевременного и полного сбора и передачи из обособленных структурных подразделений в головной офис первичных документов для отражения их в бухгалтерском учете организации в целом. Несомненно, такая система организации бухгалтерского учета применима только для небольших организаций, обособленные подразделения которых расположены относительно недалеко от головного офиса.
Учитывая изложенное, для организаций, имеющих обособленные структурные подразделения, более приемлема система организации бухгалтерского учета, основанная на передаче последним полномочий по самостоятельному ведению такого учета в части осуществляемых ими финансово - хозяйственных операций. Поскольку бухгалтерии обособленных подразделений являются неотъемлемой составной частью бухгалтерской службы организации в целом, отражаемые ими в своих учетных регистрах финансово - хозяйственные операции следует считать отраженными в бухгалтерском учете организации в целом. Головной офис организации в данном случае ведет бухгалтерский учет только непосредственно осуществляемых им финансово - хозяйственных операций, а бухгалтерскую отчетность оформляет путем суммирования показателей как собственных учетных регистров, так и внутренней бухгалтерской отчетности обособленных подразделений.
Вместе с тем отражение в бухгалтерском учете операций по перераспределению имущества между головным офисом и обособленными подразделениями, между самими филиалами (представительствами), а также по формированию себестоимости продукции (работ, услуг), производимой несколькими филиалами организации, осуществляется одновременно в нескольких сегментах ее бухгалтерской службы. Поэтому данные операции не могут быть отражены в бухгалтерском учете и внутренней бухгалтерской отчетности только головного офиса организации или одного из ее обособленных структурных подразделений. В отличие от учета так называемых внутрифилиальных операций бухгалтерская отчетность по взаиморасчетам головного офиса организации с обособленными подразделениями, а также этих подразделений между собой должна быть сформирована не в соответствии с данными внутренней бухгалтерской отчетности этих подразделений (как это зачастую делается), а в соответствии с требованиями ст.9 Федерального закона от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (на основании показателей регистров бухгалтерского учета головного офиса или обособленного подразделения, сформированных в соответствии с данными первичных учетных документов).
Учитывая изложенное, система бухгалтерского учета организаций, имеющих сеть обособленных структурных подразделений, строится на основе следующих принципов:
- единство учетной политики организации в целом, отражение финансово-хозяйственных операций обособленных подразделений как в их бухгалтерском учете, так и в учете головного офиса;
- организация четкой системы документооборота между головным офисом и обособленными подразделениями, а также между обособленными подразделениями организации;
- периодическая (как правило, ежемесячная) корректировка и увязка показателей бухгалтерского учета обособленных подразделений и организации в целом в соответствии с результатами анализа в головном офисе данных внутренней бухгалтерской отчетности.
Рассмотрим реализацию перечисленных принципов построения системы бухгалтерского учета организаций, имеющих филиальную сеть, подробнее.
Единство учетной политики организации
Данный принцип заключается в обеспечении единства принятых в организации порядка и методов ведения бухгалтерского учета и распространения их на все обособленные подразделения. Учетную политику организации следует формировать с учетом необходимости организации внутрихозяйственных расчетов с входящими в ее структуру обособленными подразделениями, а также с учетом принципов формирования филиальной сети.
В частности, в учетной политике следует регламентировать следующие особые положения по организации учета при наличии обособленных структурных подразделений:
- единые для всей организации, включая ее обособленные подразделения, способы ведения бухгалтерского учета;
- порядок ведения аналитического учета имущества организации как в целом, так и с детализацией по местам его использования (хранения);
- место формирования себестоимости продукции, работ и услуг (в головном офисе или в обособленных подразделениях);
- порядок учета наличных денежных средств в обособленных структурных подразделениях и обеспечения принципа единства кассы организации.
Если первое из перечисленных положений учетной политики не вызывает существенных вопросов, то остальные следует уточнить.
Так, приобретение имущества может осуществляться головным офисом как с дальнейшим перераспределением его между обособленными подразделениями организации, так и в соответствии с делегированными им полномочиями непосредственно самими обособленными подразделениями. Учитывая, что бухгалтерский учет финансово - хозяйственной деятельности организуется не только для формирования показателей бухгалтерской отчетности, а в первую очередь для обеспечения руководства организации необходимой информацией для принятия эффективных и рациональных управленческих решений, в аналитическом учете головного офиса целесообразно отражать информацию не только об общей стоимости всего имущества организации, но и о структуре и количественном составе данного имущества независимо от того, где это имущество находится. Независимо от того, кем (головным офисом или обособленным подразделением) производилась закупка имущества, право собственности (хозяйственного ведения) на него принадлежит только организации в целом. Поэтому первоначальную стоимость приобретаемого через обособленные подразделения имущества целесообразно отражать первоначально в бухгалтерском учете головного офиса, а затем передавать (закреплять) соответствующим обособленным подразделениям.
Исходя из изложенного, по нашему мнению, в аналитическом учете головного офиса следует отражать количество, структуру и стоимость основных средств, нематериальных активов (так как состав данных средств определяет основу производственного потенциала и менее, чем остальное имущество, подвержен периодическим изменениям), принимая во внимание, что:
в случае приобретения данного имущества непосредственно головным офисом оно отражается в его аналитическом учете на основании полученных от поставщиков первичных учетных документов (актов, товарных накладных и т.п.). В бухгалтерском учете обособленных подразделений, в которые передается после приобретения данное имущество, оно отражается на основании документов на его прием - передачу из головного офиса;
при закупке данного имущества обособленными подразделениями организации капитальные вложения на их оплату (строительство) отражаются на счете 08 в этих подразделениях. Приобретший такое имущество филиал передает данные затраты в головной офис организации путем высылки в его адрес авизо, на основании которого последний отражает данное имущество в своем аналитическом учете с указанием наименования и стоимости приобретенных основных средств (нематериальных активов). После окончательного получения и установки основного средства головной офис оформляет акт приема - передачи (ф. N ОС-1), отражает сформированную первоначальную стоимость основного средства в бухгалтерском учете головного офиса на счете 01, а затем закрепляет его за соответствующим филиалом на основании накладной на внутреннее перемещение основного средства (ф. N ОС-2);
аналогичным порядком производится отражение в бухгалтерском учете головного офиса и обособленных подразделений и нематериальных активов;
дальнейшее перераспределение указанного имущества между филиалами (представительствами) организации производится на основании авизо, представляемых в головной офис передающим филиалом и получаемых принимающим обособленным подразделением с отметками об отражении в аналитическом учете организации в целом.
Описанный порядок отражения в бухгалтерском учете стоимости и номенклатуры основных средств (нематериальных активов) позволяет оперативно контролировать отвлечение филиалами (представительствами) средств организации на приобретение внеоборотных активов. Другим способом решения данной задачи может быть предоставление прав обособленным подразделениям самостоятельно принимать на бухгалтерский учет закупаемые ими основные средства с последующим уведомлением головного офиса об их номенклатуре и первоначальной стоимости при представлении в его адрес внутренней бухгалтерской отчетности. При этом ускоряется процесс окончательного оприходования закупаемого филиалами (представительствами) имущества в бухгалтерском учете организации, однако снижается уровень контроля за ним со стороны головного офиса, так как последний получает информацию об имуществе не в момент его фактического поступления в организацию (филиал), а только в сроки получения внутренней бухгалтерской отчетности. В случае же отражения в бухгалтерском учете получения (оприходования) обособленными подразделениями материальных и товарных запасов, учитывая их значительную номенклатуру и короткое время использования в производственном процессе, более приемлемым, на наш взгляд, представляется второй из описанных методов организации аналитического учета имущества.
Первый из описанных методов в части организации бухгалтерского учета товарно-материальных запасов предполагает отражение в аналитическом учете головного офиса всех операций по получению, списанию в производство или отпуску на сторону товарно-материальных запасов через систему авизо. При этом достигается практически полный контроль со стороны головного офиса за использованием этого имущества филиалами и представительствами. Однако такой порядок учета требует значительного документооборота между филиалами (представительствами) и головным офисом и, следовательно, существенных затрат труда учетных работников. Поэтому данный порядок учета на практике применяется относительно небольшими организациями, имеющими достаточно большой штат учетных работников, а также в отношении операций по реализации материалов на сторону и перераспределения товарно-материальных запасов между обособленными подразделениями организации.
Выбор места формирования себестоимости продукции, работ и услуг определяет, кто кому передает произведенные им фактические затраты: филиалы (представительства) головному офису или наоборот. Практика показывает, что формировать себестоимость целесообразно там, где фактически завершается процесс производства. Возложение функций формирования себестоимости на головной офис оправданно, если он непосредственно осуществляет какие - либо прямые производственные затраты (например, в связи со сборкой готовой продукции из комплектующих узлов, произведенных филиалами, сформированными по территориально - производственному принципу). В организациях, построенных по территориально - рыночному принципу, а также в отдельных организациях, сформированных исходя из территориально - производственной обособленности филиалов, головной офис, как правило, выполняет исключительно административно - управленческие функции и осуществляет только косвенные затраты, поэтому возлагать на него функцию формирования себестоимости продукции, работ и услуг нецелесообразно. В любом случае себестоимость по одному конкретному заказу (продукции, работе, услуге) необходимо формировать только в одном из обособленных подразделений или головном офисе организации.
Обеспечение единства кассы в организациях, имеющих обособленные подразделения, базируется на соответствии кассовой дисциплины организации требованиям Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением совета директоров Банка России от 22.09.93 г. N 40, согласно которому организация должна ежедневно сдавать в единую кассу все полученные наличные денежные средства и вести только одну кассовую книгу (п.23). Выполнить эти требования в организации, головной офис которой расположен, например, в г. Москве, а филиалы - в Камчатской области, практически невозможно. На практике данную проблему решают следующим образом.
1. Организации обосновывают в своей учетной политике невозможность выполнить требования Банка России и открывают в обособленных подразделениях самостоятельные кассы. Несмотря на широкое распространение данного приема, он не снимает рисков применения к организации санкций, установленных ст.15.1 КоАП РФ.
2. Наличные деньги из кассы головного офиса выдаются под отчет кассирам филиалов с установлением сроков отчета по выданным средствам. Это еще может быть применимо в организациях, филиальная сеть которых построена строго по территориально - производственному принципу и филиалы которых не осуществляют прием наличных денег за реализацию продукции, работ и услуг. В других случаях, как нам представляется, организация рискует подвергнуться применению санкций за нарушение кассовой дисциплины.
До законодательного решения указанной проблемы кассовые операции целесообразно организовать, на наш взгляд, в следующем порядке:
учитывая, что в решении совета директоров Банка России статус кассы организации для сдачи наличных денег определен недостаточно четко (однозначно лишь требование единства кассовой книги), а в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 г. N 94н, предусмотрена возможность кроме основной иметь в организации и так называемую операционную кассу, можно регламентировать в учетной политике открытие кроме основной кассы организации по месту расположения головного офиса операционных касс по местам расположения обособленных подразделений. При этом кассир головного офиса кроме кассовой книги организации ведет книгу учета выданных и принятых кассиром денежных средств (ф. КО-5), а в операционных кассах филиалов и представительств по форме кассовой книги (ф. КО-4) ведутся так называемые операционные кассовые книги;
для обеспечения требований кассовой дисциплины организации следует согласовать с учреждением банка, обслуживающего ее головной офис, единый для всей организации норматив остатка наличных денег в кассе и утвердить в учетной политике квоты каждого филиала в общем объеме этого норматива;
обосновав невозможность ежедневной сдачи остатков наличных денег из операционных касс филиалов и представительств в единую кассу организации, в учетной политике организации целесообразно предусмотреть периодичность и сроки осуществления такой сдачи, а также необходимость досрочной сдачи наличных денег в единую кассу организации при превышении обособленным подразделением установленной квоты от норматива остатка наличных денег в кассе.
Таким образом, организация может контролировать соблюдение общего лимита остатков наличных денег в кассе как в головном офисе, так и в обособленных структурных подразделениях и снизить риск применения штрафных санкций за превышение данного лимита.
Организация системы документооборота между головным офисом и обособленными подразделениями, а также между обособленными подразделениями
Практическое ведение бухгалтерского учета операций, осуществляемых обособленными подразделениями, невозможно без четкой организации своевременной и полной передачи информации между этими структурными органами организации. Основой такой организации является регламентированная в учетной политике система документооборота. Этот документооборот строится на основе оформления и передачи в установленные руководством организации сроки обособленными подразделениями друг другу и в головной офис, а также из него в обособленные подразделения данных для отражения в бухгалтерском учете результатов осуществленных финансово-хозяйственных операций. Если обособленное подразделение не выделено на отдельный баланс (а также по операциям с обособленным имуществом), в головной офис в соответствии с утвержденными руководителем организации в учетной политике сроками передаются все оформляемые вне его расположения первичные учетные документы. По получении этих документов бухгалтерская служба организации отражает результаты совершенных такими обособленными подразделениями финансово-хозяйственных операций в бухгалтерском учете головного офиса организации.
Прием-передача первичных учетных документов от обособленных подразделений организации, не выделенных на отдельный баланс, производится на основании реестров передачи, в которых обязательно указываются:
наименование обособленного подразделения;
период, за который передаются документы;
перечень передаваемых первичных учетных документов с указанием их наименований, дат оформления, натуральной и стоимостной оценки, подписей оформивших их лиц;
расписки ответственных должностных лиц головного офиса и обособленного подразделения о приеме-сдаче документов.
Реестр приема-передачи первичных учетных документов оформляется в двух экземплярах, остающихся в делопроизводстве соответственно головного офиса и обособленного подразделения. Если обособленное подразделение, не выделенное на отдельный баланс, передает первичные учетные документы не напрямую в головной офис, а в обособленное подразделение организации, выделенное на отдельный баланс, то реестр приема-передачи оформляется в трех экземплярах.
Бухгалтерский учет внутрихозяйственных расчетов между головным офисом организации и ее обособленными подразделениями, выделенными на отдельный баланс, а также такими подразделениями между собой организуется путем передачи либо данных бухгалтерского учета обособленных подразделений в бухгалтерский учет головного офиса организации или других ее филиалов (представительств), либо оформленных (по регламентированной учетной политикой организации форме) авизо на передачу на бухгалтерский учет соответствующего подразделения организации суммарных данных о движении имущества, денежных средств, затрат, обязательств и финансовых результатов.
В целях бухгалтерского контроля за наличием и состоянием активов и пассивов каждого филиала (представительства) при организации бухгалтерского учета внутрихозяйственных расчетов целесообразно применять так называемые трехуровневые номера субсчетов (структуры - 79.Х.ХХ.ХХ.Х, первые три знака которой обозначают номера счета 79 "Внутрихозяйственные расчеты" и его субсчетов (1 - расчеты по выделенному имуществу, 2 - расчеты по прочим текущим операциям); следующие два знака - порядковые номера обособленных структурных подразделений, в которых находятся те или иные активы и пассивы организации (при этом головному офису для организации учета в обособленных подразделениях также присваивается отдельный порядковый номер), последние три знака - номера счетов и субсчетов бухгалтерского учета активов и пассивов.
Ниже показана примерная форма авизо на прием-передачу в порядке внутрихозяйственных расчетов имущества, затрат, обязательств и финансовых результатов.
Авизо N 79. . /
---- ---- -----
-------------------------------------------------------------------------
(наименование структурного подразделения-отправителя)
по передаче имущества, денежных средств, обязательств, затрат и
финансовых результатов в порядке внутрихозяйственных расчетов
в и головной
-----------------------------------------------------
(наименование структурного подразделения-получателя)
офис
--------------------------------------------------------------------
(наименование организации)
" " 200 г. г.
----- -------------- --- ----------------
1. Передача имущества, денежных средств, затрат, обязательств и финансовых результатов
N п/п |
Наименование передаваемых имущества, денежных средств, затрат, обя- зательств и финансовых результатов |
Основание для переда- чи |
Сум- ма |
Отражено в бух. учете филиала (представи- тельства) |
К принятию на налоговый учет |
К отраже- в бухгалтер- ском учете головного офиса |
|||||
доку- мент |
N | да- та |
Д-т | К-т | затра- ты |
дохо- ды |
Д-т | К-т | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Руководитель ( ) Бухгалтер ( )
---------- ------- ----------- -------
2. Информация о полученных имуществе, денежных средствах, затратах, обязательствах и финансовых результатах
N п/п |
Наименование передаваемых имущества, денежных средств, затрат, обя- зательств и финансовых результатов |
Основание для приема |
Сум- ма |
Отражено в бух. учете филиала (представи- тельства) |
К принятию на налоговый учет |
К отраже- в бухгалтер- ском учете головного офиса |
|||||
доку- мент |
N | да- та |
Д-т | К-т | затра- ты |
дохо- ды |
Д-т | К-т | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Руководитель Бухгалтер ( )
----------- -------
Перечисленные выше внутрихозяйственные расчеты подтверждены авизо принимающего (передающего) обособленного подразделения и отражены в бухгалтерском учете головного офиса.
Главный бухгалтер ( )
---------- -------
Перечислим основные правила оформления авизо на прием-передачу в порядке внутрихозяйственных расчетов имущества, денежных средств, затрат, обязательств и финансовых результатов.
1. Авизо оформляется по результатам движения соответствующих активов и пассивов по осуществляемым обособленным подразделением хозяйственным операциям, которые не могут быть оформлены с участием головного офиса.
2. Авизо присваивается дробный регистрационный номер (в числителе - 79.номер субсчета. номер обособленного подразделения, головному офису в бухгалтерском учете обособленных подразделений присваивается N 01; в знаменателе - порядковый номер авизо).
3. Операции по приему-передаче имущества и денежных средств, осуществляемые непосредственно между головным офисом и обособленным подразделением, оформляются соответствующими первичными учетными документами (накладными, актами приема-передачи, платежными поручениями и т.п.); авизо по таким операциям не оформляется.
4. При осуществлении внутрихозяйственных расчетов между обособленными подразделениями организации авизо оформляется и передается в головной офис обособленными подразделениями, принимающими соответствующие активы и обязательства (передающий филиал при этом оформляет раздел 1 авизо, а принимающий - дооформляет раздел 2 и передает авизо в головной офис).
Организация системы документооборота между головным офисом и обособленными подразделениями, а также между обособленными подразделениями
5. Прием-передача затрат, финансовых результатов и обязательств между головным офисом и обособленным подразделением оформляется отдельными авизо, при передаче указанных активов и пассивов принимающей стороне передаются два экземпляра авизо (1 экз. остается у получателя и служит основанием для отражения операции в его бухгалтерском учете, о чем во 2 экз., возвращаемом отправителю, делаются отметки в разделе 2); так как основанием для отражения в бухгалтерском учете таких операций является непосредственно авизо, графы 3-5 в данном случае не заполняются.
6. При приеме-передаче в порядке внутрихозяйственных расчетов имущества между обособленными подразделениями организации авизо оформляется в трех экземплярах: 1 экз. остается у передающего филиала и служит для отражения операции по передаче имущества в его бухгалтерском учете; 2 экз., дооформленный отметками о приеме имущества, остается как основание для отражения операции в бухгалтерском учете у принимающей стороны; 3 экз. с отметками передающего и принимающего филиалов (представительств) передается в головной офис для внесения корректировок в аналитический учет по счету 79.
7. При получении авизо главный бухгалтер (бухгалтер) организации (головного офиса) анализирует правильность отражения передаваемых активов и пассивов в бухгалтерском учете передающей стороны (графы 7, 8); сверяет номенклатуру и стоимость передаваемых в порядке межфилиальных расчетов операций с данными авизо в части принимающего (передающего) обособленного подразделения, указанных в разделе 2 авизо; осуществляет контировку передаваемых операций в графы 11, 12 и на основании данной контировки отражает передаваемые активы и пассивы в бухгалтерском учете.
8. В графах 9-10 авизо отражаются данные о размерах затрат и доходов обособленных подразделений (головного офиса), принимаемых к уменьшению (увеличению) облагаемой базы по налогу на прибыль, в зависимости от места ведения налогового учета данных затрат и доходов.
9. Если отложенные налоговые активы (обязательства) носят временный характер, то их изменение в обособленном подразделении оформляется в авизо отдельной записью.
10. Приведенная форма авизо допускает и иной порядок документооборота: филиал N 2 - головной офис - филиал N 3, филиал N 2 - головной офис - филиал N 2, головной офис - филиал N 2 - головной офис и т.п.; конкретный порядок документооборота определяется организацией при формировании ее учетной политики.
Порядок отражения внутрихозяйственных расчетов в бухгалтерском учете головного офиса и филиалов (представительств) зависит от принятых в учетной политике организации метода и места формирования себестоимости продукции, работ и услуг, а также места их реализации. Внутрихозяйственные расчеты отражаются в бухгалтерском учете организации в целом (головном офисе) и ее обособленных подразделений в следующем порядке:
при формировании себестоимости и реализации готовой продукции исключительно через головной офис обособленные подразделения в установленные сроки путем оформления и представления авизо передают последнему информацию о структуре и размере своих затрат;
при формировании себестоимости и реализации продукции, работ и услуг через обособленные подразделения головной офис через рассылку авизо распределяет между ними собственные затраты. Получив эти данные, филиалы формируют фактическую себестоимость продукции, работ и услуг, отражают в своем бухгалтерском учете выручку от их реализации и передают информацию в головной офис при представлении внутренней бухгалтерской отчетности;
при формировании себестоимости в головном офисе, а реализации - через обособленные подразделения головной офис, получив от филиалов (представительств) авизо с данными об их затратах, формирует себестоимость готовой продукции (работ, услуг) и передает ее для реализации в обособленные подразделения (при фактическом отпуске готовой продукции со склада головного офиса - по накладным; при формировании в головном офисе себестоимости готовой продукции, работ и услуг, уже находящихся в обособленных подразделениях, - на основании авизо). По мере реализации при представлении внутренней бухгалтерской отчетности последние сообщают об объемах реализации готовой продукции и полученной выручке в головной офис;
при формировании себестоимости готовой продукции в обособленных подразделениях и реализации через головной офис данные структурные подразделения фактически меняются функциями, перечисленными в предыдущем подпункте, за исключением операции по доведению до обособленных подразделений данных о размерах выручки от реализации.
Ниже показано, как отражаются в бухгалтерском учете головного офиса и обособленных подразделений основные операции организации с ее обособленными структурными подразделениями, оформляемые авизо или иными первичными учетными документами.
N п/ п |
Содержание операции | Бухгалтерские записи | Примечания | |||
в головном офи- се (N 01) |
в обособленных подразделениях (филиал N 02 и филиал N 03) |
|||||
Д-т | К-т | Д-т | К-т | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. Наделение обособленных подразделений имуществом и денежными средст- вами, а также перераспределение имущества и денежных средств между ними |
||||||
1 | Передача (наделение) головным офисом иму- щества филиалу N 02: |
Жирным курси- вом в составе счета 79 в фи- лиале N 02 от- ражен номер головного офи- са (01) только в случае раз- решения ему учетной поли- тикой прямых межфилиальных расчетов, ми- нуя головной офис |
||||
основных средств | 79.1.02 | 01 | 01 | 79.1.01 | ||
02 | 79.1.02 | 79.1.01 | 02 | |||
доходных вложений в материальные ценности |
79.1.02 | 03 | 03 | 79.1.01 | ||
02 | 79.1.02 | 79.1.01 | 02 | |||
материальных запасов | 79.1.02 | 10 | 10 | 79.1.01 | ||
готовой продукции | 79.1.02 | 43 | 43 | 79.1.01 | ||
товаров для перепро- дажи |
79.1.02 | 41 | 41 | 79.1.01 | ||
2 | Перевод (наделение) филиалу N 02 денежных средств через банк из головного офиса |
79.2.02 | 51 | 51 | 79.2.01 | |
3 | Прием-передача иму- щества из филиала N 02 в филиал N 03 че- рез головной офис: |
В бухучете фи- лиалов опера- ции по изъятию имущества от- ражены в фили- але N 02, а операции по его получению |
||||
основных средств, в т.ч. изъятие имущест- ва из филиала N 02 |
01 79.1.02 |
79.1.02 02 |
79.1.01 02 |
01 79.1.01 |
||
и наделения им филиа- ла N 03 |
79.1.03 02 |
01 79.1.03 |
01 79.1.01 |
70.1.01 02 |
03 | |
материальных запасов, в т.ч. изъятие из N 02 |
10 | 79.1.02 | 79.1.01 | 10 | ||
наделение N 03 | 79.1.03 | 10 | 10 | 79.1.01 | ||
готовой продукции, в т.ч. изъятие из N 02 |
43 | 79.1.02 | 79.1.01 | 43 | ||
наделение N 03 | 79.1.03 | 43 | 43 | 79.1.01 | ||
товаров для перепро- дажи, в т.ч. изъятие из N 02 |
41 | 79.1.02 | 79.1.01 | 41 | ||
наделение N 03 | 79.1.03 | 41 | 41 | 79.1.01 | ||
4 | Прием-передача иму- щества по указанию головного офиса из филиала N 02 в филиал N 03: |
|||||
основных средств | 79.1.03 | 79.1.02 | 79.1.03 02 |
01 79.1.03 |
Изъятие из фи- лиала N 02 |
|
79.1.02 | 79.1.03 | 01 79.1.02 |
79.1.02 02 |
Получение фи- лиалом N 03 |
||
материальных запасов | 79.1.03 | 79.1.02 | 79.1.03 | 10 | Изъятие из фи- лиала N 02 |
|
10 | 79.1.02 | Получение фи- лиалом N 03 |
||||
готовой продукции | 79.1.03 | 79.1.02 | 79.1.03 | 43 | Изъятие из фи- лиала N 02 |
|
43 | 79.1.02 | Получение фи- лиалом N 03 |
||||
товаров для перепро- дажи |
79.1.03 | 79.1.02 | 79.1.03 | 41 | Изъятие из фи- лиала N 02 |
|
41 | 79.1.03 | Получение фи- лиалом N 03 |
||||
5 | Перевод (наделение) филиалу N 02 денежных средств через банк |
79.2.02 | 51 | 51 | 79.2.01 | |
6 | Перевод по распоряже- нию головного офиса денежных средств че- рез банк из филиала N 02 в филиал N 03 |
79.2.03 | 79.2.02 | 79.2.03 51 |
51 79.2.02 |
Получение фи- лиалом N 03 |
7 | Перевод денежных средств через банк из филиала N 02 в голов- ной офис |
51 | 79.2.02 | 79.2.01 | 51 | |
8 | Оплата закупаемого филиалом N 02 имуще- ства: |
|||||
через филиал N 02 | 79.2.02 | 79.2.02 | 60 | 51 | В учете филиа- ла N 02 |
|
через головной офис | 79.2.02 | 51 | 60 | 79.2.01 | ||
через филиал N 03 | 79.2.02 | 79.2.03 | 79.2.02 | 51 | В учете филиа- ла N 03 |
|
2. Формирование себестоимости продукции, работ и услуг и передача их покупателям через филиалы |
||||||
9 | Передача из головного офиса в филиала N 02 произведенных им зат- рат на производство продукции, а также затрат обособленных обслуживающих хо- зяйств |
79.2.02 | 20 | 20 | 79.2.01 | |
79.2.02 | 26 | 26 | 79.2.01 | |||
79.2.02 | 29 | 29 | 79.2.01 | |||
10 | Передача из филиала N 03 в филиал N 02 про- изведенных им затрат на производство про- дукции филиала N 02 |
79.2.02 | 79.1.03 | 79.2.03 | 20 | Изъятие из фи- лиала N 02 |
20 | 79.2.02 | Получение фи- лиалом N 03 |
||||
11 | Передача в головной офис данных о форми- ровании себестоимости продукции в филиале N 02 |
79.1.02 | 79.2.02 | 43 | 20 | |
12 | Передача в головной офис данных о сдаче готовой продукции по- купателям через фили- ал N 02 |
79.1.02 90.2 |
79.1.02 79.2.02 |
90.2 79.2.01 |
43 90.2 |
|
3. Формирование себестоимости продукции, работ и услуг и передача их покупателям через головной офис |
||||||
13 | Передача из филиала N 02 в головной офис произведенных им зат- рат на производство продукции (свернуто) |
20 | 79.2.02 | 79.2.01 | 20 | |
14 | Формирование себесто- имости готовой про- дукции и передача ее покупателям через го- ловной офис |
43 90.2 |
20 43 |
|||
4. Перераспределение кредиторской задолженности между филиалами и го- ловным офисом |
||||||
15 | Передача кредиторской задолженности из фи- лиала в головной офис для централизованной оплаты |
60 | 79.1.02 | 79.2.01 | 60 | |
16 | Передача кредиторской задолженности для оп- латы из головного офиса в филиал |
79.1.02 | 60 | 60 | 79.2.01 | |
17 | Передача кредиторской задолженности для оп- латы из филиала N 02 в филиал N 03 (по распоряжению головно- го офиса) |
79.1.02 | 79.1.03 | 79.2.03 | 60 |
Состав внутренней бухгалтерской отчетности обособленного подразделения организации
Бухгалтерская отчетность организаций, имеющих обособленные структурные подразделения, оформляется, как и отчетность всех коммерческих организаций, в соответствии с требованиями положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденного приказом Минфина России от 6.07.99 г. N 43н. Формы применяемой в настоящее время бухгалтерской отчетности определены приказом Минфина России от 22.07.03 г. N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".
Учитывая, что ряд указанных выше финансово-хозяйственных операций подробно отражается в бухгалтерском учете его обособленных структурных подразделений, а в бухгалтерском учете головного офиса они отражаются свернуто (на счете 79), для организации управления финансово-хозяйственной деятельностью организации в целом, а также для оформления бухгалтерской отчетности обособленные структурные подразделения регулярно (как правило, ежемесячно) оформляют и представляют в головной офис внутреннюю бухгалтерскую отчетность по установленным руководством организации формам.
Следует отметить, что оформление внутренней бухгалтерской отчетности обособленных подразделений организаций только по формам, утвержденным приказом N 67н для "внешней" бухгалтерской отчетности, не дает головному офису достаточной информации для принятия управленческих решений и формирования показателей отчетности организации в целом.
Исходя из изложенного для осуществления анализа финансово-хозяйственной деятельности обособленного подразделения, а также контроля за правильностью отражения в его бухгалтерском учете финансово-хозяйственных операций целесообразно, по нашему мнению, оформлять внутренний бухгалтерский баланс не по форме N 1, а в виде оборотно-сальдовой ведомости с детализацией по субсчетам и номенклатуре имущества. Кроме того, в составе внутренней отчетности обособленного подразделения необходимо представлять налоговые декларации по налогам и сборам с дополнительным указанием информации о состоянии взаиморасчетов с бюджетами по соответствующим налоговым платежам. Наконец, внутренняя отчетность обособленного подразделения должна содержать информацию о показателях обособленного подразделения, необходимых для расчета и распределения налоговых платежей и кассовых обязательств, формируемых головным офисом по организации в целом.
Полный комплект внутренней бухгалтерской отчетности обособленного подразделения может включать:
оборотно-сальдовые ведомости по операциям обособленного подразделения за отчетный период и с начала года;
бухгалтерский баланс (ф. N 1);
отчет о прибылях и убытках (ф. N 2), заполненный в зависимости от делегированных обособленному подразделению функций;
выписку из книг покупок и продаж по данным выписанных и полученных обособленным подразделением счетов-фактур;
справку о соблюдении обособленным подразделением кассовой дисциплины;
справку об остаточной стоимости основных средств, закрепленных за обособленным подразделением, а также о среднесписочной численности его работников (фонде оплаты их труда);
налоговые декларации по налогам на имущество, на рекламу, налогу с продаж, единому социальному налогу и прочим местным налогам;
справку о состоянии взаиморасчетов обособленного подразделения с бюджетом по указанным налогам;
справку о товарно-материальных остатках в обособленном подразделении;
справку о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности обособленного подразделения.
В целях формирования бухгалтерской и налоговой отчетности организации в целом показатели бухгалтерских балансов, отчетов о прибылях и убытках и налоговых деклараций по налогам и сборам суммируются. При этом числящиеся в бухгалтерском учете головного офиса остатки на счете 79 должны полностью покрываться суммарными соответствующими остатками по данному счету обособленных подразделений. Наличие после свертки бухгалтерской отчетности непокрытых остатков по счету 79 свидетельствует о неполном (несвоевременном) отражении отдельных операций в бухгалтерском учете обособленных подразделений или головного офиса либо наличии других ошибок в отражении внутрихозяйственных расчетов в их бухгалтерском учете.
Ниже приведены примерные формы отдельных справок, включенных в состав внутренней отчетности обособленных подразделений.
Выписка
из книг покупок и продаж _____________, представляемая для
определения облагаемой базы по налогу на добавленную стоимость по
счетам-фактурам, полученным и оформленным обособленными подразделениями
В книгу покупок организации
N п/п |
Дата и но- мер сче- та- фак- туры про- дав- ца |
Дата оп- латы сче- та - фак- туры про- дав- ца |
Да- та оп- ри- хо- до- ва- ния то- ва- ра |
Наи- ме- но- ва- ние про- дав- ца |
ИНН про- дав- ца |
Стра- на про- ис- хож- дения това- ра |
Всего поку- пок, вклю- чая НДС |
В том числе | |||||
покупки, облагаемые нало- гом по ставке |
по- куп- ки, ос- во- бож- ден- ные от на- лога |
||||||||||||
20 процен- тов (8) |
10 процен- тов (9) |
0 про- цен- тов |
|||||||||||
стои- мость поку- пок без НДС |
сум- ма НДС |
стои- мость поку- пок без НДС |
сум- ма НДС |
||||||||||
(1) | (2) | (3) | (4) | (5) | (5а) | (6) | (7) | (8а) | (8б) | (9а) | (9б) | (10) | (11) |
Всего |
В книгу продаж организации
/-----------------------------------------------------------------------\
|Дата|Наи-|ИНН |Дата|Всего| В том числе | N |
| и |ме- |по- |оп- |про- |----------------------------------------|п/п |
|но- |но- |ку- |латы|даж, |продажи, облагаемые налогом по|про-|из |
|мер |ва- |па- |сче-|вклю-|ставке |да- |кни-|
|сче-|ние |теля|та -|чая |-----------------------------------|жи, |ги |
|та- |по- | |фак-|НДС |20 процентов|10 процентов|0 про-|ос- |по- |
|фак-|ку- | |туры| | (5) | (6) |центов |во- |пок |
|туры|па- | |про-| |-------------+------------| |бож-| |
|про-|теля| |дав-| |стои- |сумма|стои- |сумма| |дае-| |
|дав-| | |ца | |мость |НДС |мость |НДС | |мые | |
|ца | | | | |продаж | |продаж| | |от | |
| | | | | |без НДС| |без | | |на- | |
| | | | | | | |НДС | | |лога| |
|----+----+----+----+-----+-------+-----+------+-----+--------+----+----|
| (1)| (2)| (3)|(3а)| (4) | (5а) |(5б) | (6а) |(6б) | (7) |(8) |(9) |
|----+----+----+----+-----+-------+-----+------+-----+--------+----+----|
| | | | | | | | | | | | |
|----+----+----+----+-----+-------+-----+------+-----+--------+----+----|
| | | | | | | | | | | | |
|----+----+----+----+-----+-------+-----+------+-----+--------+----+----|
| | | | | | | | | | | | |
\----+--------------+-----+-------+-----+------+-----+--------+----+----|
| Всего | | | | | | | | |
\------------------------------------------------------------------/
Руководитель обособленного подразделения _____________ (__________)
Бухгалтер обособленного подразделения _____________ (__________)
Справка
о соблюдении кассовой дисциплины
_____________________________
Установленный лимит остатка наличных денеж- ных средств в кассе организа- ции |
Утвержденная в учетной политике квота обособлен- ного подразделе- ния в сумме лими- та остатка денеж- ных средств в кассе |
Максимальный ос- таток наличных денежных средств в операционной кассе обособлен- ного подразделе- ния |
Суммы превышения остатка наличных денежных средств в операционной кассе обособленного под- разделения |
||
период | сумма | период | сумма | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Руководитель обособленного подразделения _____________ (__________)
Бухгалтер обособленного подразделения _____________ (__________)
Справка
о показателях ________________, необходимых для распределения
налоговой базы по налогу на прибыль организации, а также контроля за
полнотой и своевременностью расчетов с бюджетом по налогам, исчисляемым
непосредственно обособленным подразделением
N п/п |
Наименование показателя | Размер показа- теля |
Примечания |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Среднесписочная численность работников обособленного подразделения на конец периода |
||
2 | Остаточная (балансовая) стоимость ос- новных фондов обособленного подразделе- ния на конец периода |
||
3 | Начислен налог на имущество с начала года |
||
4 |
Руководитель обособленного подразделения _____________ (__________)
Бухгалтер обособленного подразделения _____________ (__________)
И. Гарнов,
ООО "А.И. Аудит-Сервис"
"Финансовая газета", N 12, 13, 14, март 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71