C "одним окном" пока не все гладко
Процедура регистрации для организаций всегда была сложной и утомительной. Упростить ее обещали уже давно. И вот свершилось! Но удалось ли реализовать то, что было задумано?
С 1 января 2004 г. значительно упрощен порядок постановки на налоговый учет и учет во внебюджетные фонды организаций и индивидуальных предпринимателей при их государственной регистрации.
Федеральным законом от 23.12.03 N 185-ФЗ были внесены соответствующие изменения и дополнения в следующие нормативно-правовые акты:
- Федеральный закон от 08.08.01 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ);
- Налоговый кодекс РФ. Часть первая;
- Закон РФ от 28.06.91 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о медицинском страховании);
- Федеральный закон от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон об обязательном социальном страховании);
- Федеральный закон от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования";
- Федеральный закон от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательном пенсионном страховании).
Сразу оговоримся, что соответствующие нормативно-правовые акты Правительства РФ, МНС России, а также исполнительных органов внебюджетных фондов, на которые даются ссылки в обновленных законах, на сегодняшний день не приняты, что, к сожалению, может послужить тормозом для реализации безусловно прогрессивных по своему характеру норм.
Поняв эту ситуацию, МНС России выпустило письмо от 29.12.03 N ММ-6-09/1384, разъясняющее процедуру учета организаций и физических лиц в налоговых органах в связи с изменением с 1 января 2004 г. законодательства. Это письмо адресовано территориальным подразделениям МНС России для использования в работе и не является актом законодательства о налогах и сборах.
В чем суть внесенных изменений, насколько они способны облегчить процедуру государственной регистрации и сэкономить время вновь созданным организациям и индивидуальным предпринимателям, расскажет настоящая статья.
Поскольку процедуры регистрации организаций и индивидуальных предпринимателей весьма близки, далее мы будем говорить об организациях, имея в виду и индивидуальных предпринимателей.
Постановка на учет в налоговых органах
Постановка на учет вновь созданной организации
С 1 января 2004 г. вновь создаваемой организации при обращении в регистрирующий орган - территориальное подразделение МНС России достаточно представить заявление о ее государственной регистрации с необходимым комплектом документов, предусмотренным Законом N 129-ФЗ. Отдельное заявление о постановке на налоговый учет подавать больше не нужно.
Теперь поставить организацию на учет в качестве налогоплательщика - это обязанность самих налоговых органов. В новой редакции п.3 ст.83 НК РФ постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством РФ.
В подтверждение постановки на налоговый учет вновь созданным организациям выдается свидетельство о постановке на налоговый учет. Форма свидетельства будет утверждаться МНС России. До ее утверждения действует прежняя форма свидетельства, утвержденная Приказом МНС России от 27.11.98 N ГБ-3-12/309, в части, не противоречащей положениям Закона N 185-ФЗ.
Обращает на себя внимание отсутствие в новой редакции п.2 ст.84 НК РФ срока выдачи организациям свидетельства о постановке на учет в налоговых органах. В прежней редакции этот срок был единым для всех категорий налогоплательщиков - 5 дней со дня подачи всех необходимых документов.
Учитывая, что для всех остальных категорий налогоплательщиков п.2 ст.83 НК РФ в новой редакции установлен 5-дневный срок выдачи свидетельства, можно предположить, что отсутствие его для вновь созданных организаций вызвано технической ошибкой и речь идет о том же пятидневном сроке. Косвенное подтверждение этому - письмо МНС России от 29.12.03 N ММ-6-09/1384, в котором срок постановки на учет юридических лиц определен в пять рабочих дней со дня представления документов для государственной регистрации.
Постановка на учет по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортных средств
Ранее организации сами подавали заявление о постановке на учет по месту нахождения недвижимого имущества или транспортных средств в течение 30 дней со дня его регистрации.
Теперь постановка на налоговый учет и снятие с учета организации в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются налоговым органом самостоятельно на основании сведений, которые ему обязаны сообщать органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств (учреждения юстиции и подразделения ГИБДД).
Срок постановки на учет - пять дней со дня поступления сведений от этих органов. В этот же срок налоговый орган обязан выдать или направить по почте свидетельство о постановке на учет. Формы и порядок выдачи свидетельств должно утверждать МНС России (п.2 ст.84 НК РФ в новой редакции).
Постановка на учет по месту нахождения обособленного подразделения
Если организация создает обособленное подразделение, ей, как и раньше, необходимо самостоятельно в течение одного месяца после создания подразделения подать заявление о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения.
Одновременно с подачей заявления представляются в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения, а также документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (при их наличии). Постановка на учет с выдачей уведомления об этом осуществляется в течение пяти дней со дня представления всех документов (п.2 ст.84 НК РФ в новой редакции).
Если организация примет решение о прекращении деятельности через свое обособленное подразделение, ей также необходимо самостоятельно подать заявление о снятии с учета. Налоговый орган осуществляет снятие с учета в течение 14 дней со дня подачи заявления (п.5 ст.84 НК РФ в новой редакции).
Учет изменения сведений о налогоплательщиках, снятие с учета
Теперь задача налоговых органов - не только постановка на налоговый учет организаций, но и внесение изменений в сведения о них. Эти изменения учитываются на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.
Например, ранее организации, изменившей свой адрес, необходимо было подать заявление о снятии с учета в налоговый орган по своему месту нахождения, а затем - заявление о постановке на учет в налоговом органе по новому месту нахождения. Теперь делать это не нужно.
Организации достаточно сообщить об изменении адреса в налоговый орган по прежнему месту нахождения. На основании полученных сведений налоговый орган сам снимет организацию с учета и передаст необходимые сведения в налоговый орган по ее новому месту нахождения для постановки на учет (п.3 ст.84 НК РФ в новой редакции).
Порядок внесения изменений и снятия с учета должен быть установлен Правительством РФ.
Постановка на учет во внебюджетных фондах
С 1 января 2004 г. организации освобождены от обязанности обходить Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд и выстаивать в них долгие очереди для постановки на учет.
Согласно новому п.3.1 ст.11 Закона N 129-ФЗ налоговая инспекция самостоятельно в течение пяти рабочих дней направляет в соответствующие внебюджетные фонды сведения из Единого государственного реестра юридических лиц о вновь зарегистрированной организации. В свою очередь, внебюджетные фонды в течение пяти дней после получения таких сведений обязаны поставить организацию на учет и направить в территориальный налоговый орган сведения о номере и дате регистрации организации в качестве страхователя (ст.9.1 Закона о медицинском страховании, ст.6 Закона об обязательном социальном страховании, ст.11 Закона об обязательном пенсионном страховании).
Более сложная процедура регистрации предусмотрена:
- для организаций, имеющих обособленные подразделения;
- для физических лиц, заключивших трудовые договоры с работниками, а также физических лиц, выплачивающих по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые в соответствии с законодательством РФ начисляются налоги в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования.
Эти лица, как и ранее, должны регистрироваться в фондах самостоятельно.
Установлен единый 30-дневный срок для подачи заявления о регистрации во всех трех фондах.
Исключение составляет срок подачи заявления в Фонд социального страхования для физических лиц, заключивших трудовой договор с работником, а также физических лиц, обязанных уплачивать страховые взносы в связи с заключением гражданско-правового договора, срок подачи заявления - 10 дней со дня заключения соответственно трудового или гражданско-правового договора.
Срок подачи заявления исчисляется:
- для организаций, имеющих обособленные подразделения - со дня создания обособленного подразделения;
- для физических лиц, заключивших трудовые договоры, а также для лиц, выплачивающих вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, - со дня заключения соответствующих договоров.
Конкретный порядок регистрации таких страхователей в каждом из фондов будет определяться соответствующим фондом самостоятельно путем издания подзаконных нормативно-правовых актов.
На сегодняшний день только Фонд социального страхования РФ издал Постановление от 05.01.04 N 1, которым утвердил Временные методические рекомендации по организации работы исполнительных органов Фонда социального страхования Российской Федерации по регистрации юридических лиц и физических лиц в качестве страхователей.
А про статистиков забыли?
Обратим внимание на проблему, которая осталась неразрешенной.
Вновь создаваемым организациям по-прежнему необходимо самостоятельно обращаться в органы Госкомстата России за получением кода ОКПО и других кодов общероссийских классификаторов. Никаких изменений в этой части Закон N 185-ФЗ не внес.
В то же время в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей теперь должны содержаться коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) (подп."п" п.1 и подп."о" п.2 ст.5 Закона N 129-ФЗ).
Наличие кодов ОКВЭД является также одним из условий постановки на учет во внебюджетных фондах. Об этом, в частности, указывается в упомянутых выше Временных методических рекомендациях по организации работы исполнительных органов Фонда социального страхования РФ по регистрации юридических лиц и физических лиц в качестве страхователей (п.7 раздела II.).
Однако для того чтобы организации были присвоены соответствующие коды, ей необходимо самостоятельно обратиться в органы Госкомстата России с уже имеющимся свидетельством о государственной регистрации, а после их получения снова обратиться в регистрирующий орган. Уложится ли вся эта процедура в пять дней, предписанные Законом N 129-ФЗ и Налоговым кодексом РФ для постановки организаций на налоговый учет и учет во внебюджетных фондах?
По нашему мнению, данный вопрос требует дополнительной законодательной проработки. Вполне возможно, что в скором времени со стороны налогового ведомства, Госкомстата России или внебюджетных фондов последуют разъяснения по данному вопросу. Пока же, учитывая действующие положения законодательства, посещения фондов налогоплательщикам, по всей видимости, избежать не удастся.
С. Рогоцкая,
АКДИ "Экономика и жизнь"
"Новая бухгалтерия", выпуск 3, март 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Новая бухгалтерия"
Учредитель ЗАО "ЭЖ МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N ФС77-43744 от 24.01.2011
Адрес редакции и издателя:
125319, Москва,
ул. Черняховского, д. 16