Ответственность за взяточничество
1. Понятие и общая характеристика взяточничества
2. Анализ основного состава получения взятки
3. Квалифицирующие виды получения взятки
4. Особо квалифицирующие виды получения взятки
5. Отличие получения взятки от злоупотребления должностными
полномочиями
1. Понятие и общая характеристика взяточничества
Наиболее серьезным и опасным преступлением, предусмотренным главой 30 "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления" Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), является получение взятки (взяточничество).
Нередко встречаются случаи, когда взяточничество связано с другими преступлениями, в том числе с теми, которые относятся к тяжким или особо тяжким, а именно с преступлениями экономического характера (незаконное предпринимательство, нарушение таможенных правил, уклонение от уплаты налогов), с преступлениями против собственности (хищение имущества, мошенничество), с преступлениями против правосудия (незаконное содержание под стражей, вынесение заведомо неправосудного приговора).
Под взяточничеством подразумевается действие должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, направленное на получение определенных выгод материального или имущественного характера в ответ на совершение в интересах взяткодателя определенных действий (бездействия). При этом следует заметить, что эти действия (бездействие) могут быть следствием должностных обязанностей лица (например, прекращение следователем уголовного дела за взятку от виновного).
Особенностью взяточничества является то, что взяткополучатель наделен определенными властными полномочиями: он может быть должностным лицом либо может представлять интересы должностных лиц.
Предметом взяточничества могут являться не только деньги в наличной или безналичной форме, но и различные дорогостоящие предметы (например, ювелирные изделия, аудио-, видеоаппаратура, автомашина). Помимо этого, в качестве взятки могут оказываться бесплатные услуги, которые подлежат оплате (получение туристических путевок, производство строительных, ремонтных работ). К взятке относится и получение товаров и услуг по ценам, гораздо ниже сложившихся на рынке. Для установления такой "убыточной реализации" товаров, работ, услуг необходимо, по нашему мнению, сравнить ее с другими подобными сделками.
Согласно ст.575 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) не допускается дарение подарков, стоимость которых превышает 5 минимальных размеров месячной оплаты труда (МРОТ) государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с исполнением ими служебных обязанностей. Если исходить из смысла этой статьи ГК РФ, то размер взятки должен превышать 5 МРОТ. Однако аналогичного положения в уголовном законодательстве не содержится, и в УК РФ не установлены минимальные пределы стоимости взятки. Поэтому, по нашему мнению, необходимо исходить из причинно - следственной связи между получением материальной выгоды (в том числе и меньше 5 МРОТ) и совершением определенных действий в пользу взяткодателя.
Следует заметить, что взяточничество является достаточно трудно доказуемым преступлением. Поэтому для усиления борьбы с этим преступлением необходимо, помимо установления уголовной ответственности, внесение изменений в действующее банковское, финансовое, таможенное и налоговое законодательство.
2. Анализ основного состава получения взятки
В части 1 ст.290 УК РФ дается определение основному составу получения взятки: уголовно наказуемым является получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод материального характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Родовым объектом целой группы преступлений, в которую входит и ст.290 УК РФ, является совокупность общественных отношений, обеспечивающая нормальную деятельность органов государственной власти. Такой вывод можно сделать, основываясь на названии раздела X "Преступления против государственной власти" УК РФ. Что касается непосредственного объекта, то им является совокупность общественных отношений, регламентирующих нормальную деятельность органов государственной власти, государственной службы, а также органов местного самоуправления.
Для преступления в виде взятки важен такой признак преступления, как его предмет. Как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п.9 постановления от 10.02.2000 N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" (далее - Постановление N 6), предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.д.). Под выгодами имущественного характера подразумеваются, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. Вышеуказанные выгоды и услуги имущественного характера должны получить в приговоре денежную оценку.
В нынешних условиях предметами взяточничества могут быть приватизация определенных объектов государственной собственности, "обналичивание" денежных средств с банковских счетов, сдача в аренду или безвозмездное пользование квартир или дачных участков.
Кроме того, взятки могут быть открытыми или завуалированными. При открытой форме взятки взяткодатель непосредственно передает предмет взятки взяткополучателю или посреднику. Эта форма взятки известна очень давно, и правоохранительные органы выработали определенные приемы борьбы с этой формой взяточничества. Завуалированную взятку выявить гораздо сложнее, так как ее передача камуфлируется, например, заключением договора займа без процентов на длительный срок, выплатой определенной суммы по договору подряда, который реально не выполнялся, и т.д.
Объективная сторона получения взятки представляет собой получение лично должностным лицом или посредником взятки за определенные действия (бездействие) в интересах взяткодателя. Таким образом, ст.290 УК РФ предусматривает ответственность и в случае получения взятки не самим должностным лицом, а посредником.
В п.8 Постановления N 6 определено, что уголовная ответственность посредника во взяточничестве в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и его роли в даче или получении взятки наступает лишь в случаях, предусмотренных ст.33 УК РФ.
Таким образом, можно сделать вывод, что посредником может являться лицо, которое действует по поручению взяткодателя или взяткополучателя и непосредственно передает предмет взятки, а значит, для квалификации действий посредника по ст.291 "Дача взятки" УК РФ не имеет значения, получил посредник от взяткодателя или взяткополучателя вознаграждение за посредничество или нет.
При анализе ст.290 УК РФ можно сделать вывод, что в основном составе получения взятки возможны несколько форм использования должностным лицом своего служебного положения. Наиболее распространенной формой являются действия (бездействие), которые входят в круг служебных полномочий должностного лица. Примером таких действий могут являться внесение в акт ревизии данных, необходимых взяткодателю, решение кадровых вопросов, распоряжение кредитными и денежными ресурсами.
Другой формой использования служебных полномочий должностного лица законодатель называет способствование в силу своего должностного положения определенным действиям (бездействию) других должностных лиц. Здесь используется, в основном, возможность должностного лица воздействовать на тех лиц, от которых зависит нужное для взяткодателя решение. Как правило, у взяткополучателя возможность воздействия возникает в силу определенного положения в иерархической структуре власти. Например, начальник вышестоящего органа может в силу своего положения требовать от должностных лиц нижестоящего органа совершения определенных действий в пользу взяткодателя.
Помимо вышеуказанного, в ст.290 УК РФ приводятся и общее покровительство, и попустительство по службе. Данные формы использования служебного положения могут выражаться в незаслуженных денежных поощрениях, способствовании карьерному росту, а также в непринятии мер при нарушениях трудового законодательства и дисциплинарных проступках.
В соответствии с п.9 Постановления N 6 ответственность за взяточничество наступает независимо от того, когда вручена взятка: до или после совершения действия или бездействия в интересах взяткодателя - и на квалификацию содеянного не влияет. Поэтому такой признак преступления, как время его совершения, значения для состава преступления не имеет. Согласно ст.290 УК РФ состав преступления образует как взятка - подкуп, которая вручена до совершения должностным лицом определенных действий, так и взятка - вознаграждение, которая вручается после совершения действий. Кроме того, при этом не требуется и предварительной договоренности между взяткодателем и взяткополучателем.
В соответствии со ст.290 УК РФ действия должностного лица должны быть совершены им в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. Следовательно, состав преступления имеет место, когда интересы взяткодателя или представляемых им лиц удовлетворены. В п.9 Постановления N 6 указывается, что суд должен выяснить и отразить в приговоре следующее: за выполнение или невыполнение каких действий в интересах взяткодателя должностным лицом получена взятка.
Получение взятки имеет конструкцию преступления, характеризующуюся формальным составом. Оно считается законченным с момента получения взятки должностным лицом. Это подтверждается п.11 Постановления N 6, согласно которому получение взятки считается оконченным с момента принятия получателем взятки хотя бы части передаваемых ценностей. Если обусловленная взятка не получена по обстоятельствам, которые не зависят от воли взяткополучателя, то содеянное должно квалифицироваться как покушение на получение взятки. При этом не требуется, чтобы должностное лицо выполнило какое-либо действия (бездействие) в пользу взяткодателя. Достаточно того, что оно осознавало, что получает взятку в обмен на совершение определенных действий, и могло их совершить. Если должностное лицо получает взятку за действия, которые не входят в круг его служебных полномочий, и оно не в состоянии их совершить, содеянное должно квалифицироваться как мошенничество. Такой вывод подтверждается п.20 Постановления N 6.
Понятие "субъект преступления", предусмотренное ст.290 УК РФ, должно трактоваться с учетом примечаний к ст.285 настоящего Кодекса. Согласно этому примечанию должностными лицами в ст.285 главы 30 УК РФ признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно - распорядительные, административно - хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждениях. Схожее определение субъекта получения взятки содержится и в Постановлении N 6.
Судебная практика также подтверждает этот вывод. Так, Верховным Судом Республики Саха (Якутия) был оправдан гражданин П., который обвинялся в том, что, работая начальником Управления по сбору страховых взносов департамента Пенсионной службы Республики Саха (Якутия), использовал свое служебное положение и за незаконные вознаграждения необоснованно выделял вексельные кредиты коммерческим структурам.
Оправдывая гражданина П., суд признал, что занимаемая им должность, его функции, права, полномочия и специфика учреждения, где он работал, свидетельствуют о том, что он не обладал организационно - распорядительными функциями и не являлся государственным должностным лицом, то есть субъектом преступления согласно ст.290 УК РФ. Однако суд не исследовал имеющееся в деле Положение о департаменте Пенсионной службы Республики Саха (Якутия), где указано, что этот департамент является органом исполнительной власти, а директор департамента - заместителем Председателя Правительства Республики Саха (Якутия). Следовательно, вывод суда о том, что гражданин П. не являлся должностным лицом, сделан без учета вышеуказанного документа. Суд кассационной инстанции оправдательный приговор отменил и направил дело на новое судебное расследование (Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации N 11, 1998 г.)
Именно в части субъекта преступления взятка отличается от коммерческого подкупа, преступления, предусмотренного ст.204 УК РФ.
Субъективная сторона получения взятки характеризуется прямым умыслом. При получении взятки виновное лицо осознает, что полученная им имущественная выгода незаконна и направлена на совершение им определенных действий в пределах его компетенции в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. Возможно также, что незаконная имущественная выгода направлена на воздействие на других лиц с использованием своего служебного положения или на общее покровительство либо попустительство по службе.
Закон не относит мотив и цель получения взятки к обязательным признакам состава преступления, однако очевидно, что мотив данного преступления корыстный, а целью является личное обогащение или получение какой-либо имущественной выгоды.
3. Квалифицирующие виды получения взятки
Квалифицирующие виды получения взятки определены в частях 2 и 3 ст.290 УК РФ. В них, в частности, указаны признаки состава преступления, которые имеют повышенную опасность.
Часть 2 ст.290 УК РФ предусматривает ответственность за получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие). Признаком, по которому законодатель сделал этот состав квалифицирующим, отличающимся от основного состава преступления, является то, что получение взятки направлено на совершение должностным лицом незаконных действий. Понятие "незаконные действия" в УК РФ не сформулировано, однако под ними, по нашему мнению, следует понимать не только уголовно наказуемые деяния, но и совершение дисциплинарных или административных поступков, деяний, за которые предусмотрена гражданско-правовая ответственность.
Таким образом, возможно различное проявление квалифицирующих признаков преступления согласно части 2 ст.290 УК РФ. В ряде случаев оно может проявиться в совершении должностным лицом действий (бездействия), которые не являются преступными. Это может быть необоснованное предоставление каких-либо материальных благ, сокрытие дисциплинарных проступков взяткодателя, нанесение вреда третьим лицам. В этом случае взяткополучатель осуждается согласно части 2 ст.290 УК РФ и дополнительной квалификации его действий не требуется, однако его привлечение к административной, дисциплинарной или гражданско-правовой ответственности не исключается.
Другим вариантом возможного проявления квалифицирующего признака согласно части 2 ст.290 УК РФ является совершение должностным лицом другого преступления. Например, это может быть служебный подлог (ст.292 УК РФ), самоуправство (ст.330 УК РФ), привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст.299 УК РФ). В этом случае преступления образуют совокупность и необходима квалификация каждого преступления.
Часть 3 ст.290 УК РФ предусматривает еще один квалифицирующий вид получения взятки - получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления. Квалифицирующим признаком преступления является занимаемая должность взяткополучателя. Законодатель учитывает, что опасность взяточничества повышается за счет более ответственного положения лица, которое имеет гораздо больший объем полномочий по сравнению с другими должностными лицами.
Определение лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, содержится в примечании к ст.285 УК РФ. Согласно п.2 примечания к ст.285 УК РФ под лицами, занимающими государственную должность Российской Федерации, понимаются лица, занимающие должности, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Пункт 3 примечания к ст.285 УК РФ определяет лиц, занимающих государственные должности субъектов Российской Федерации, как лиц, занимающих должности, установленные конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
Следует отметить, что ответственность согласно части 3 ст. 290 УК РФ наступает за совершение деяний, предусмотренных как частью 1, так и частью 2 ст.290 УК РФ. Таким образом, ответственность взяткополучателя наступает независимо от характера совершенных действий (бездействия) в пользу взяткодателя.
4. Особо квалифицирующие виды получения взятки
Особо квалифицирующие виды получения взятки определены частью 4 ст.290 УК РФ, согласно которой таковыми являются деяния, совершенные при наличии следующих признаков:
- группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
- неоднократно;
- с вымогательством взятки;
- в крупном размере.
Рассмотрим эти признаки подробнее. Согласно части 2 ст.35 УК РФ преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления. Исходя из этого определения следует, что получение взятки группой лиц по предварительному сговору означает ее получение не менее чем двумя должностными лицами, которые достигли сговора между собой до ее получения. Данный вывод нашел свое подтверждение в п.13 Постановления N 6. Кроме того, необходимо, чтобы каждый из участников группы совершил какие-либо действия в пользу взяткодателя и получил какую - либо часть взятки. Это следует из определения преступления, содержащегося в части 1 ст.290 УК РФ.
В соответствии с п.13 Постановления N 6 преступление должно быть признано законченным с момента получения взятки хотя бы одним из участников группы. При этом не имеет значения, сознавал взяткодатель, что в получении взятки участвовало несколько лиц, или нет.
Определение организованной группы дано в части 3 ст.35 УК РФ, согласно которой преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. Главной особенностью этого признака является то, что организатор такой группы несет ответственность за все преступления, охваченные его умыслом (часть 5 ст.35 УК РФ). Понятие "неоднократность преступлений" сформулировано в ст.16 УК РФ, согласно части 1 которой под неоднократностью преступлений подразумевается совершение двух или более преступлений, предусмотренных одной статьей или частью статьи Особенной части УК РФ. Кроме того, согласно п.14 Постановления N 6 квалификация получения взятки по признаку неоднократности предполагает совершение одного и того же преступления не менее двух раз, если не истек срок давности привлечения к уголовной ответственности за предыдущие преступления либо если судимость за совершенное ранее такое же преступление не была погашена или снята. Следует также квалифицировать как неоднократное преступление одновременное получение должностным лицом взятки от нескольких лиц, если в интересах каждого взяткодателя совершается определенное действие.
Признак неоднократности отсутствует при получении взятки несколькими частями.
Еще один признак особо квалифицирующего состава получения взятки - вымогательство - определен в п.15 Постановления N 6, в соответствии с которым вымогательство - это требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества при коммерческом подкупе под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку либо совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.
Таким образом, возможны две формы вымогательства взятки - открытая и завуалированная. Вымогательство может быть открытым, когда имеет место четкое и определенное требование должностного лица дать взятку; при этом должностное лицо угрожает причинить ущерб правоохраняемым интересам взяткодателя. В этом случае взяткополучатель угрожает совершить незаконные действия (уволить с работы, наложить штраф при отсутствии к тому оснований) либо не совершить законные действия. Возможна и завуалированная форма вымогательства, когда должностное лицо ставит взяткодателя в условия, которые наносят вред его законным интересам (необоснованно длительная задержка в решении важных для взяткодателя вопросов). Следует заметить, что вымогательство возможно как до нарушения законных прав взяткодателя, так и в момент уже длящегося нарушения.
Так, например, судом кассационной инстанции был изменен приговор Астраханского областного суда в отношении гражданина Г., осужденного согласно п."в" части 4 ст.290 УК РФ. Как установлено судом, гражданин Г. выявил в ходе проверки ИЧП, принадлежащего гражданину Л., нарушения правил торговли продуктовыми товарами (отсутствие сертификата качества) и об этом составил протокол. Гражданин Л. передал деньги гражданину Г. после того, как гражданин Г. уничтожил протокол, то есть за совершение противоправных действий, а не с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов. Следовательно, квалифицирующий признак "вымогательство" исключен.
Еще одним особо квалифицирующим признаком является получение взятки в крупном размере. Согласно примечанию к ст.290 УК РФ крупным размером взятки признается сумма денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающая 300 МРОТ.
Следует заметить, что согласно п.9 Постановления N 6 любой предмет взятки должен получить в приговоре денежную оценку, так как от размера взятки зависит квалификация преступления.
5. Отличие получения взятки от злоупотребления должностными
полномочиями
Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями предусмотрена ст.285 УК РФ, согласно которой таковым признается уголовно наказуемо использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Одним из главных отличий злоупотребления должностными полномочиями от получения взятки является то, что при злоупотреблении должностными полномочиями должностное лицо выполняет свои служебные полномочия, а при получении взятки действия (бездействие) взяткополучателя могут как быть в рамках служебных полномочий, так и выходить за эти рамки.
Большое значение для квалификации злоупотребления должностными полномочиями также имеет мотив преступления, который является обязательным признаком. Согласно ст.285 УК РФ злоупотребление должностными полномочиями должно быть совершено из корыстной или иной личной заинтересованности. В соответствии со ст.290 УК РФ в составе преступления наказуем уже сам факт получения взятки, и при этом законодатель не принимает во внимание мотив ее получения.
Необходимо отметить, что состав преступления сконструирован согласно ст.285 УК РФ как материальный, то есть преступление считается законченным с момента наступления общественно опасных последствий. К таковым законодательство относит существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства. В соответствии со ст.290 УК РФ состав преступления сконструирован как формальный, то есть для наступления уголовной ответственности имеет значение сам факт получения взятки, а не наступление общественно опасных последствий.
Необходимо подчеркнуть, что такие преступления, как злоупотребление должностными полномочиями и получение взятки, достаточно часто взаимосвязаны. Поясним это на примере. Так, Калининградским областным судом был осужден гражданин К. согласно части 1 ст.285 и п."б" части 4 ст.290 УК РФ. Гражданин К. был признан виновным в том, что будучи инспектором таможенного поста из корыстной заинтересованности злоупотребил своими должностными полномочиями и неоднократно получал взятки.
Например, гражданин К. в ходе досмотра автомашины И. - гражданина Литовской Республики - выявил недостоверное декларирование валюты, перемещаемой через таможенную границу Российской Федерации в сумме 11 000 немецких марок. Гражданин К. предложил гражданину И. поделиться и получил от него взятку в размере 4000 немецких марок. В другой раз гражданин К. в аналогичной ситуации получил взятку размером в 200 долларов США.
При анализе содеянного можно сделать вывод, что гражданин К., обладая должностными полномочиями по досмотру автомашин, использовал их из корыстной заинтересованности (получение крупных сумм денег, личное обогащение). Кроме того, очевидно, что в результате действий гражданина К. был нанесен ущерб охраняемым законом интересам государства (нарушение таможенных правил, перемещение крупных сумм валюты без декларирования через таможенную границу Российской Федерации). Следовательно, суд абсолютно верно квалифицировал содеянное помимо ст.290 УК РФ еще и согласно ст.285 УК РФ.
Б.К. Сбоев,
юрист
В.А. Бабанин,
экономист, аспирант Академии Бюджета и Казначейства
при Министерстве Финансов Российской Федерации
"Налоговый вестник", N 2, февраль 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1