В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В связи с тем, что законопроект не затрагивает вопросов, предусмотренных частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации, представляется официальный отзыв.
Законопроектом предлагается внести изменение в пункт 3 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", позволяющее производить перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим работу и (или) иную деятельность, которые предусмотрены статьей 10 указанного Федерального закона, не менее чем в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости либо со дня предыдущего перерасчета размера указанной части трудовой пенсии по старости без подачи ими соответствующего заявления.
Одновременно статья 20 дополняется пунктом 6, предусматривающим, что такой перерасчет будет производиться органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, без истребования соответствующего заявления у пенсионера с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой этот перерасчет.
Однако устанавливаемые законопроектом различия в порядке перерасчета страховой части трудовой пенсии по старости и трудовой пенсии по инвалидности (соответственно беззаявительный и заявительный) представляются необоснованными, поскольку согласно нормам пункта 5 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ условия и основания перерасчета размера как страховой части трудовой пенсии по старости, так и страховой части названной пенсии по инвалидности полностью совпадают.
Кроме того, такой подход разделяет граждан, имеющих право на указанный перерасчет, на категории в зависимости от вида получаемой трудовой пенсии, что не согласуется с частью 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым все равны перед законом.
Положения законопроекта не учитывают порядок формирования расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, установленный законодательством об обязательном пенсионном страховании.
Так, на основании статьи 2 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ базой для определения размера страховой части трудовой пенсии является расчетный пенсионный капитал, который согласно статье 20 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование указанной части трудовой пенсии на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета, подтвержденных данными органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации.
Согласно Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1997 г. N 318 сверка сведений о зачисляемых, уплаченных и поступивших страховых взносах с данными налоговых органов и органов федерального казначейства осуществляется ежегодно территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации до 1 июля года, следующего за расчетным периодом, под которым в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ понимается календарный год.
Таким образом, формирование расчетного пенсионного капитала с учетом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поступивших в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, завершается к 1 июля соответствующего календарного года.
Тем самым предусматриваемый законопроектом срок перерасчета страховой части трудовой пенсии по старости не соответствует действующему законодательству.
Учитывая изложенное, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Правительством Российской Федерации не поддерживается.
Заместитель Председателя |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 5 октября 2004 г. N 4809п-П12 "Официальный отзыв на проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", вносимый Государственным Советом Республики Коми"
Текст письма официально опубликован не был