Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 14 октября 2004 г. N КА-А40/9061-04
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Бумеранг Люкс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, с учетом его уточнения, к Инспекции МНС России N 25 по Южному административному округу г. Москвы (далее - Инспекция) и Управлению федерального казначейства Минфина России по г. Москве (далее - УФК) о признании незаконным бездействия налогового органа в период с 21.01.2004 по 26.04.2004, об обязании Инспекции возвратить на расчетный счет заявителя налог на добавленную стоимость в сумме 11389527 руб. с направлением в УФК соответствующего заключения. Общество также просило обязать Инспекцию возвратить на расчетный счет заявителя проценты за нарушение срока возврата налога, а УФК - возвратить на расчетный счет заявителя НДС в указанной сумме и проценты в размере 266356 руб. по получении от Инспекции соответствующих заключений.
Протокольным определением суда от 03.06.2004 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено УФК Минфина России по г. Москве.
Решением суда от 24.06.2004 заявленные требования удовлетворены в связи с наличием у заявителя права на применение налоговой ставки 0 процентов по экспортным операциям по налогу на добавленную стоимость за сентябрь 2003 года, возврат налога и процентов в заявленных к возмещению размерах.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Законность судебного акта проверяется в порядке ст. 284 АПК РФ в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой ставится вопрос об отмене судебного акта и принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, за исключением требования об уплате процентов в размере 274614 руб., в части которого производство по делу прекратить. Инспекция ссылается на неправильное применение судом п. 4 ст. 176 Налогового кодекса РФ, указывает на выполнение ею всех предусмотренных законом действий по возврату НДС, необоснованный возврат УФК принятого налоговым органом заключения, отсутствие заявления налогоплательщика на возврат процентов. В жалобе приводятся доводы о неправомерном возложении обязанности по возврату НДС, начислению и уплате процентов одновременно на Инспекцию и УФК.
В отзыве на кассационную жалобу Общество указывает на несостоятельность ее доводов как не основанных на требованиях закона, просит оставить жалобу без удовлетворения.
В отзыве на кассационную жалобу УФК ссылается на отсутствие заключения налогового органа о возврате процентов, нарушение правил оформления налоговым органом заключения на возврат НДС и отсутствие такового. Просит отменить решение суда, поскольку отсутствует спор между заявителем и УФК.
В судебном заседании представитель Инспекции и УФК поддержали доводы и требования жалобы, представитель Общества возражал против доводов по мотивам, изложенным в судебном акте и представленном отзыве.
Обсудив доводы жалобы и отзывы на нее, выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела и проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит судебный акт подлежащим изменению.
Удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно признал незаконным бездействие налогового органа, выразившегося в невозмещении из бюджета путем возврата в установленном законом порядке НДС и процентов, установил юридически значимые обстоятельства по спору о возврате из бюджета НДС с начислением за несвоевременный возврат налога процентов, правомерно обязал Инспекцию и УФК возместить путем возврата со ссылкой на п. 4 ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации НДС в размере 11389527 руб., обязав также Инспекцию начислить и уплатить 274614 руб. 14 коп. процентов.
Довод Инспекции о неправильном применении судом п. 4 ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации отклоняется.
В соответствии с п. 4 ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации возмещение сумм налога производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 7 статьи 164 настоящего Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 этого же Кодекса. В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. При нарушении указанного срока на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты, исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 6 статьи 164 НК РФ
Поскольку из буквального текста названной нормы права следует, что начисление процентов предусмотрено в случае нарушения налоговым органом сроков возмещения НДС из бюджета, а не сроков принятия налоговым органом решения по существу предъявленных налогоплательщиком требований, суд обоснованно пришел к выводу о нарушении сроков возмещения налога из бюджета, в связи с чем на сумму НДС начислены проценты.
Порядок начисления и возврат процентов аналогичен порядку возврата налога и, в данном случае, обязанность Инспекции не только начислить, но и уплатить спорные проценты, вытекает из требований законодательства о налогах и сборах. Эта обязанность должна быть исполнена Инспекцией так же, как и обязанность по возмещению суммы НДС.
Расчет процентов, представленный налогоплательщиком с учетом заявленных и подлежащих возврату сумм НДС и ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, проверен судом и признан правильным.
Возражений против методики расчетов процентов Инспекция не представила и в кассационной жалобе не заявляла.
Требование Общества об обязании УФК возместить путем возврата НДС также основаны на положениях п. 4 ст. 176 названного Кодекса. Обязанность УФК обусловлена наличием соответствующего решения налогового органа.
Таким образом, возложение на УФК обязанности по исполнению надлежащим образом решения налогового органа возможно лишь при условии вынесения и направления Инспекцией такого решения в адрес казначейства.
Суд установил принятие налоговым органом заключения о возврате НДС в заявленной сумме и направление решения налогового органа в УФК.
Поскольку на момент рассмотрения спора возврат налога не произведен соответствующими органами, суд правомерно обязал Инспекцию и УФК возместить из бюджета путем возврата НДС.
В суде кассационной инстанции представитель ООО "Бумеранг Люкс" пояснил, что требование о возврате НДС в сумме 11389527 руб. исполнено путем направления Инспекцией соответствующего заключения в УФК.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции не может согласиться с выводом суда в отношении обязания УФК начислить и уплатить Обществу 274614 руб. 14 коп. проценты, поскольку решения о возврате процентов Инспекцией не принималось и в УФК не направлялось.
В связи с чем решение суда от 24.06.2004 подлежит отмене в части обязания УФК начислить и уплатить проценты в указанном размере. В остальной части судебный акт отвечает требованиям законности и обоснованности.
Поскольку все юридически значимые обстоятельства установлены судом, а отмена решения суда в части обязания УФК начислить и уплатить проценты в размере 274614 руб. 14 коп. связана с неправильным применением нормы материального права, суд кассационной инстанции считает возможным, не направляя дела на новое рассмотрение, принять решение от отказе в удовлетворении требований ООО "Бумеранг Люкс" в указанной части.
Доводов в отношении обоснованности применения заявителем налоговой ставки 0 процентов и документальном обосновании права на возмещение НДС в кассационной жалобе не содержится.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 24 июня 2004 года по делу N А40-17248/04-1080110 изменить.
Решение суда в части обязания УФК Минфина России по г. Москве начислить и уплатить проценты в размере 274614 руб. 14 коп. отменить и в удовлетворении заявленных требований ООО "Бумеранг Люкс" в указанной части отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС России N 25 по Южному административному округу г. Москвы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 октября 2004 г. N КА-А40/9061-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании