Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 2 ноября 2004 г. N КГ-А40/9958-04
(извлечение)
Министерство финансов Российской Федерации (далее по тексту - Минфин России или истец) в лице ОАО "Российский банк развития" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию "Московский завод радиотехнической аппаратуры" (далее - ФГУП "МЗРТА" или ответчик) о взыскании с ответчика в пользу истца для зачисления в доход федерального бюджета 38691975 рублей 85 коп., в том числе 1841000 рублей основного долга, 1799681 рубль 39 коп. процентов за пользование средствами федерального бюджета, 31147044 рубля 85 коп. штрафных санкций за неуплату процентов за пользование средствами федерального бюджета и 3904249 рублей 61 коп. штрафных санкций за невозврат суммы основного долга.
В дальнейшем истец увеличил размер исковых требований до суммы 40451489 рублей 96 копеек, за счет увеличения периода взыскания процентов и штрафных санкций до 08 июня 2004 года.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15 июня 2004 года (в полном объеме изготовлено 22.06.2004) по делу N А40-15288/04-97-85 в удовлетворении исковых требований было отказано полностью. При принятии решения суд первой инстанции руководствовался статьями 2, 8, 12, 195, 196, 199-203, 207, 208, 307-310, 314, 316, 330, 401, 421, 431, 809-811, 819, 820, 990, 1002, 1011 Гражданского кодекса Российской Федерации (т. 1, л.д. 156-157).
Отказывая в удовлетворении заявленного иска, суд первой инстанции указал, что между Минфином России и ОАО АБ "Промрадтехбанк" (далее по тексту - Банк) было заключено соглашение N 4 от 25 марта 1994 года, на основании которого между Банком и ответчиком был заключен кредитный договор от 21 апреля 1994 года N 69 на предоставление Банком заемщику целевых денежных средств на возвратной основе для осуществления конверсионной программы, связанной с реконструкцией и техническим перевооружением производства для создания мощностей по выпуску гражданской продукции и товаров народного потребления в размере с учетом деноминации 1840000 рублей с уплатой за пользование кредитом 13% годовых ежемесячно, из которых 10% уплачивается в пользу истца, а 3% Банку за обслуживание счета заемщика, на срок до 01 декабря 1996 года, а в соответствии с изменением к договору окончательный срок возврата денежных средств был установлен сторонами 20 декабря 1997 года.
Также первая инстанция указала, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 05 июня 2003 года по делу N А40-13599/03-31-154 по спору с участием тех же лиц было установлено, что ответственность заемщика за возврат кредита и неуплату процентов за его использование по кредитному договору N 69 от 21.04.1994 была застрахована АОЗТ Страховая компания "Акустика" по договору страхования N 1/34 от 01.04.1994 со стопроцентной ответственностью страховщика, который исполнял свои обязательства перед Банком по погашению неуплаченных заемщиком кредитных сумм.
В Девятый арбитражный апелляционный суд решение Арбитражного суда города Москвы от 15 июня 2004 года не обжаловалось.
Не согласившись с решением от 15.06.2004 Минфин России обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить и удовлетворить исковые требования в полном объеме, взыскав с ответчика в пользу истца для зачисления в доход федерального бюджета 40451489 рублей 96 коп.
В жалобе истец указывает на то, что в нарушение статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации судом применены не подлежащие применению положения главы 12 ГК РФ о сроках исковой давности, считая отношения по настоящему делу носящими властно-имущественный характер и относящимися к финансовым отношениям, поскольку, по мнению истца, являются частью бюджетного процесса по расходованию и формированию федерального бюджета, а Бюджетным кодексом Российской Федерации срок исковой давности для истребования задолженности по бюджетным кредитам не установлен, то есть право на ее взыскание во времени не ограничивается.
Истец также указывает в жалобе на то, что в споре по делу N А40-13599/03-31-154, на которое сослался суд первой инстанции как на преюдициальное по настоящему делу, кроме истца и ответчика по настоящему делу, еще участвовали конкурсный управляющий ОАО АБ "Промрадтехбанк" и АОЗТ "Страховая компания "Акустика".
В отзыве на кассационную жалобу истца, ответчик просит суд кассационной инстанции оставить обжалуемое решение без изменения как законное и обоснованное, принятое с правильным применением норм материального права и без нарушений норм процессуального права, оспаривая доводы кассационной жалобы Минфина России.
В заседании кассационной инстанции представитель истца поддержала доводы рассматриваемой кассационной жалобы, представители ответчика возражали против удовлетворения жалобы, считая обжалуемый судебный акт первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального права и норм процессуального права при принятии обжалуемого решения, а также соответствие выводов в указанном акте установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемый судебный акт должен быть оставлен без изменения, а кассационная жалоба Минфина России, доводы которой, наряду с отзывом на нее, были рассмотрены кассационной инстанцией, без удовлетворения в связи с нижеследующим.
В соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к изменению или отмене вступившего в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции судом кассационной инстанции является то обстоятельство, если выводы, содержащиеся в обжалуемом акте не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам или если нарушены либо неправильно применены судом нормы материального права или нормы процессуального права, что привело к принятию неправильного решения, однако кассационная инстанция не усматривает названных обстоятельств.
Суд первой инстанции рассмотрел требования Минфина России к ответчику по предмету и основанию, указанным в исковом заявлении, а именно о применении установленных пунктами 7.1, 7.2, 8.2 Кредитного договора от 21 апреля 1994 года N 69 мер ответственности за просрочку исполнения ответчиком обязательств по возврату суммы кредита, при этом гражданско-правовая природа названного кредитного договора не опровергается и доводами кассационной жалобы истца.
Установив, что продленный сторонами договора срок возврата кредита по договору от 21.04.1994 истек 20 декабря 1997 года, а иск заявлен 30 апреля 2004 года, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о пропуске Минфином России общего срока исковой давности.
Ссылка истца в кассационной жалобе о неправильном неприменении судом первой инстанции к данному правоотношению статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации и положений Бюджетного кодекса Российской Федерации также не может быть принята кассационной инстанцией, так как требования по делу были заявлены истцом со ссылкой на нормы гражданского законодательства, а споры, вытекающие из бюджетных отношений не подлежат рассмотрению в арбитражном суде, при том, что Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрены в качестве меры ответственности за просрочку возврата бюджетных средств и уплаты процентов за пользование ими взыскание пени в установленном законом размере, а не какие-либо иные меры ответственности, в том числе и предусмотренные договором.
Также довод истца в кассационной жалобе о неправильном применении судом первой инстанции к настоящему спору исковой давности не может быть принят кассационной инстанцией, так как, в частности, статьей 208 Гражданского кодекса Российской Федерации перечислены требования, на которые исковая давность не распространяется, при этом названный Кодекс предусматривает, кроме перечисленных в этой статье требований, также и другие такие требования лишь в случаях, прямо установленных законом, то есть не распространение на правоотношения сторон сроков исковой давности должно было быть прямо оговорено в законе, регулирующем данное правоотношение и возникшие из него требования по возврату денежных средств.
Частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу не доказывается вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица, однако это требование не означает полного тождества составов заинтересованных субъектов в предшествующем и последующем процессах, в связи с чем довод истца в этой части кассационной жалобы также подлежит отклонению, так как и Минфин России и ФГУП "МЗРТА" участвовали в деле N А40-13599/03-31-154, на которое сослался суд первой инстанции в мотивировочной части обжалуемого истцом решения.
В связи с изложенным доводы кассационной жалобы Минфина России подлежат отклонению как необоснованные и направленные на переоценку выводов суда первой инстанции, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, а обжалуемый судебный акт в порядке пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения, как принятый в соответствии с действующими нормами права и не противоречащий имеющимся в материалах дела доказательствам и установленным судом первой инстанции обстоятельствам.
Кассационная инстанция не находит и безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, так как не усматривает процессуальных нарушений при принятии названного судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, кроме того, не усматривает нарушений применения норм материального права при принятии судом первой инстанции обжалуемого судебного акта, которые могли бы служить основанием к его отмене.
Кассационная жалоба Минфина России рассмотрена кассационной инстанцией и резолютивная часть настоящего постановления в порядке статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оглашена 26 октября 2004 года, а данное постановление в полном объеме изготовлено 02 ноября 2004 года.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 284-287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15 июня 2004 года по делу N А40-15288/04-97-85 оставить без изменения, а кассационную жалобу Минфина России - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 2 ноября 2004 г. N КГ-А40/9958-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании