Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 29 ноября 2004 г. N КА-А40/10835-04
(извлечение)
См. также постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 17 июня 2005 г. N КА-А40/4944-05
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.07.04, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.09.04, признано незаконным решение ИМНС РФ N 14 по САО г. Москвы N 09/947 от 06.11.03 о привлечении к налоговой ответственности, как противоречащее требованиям ст.ст. 171, 172, 176 Налогового кодекса Российской Федерации.
Межрайонная Инспекция МНС РФ N 42 по г. Москве обязана возместить ОАО "Бутырский рынок" НДС в размере 29686363 руб. и сумму уплаченных по оспариваемому решению пеней в размере 41573 руб. путем возврата на расчетный счет.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции указали, что Общество представило документы, подтверждающие право на налоговые вычеты в заявленном размере.
В кассационных жалобах Межрайонная Инспекция МНС N 42 по г. Москве и Инспекция МНС РФ N 14 по САО г. Москвы просят об отмене судебных актов, ссылаясь на то, что они вынесены с нарушением закона.
Выслушав представителей Инспекций N 14 и N 42, поддержавших доводы жалоб, представителей Общества, возражавших против их удовлетворения по мотивам, изложенным в судебных актах и в отзыве на кассационные жалобы, проверив материалы дела, кассационная инстанция находит решение и постановление суда подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Отказывая в применении вычетов налоговый орган в оспариваемом решении сослался на то, что Обществом не подтверждены фактическая оплата и оприходование товарно-материальных ценностей, кроме того, счета-фактуры оформлены с нарушением п. 5 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
Признавая это решение налогового органа недействительным, суд указал, что документов, подтверждающих дату фактической оплаты и оприходования товаров у заявителя быть не может, товарно-материальные ценности приобретались подрядчиками и, следовательно, отражались на их балансе.
Предоставление документов об источниках денежных средств, направленных на приобретение основных средств и оплату товаров, в качестве подтверждения права на налоговые вычеты не предусмотрено налоговым законодательством, недостатки в оформлении счетов-фактур, в частности - отсутствии адреса грузополучателя или грузоотправителя, являются не существенными.
Кассационная инстанция полагает, что эти выводы сделаны без проверки обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора.
В нарушение ст.ст. 170, 271 АПК РФ суды не привели мотивов, по которым отвергнуты те или иные доказательства, отклонены приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
Как указано в пункте 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
При использовании налогоплательщиком - векселедателем в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги) собственного векселя (либо векселя третьего лица, полученного в обмен на собственный вексель) суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком - векселедателем при приобретении указанных товаров (работ, услуг), исчисляются исходя из сумм, фактически уплаченных им по собственному векселю (пункт 2).
В соответствии с правовой позицией Конституционного суда РФ, высказанной в определении N 169-0 от 08.04.04 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Промлайн" на нарушение конституционных прав и свобод положением п. 2 ст. 171 НК РФ", под фактически уплаченными поставщикам суммами налога на добавленную стоимость подразумеваются реально понесенные налогоплательщиком затраты (в форме отчуждения части имущества в пользу поставщика) на оплату начисленных поставщиком сумм налога. Поэтому для признания тех или иных сумм налога на добавленную стоимость фактически уплаченными поставщикам в целях принятия их к вычету при исчислении итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, требуется установление не только факта осуществления налогоплательщиком расходов на оплату начисленных ему сумм налога, но и характера произведенных налогоплательщиком затрат, а именно являются ли расходы на оплату начисленных ему сумм налога реальными затратами налогоплательщика.
В связи с этим необходимо исследовать вопрос, что представляют собой те средства (денежные средства или иное имущество), которые направляются налогоплательщиком в оплату начисленных ему сумм налога на добавленную стоимость. Если произведенные налогоплательщиком расходы на оплату начисленных сумм налога не обладают характером реальных затрат, не возникают и объективные условия для признания таких сумм фактически уплаченными поставщикам, поскольку, не осуществив реальные затраты на оплату начисленных сумм налога, налогоплательщик не может обладать правом уменьшать общую сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, на сумму налога, начисленную ему поставщиками.
Обладающими характером реальных и, следовательно, фактически уплаченными должны признаваться суммы налога, которые оплачиваются налогоплательщиком за счет собственного имущества или за счет собственных денежных средств. При этом передача собственного имущества (в том числе ценных бумаг, включая векселя и имущественные права) приобретает характер реальных затрат на оплату начисленных поставщиками сумм налога только в том случае, если передаваемое имущество ранее было получено налогоплательщиком либо по возмездной сделке и на момент принятия к вычету сумм налога полностью им оплачено, либо в счет оплаты реализованных (проданных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг). В случае если имущество, приобретенное налогоплательщиком по возмездной сделке, к моменту его передачи поставщикам в счет оплаты начисленных сумм налога и принятия этих сумм к вычету налогоплательщиком не оплачено или оплачено не полностью, то принимаемая к вычету сумма налога - в силу требования о необходимости реальных затрат на оплату начисленных сумм налога - должна исчисляться соответственно той доле, в какой налогоплательщиком оплачено переданное имущество.
При разрешении спора суд не дал оценки доводам Инспекции о том, что Общество не представило в ходе проверки документов, подтверждающих фактическую оплату и оприходование товарно-материальных ценностей, сведения об источниках денежных средств, направленных на приобретение основных средств, договоры инвестирования или другие связанные с векселями, регистры бухгалтерского учета по счетам, доказательств, подтверждающих погашение собственных векселей.
Признавая решение недействительным суд, не указал какому закону оно не соответствовало на дату его принятия, чем нарушило права налогоплательщика, не представившего доказательств, подтверждающих правомерность налоговых вычетов налоговой инспекции.
Оценке подлежат также доводы Инспекции об отсутствии у налогоплательщика раздельного учета, доводы Общества о причинах не представления доказательств, подтверждающих право и размер налоговых вычетов и возможности принятия этих доказательств судом.
При новом рассмотрении суду следует учесть вышеизложенное, исследовать и оценить собранные по делу доказательства в совокупности и взаимосвязи друг с другом, проанализировать содержащиеся в них данные и после установления всех обстоятельств, имеющих значение для дела, разрешить спор.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.07.04 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.09.04 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 29 ноября 2004 г. N КА-А40/10835-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании