Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 6 сентября 2000 г. N КА-А40/3949-00
(извлечение)
ООО "Экспортно-импортная торговая компания Полярный медведь" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Инспекции МНС РФ N 1 по ЦАО г. Москвы о возмещении из бюджета НДС в размере 13974971 руб. по экспортным поставкам программных продуктов и шкур крупного рогатого скота, а также о взыскании процентов по п. 9 ст. 78 Налогового кодекса РФ за несвоевременное возмещение налога.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 19.04.2000 г. исковые требования в части возмещения НДС удовлетворены. Во взыскании процентов в иске отказано.
Постановлением от 06.07.2000 г. решение суда изменено с отказом в иске в части возмещения из бюджета 11607802,33 руб. НДС в связи с экспортом программных продуктов. При этом суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что поскольку предметом контракта с инопокупателем является купля-продажа программного обеспечения, т.е. объектов авторского права, оно не может рассматриваться как товар, в связи с чем у истца отсутствовали правовые основания к возмещению НДС.
Законность и обоснованность судебных актов проверяется в порядке ст. 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой ИМНС РФ N 1, которая просит решение и постановление в части удовлетворенных исковых требований отменить и в иске отказать по мотиву недоказанности истцом фактического экспорта товара (шкур) и оплаты российским поставщикам НДС, а также кассационной жалобой Общества на постановление апелляционной инстанции в части отказа в иске по возмещению НДС по экспорту программного обеспечения.
Законом Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" предусмотрено возмещение НДС из бюджета при подтверждении предприятием реального экспорта и при условии, что налог на добавленную стоимость фактически уплачен поставщикам товара.
Суд первой и апелляционной инстанций установил, что фактическое осуществление экспорта шкур и программного продукта на магнитных носителях подтверждается материалами дела.
Факт экспорта программного продукта ответчиком не оспаривается.
Что касается доводов кассационной жалобы ответчика относительно неподтверждения экспорта шкур, то они направлены на переоценку собранных по делу доказательств и в силу ст. 174 Арбитражного процессуального кодекса РФ не могут быть положены в основу отмены судебных актов.
Довод налогового органа о том, что льгота по НДС при экспорте товаров применяется лишь при исполнении контракта в полном объеме, нормой права не обоснован. Льгота по НДС предоставляется исходя из стоимости фактически экспортируемого товара, а не цены контракта.
Кассационная инстанция находит ошибочной позицию суда апелляционной инстанции по эпизоду, связанному с возмещением НДС по программному продукту.
Как усматривается из материалов дела, в частности, договоров купли-продажи, заключенных с ООО "Лайкр", контракта N 5826/47594840/07 от 14.07.99, истец не являлся потребителем программного продукта, приобретал данный программный продукт готовым к использованию с целью последующей продажи без дополнительной переработки.
Таким образом, для истца такой программный продукт может рассматриваться как объект торговой операции, то есть как товар.
В связи с этим реализация указанного программного продукта экспортером за пределы государств - участников СНГ считается реализацией экспортируемого товара и в соответствии с пп. "а" п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" освобождается от налога на добавленную стоимость. Следовательно, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные экспортером на территории Российской Федерации российскому поставщику программного продукта, должны приниматься к зачету или возмещаться за счет средств федерального бюджета в порядке, предусмотренном п. 21 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость".
Довод ответчика об отсутствии у истца доказательств, подтверждающих факт уплаты истцом поставщикам сумм налога на добавленную стоимость при расчетах за экспортируемый товар, ничем не обоснован. К тому же, в процессе рассмотрения дела в арбитражном суде ответчик такого аргумента не выдвигал и факт оприходования и оплаты истцом товаров поставщикам не оспаривал.
Более того, из материалов дела усматривается, что истцом, еще в ходе досудебного рассмотрения вопроса о возмещении НДС, представлялись ответчику соответствующие платежные документы и выписки с рублевых расчетных счетов последнего об оплате товаров поставщикам (т. 1 л.д. 13, 14). Доказательств, свидетельствующих о непринятии названных документов или наличии к ним каких-либо претензий со стороны налогового органа ответчиком не представлено.
Что касается требований налоговой инспекции о необходимости подтверждения факта уплаты налога на добавленную стоимость в бюджет самими поставщиками экспортера, то они не основаны на действующем налоговом законодательстве, а потому являются необоснованными.
Руководствуясь ст.ст. 171, 173-178 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Арбитражного суда г. Москвы от 06.07.2000 г. по делу N А40-1431/00-107-32 в части изменения решения суда первой инстанции отменить.
Решение Арбитражного суда от 19.04.2000 года оставить в силе, кассационную жалобу Инспекции МНС РФ N 1 по ЦАО г. Москвы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 6 сентября 2000 г. N КА-А40/3949-00
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании