Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 13 сентября 2000 г. N КА-А41/4147-00
(извлечение)
ООО "Восход Нефтепродукт" обратилось с иском к инспекции МНС РФ по г. Истра о признании недействительным решения N 01-02-4/3803 от 17.04.2000 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 ст. 122 части первой Налогового кодекса РФ за неполную уплату налога в результате неправомерного использования льготы, в виде штрафа в размере 20% от суммы налога по НДС - 434162,6 руб., по налогу на реализацию ГСМ - 31649,4 руб., по налогу на пользователей автодорог - 85221,2 руб.
Инспекция МНС РФ по г. Истра предъявила встречный иск о взыскании с ООО "Восход Нефтепродукт" налоговых санкций по результатам камеральной проверки в сумме 551033,2 руб.
Решением суда от 06.06.2000 решение ИМНС РФ по г. Истра N 01-02-4/3803 от 17.04.20 признано недействительным, в удовлетворении иска о взыскании налоговых санкций отказано.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Законность и обоснованность решения суда проверяется в порядке ст. 171 АПК РФ в связи с кассационной жалобой ИМНС РФ по г. Истра, в которой ответчик по первоначальному иску просит решение суда отменить и удовлетворить встречный иск инспекции о взыскании налоговых санкций в сумме 551033,2 руб. ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, считает, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеются.
Из материалов дела следует, что Совет депутатов Закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) пос. "Восход" и общество с ограниченной ответственностью "Восход Нефтепродукт" заключили налоговое соглашение о предоставлении обществу льготы по налогам уплачиваемым в бюджет ЗАТО п. Восход.
Пунктом 3 общество обязано производить начисления и уплату налогов и других обязательных отчислений в бюджет и дорожный фонд в сроки и суммах, предусмотренных налоговым законодательством РФ с учетом Положения "Об инвестиционной зоне ЗАТО п. Восход" и соглашением.
Общество, в соответствии с п. 3.2 соглашения, обязано участвовать в инвестиционных проектах ЗАТО п. "Восход", направленных на социальное и экономическое развитие п. "Восход", путем ежеквартального перечисления денежных средств в размере 6% от льготируемой суммы налоговых платежей на счет Администрации поселка.
Данное соглашение не оспорено и не признано недействительным в установленном порядке.
Принимая решение о привлечении общества к налоговой ответственности и отменяя предоставленные обществу налоговые льготы инспекция МНС РФ по г. Истра исходила из того, что данные льготы предоставлены обществу в нарушение пунктов 1а, 2, 5, ст. 19 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ". Данное решение обоснованно признано судом недействительным по следующим основаниям:
Согласно ст. 1 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ", действовавшей в период заключения налогового соглашения, органам государственной власти административно-территориальных образований предоставлено право предоставлять дополнительные льготы по налогообложению в пределах сумм налогов, зачисляемых в соответствии с законодательством РФ в их бюджеты.
По смыслу ст. 36 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" установлено право органов местного самоуправления самостоятельно распоряжаться средствами местных бюджетов, при этом в доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги и сборы, отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов РФ.
Постановлением Совета депутатов и Администрации п. "Восход" от 04.11.97 N 12 утверждено положение об инвестиционной зоне ЗАТО п. "Восход".
Учитывая изложенное суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том что налоговое освобождение ЗАТО предоставило обществу в соответствии с действовавшим законодательством.
Доводы кассационной жалобы о том, что Федеральным законом N 67-ФЗ от 02.04.99 о внесении изменений в ст. 5 Закона РФ "О закрытом административно-территориальном образовании", "О внесении изменений в закон РФ "О ЗАТО" N 144-ФЗ от 31.07.98, Федеральным Законом Российской Федерации "О Федеральном бюджете на 1998 год" N 42-ФЗ от 26.03.88 установлен новый порядок предоставления дополнительных льгот по налогам и сборам с предварительным согласованием в Министерстве финансов РФ и предварительной проверкой обоснованности предоставления налоговых льгот, не являются основанием для отмены решения суда.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального Закона РФ N 42-ФЗ следует читать как "от 26 марта 1998 г."
В соответствии со ст. 2 Федерального Закона РФ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О закрытом административно-территориальном образовании" N 144-ФЗ от 31.07.98, предоставленные до вступления в силу данного закона дополнительные льготы по налогам и сборам юридическим лицам, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков в налоговых органах ЗАТО, действуют в течение периода до 01.01.2000.
Пунктом 2 статьи 422 ГК РФ предусмотрено, что если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме сучаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Удовлетворяя исковые требования по первоначальному иску суд первой инстанции обоснованно указал на превышение полномочий инспекции об отмене налоговых льгот, поскольку пунктом 7 Правил предоставления органами местного самоуправления дополнительных льгот по налогам и сборам юридическим лицам, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков в налоговых органах закрытых административно-террнториальных образований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.06.98 N 595 предусмотрено, что при установлении факта применения налоговых льгот, не согласованных с Министерством финансов РФ, налоговые органы сообщают об этом в органы местного самоуправления ЗАТО и в Министерство РФ по налогам и сборам, а последнее - в Министерство финансов РФ дня принятия решения о пересмотре размера дотаций бюджетам ЗАТО.
Данные требования инспекция не выполнила и не представила суду доказательства того, что отмена предоставленных компетентным органом льгот по налогам находится в правовом поле деятельности инспекции.
В соответствии с требованиями ст.ст. 100, 101 НК РФ решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения принимается компетентным лицом на основании акта составленного по результатам выездной налоговой проверки, а не по результатам камеральной проверки.
В соответствии со ст. 109 НК РФ, обстоятельствами исключающими привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, являются не только отсутствие события налогового правонарушения, но и отсутствие вины в совершении налогового правонарушения.
Доказательств наличия вины налогоплательщика по спорным отношениям инспекция суду не представила.
Другие доводы кассационной жалобы получили надлежащую правовую оценку в решении суда с которой суд кассационной инстанции согласен.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции, руководствуясь ст. 171, 173-177 АПК РФ, постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 06.06.2000 по делу N А41-К2-5710/00 оставить без изменения, кассационную жалобу ИМНС РФ по г. Истра - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 13 сентября 2000 г. N КА-А41/4147-00
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании