Конституционный Суд Российской Федерации, изучив в предварительном порядке ходатайство Независимого территориального профсоюза работников различных форм собственности "Урал" и приложенные к нему материалы, установил:
Независимый профсоюз "Урал", зарегистрированный как республиканская общественная организация, обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с ходатайством о проверке конституционности постановления Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 года N 600 "О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР", постановления Правительства Российской Федерации от 4 января 1992 года N 5 "О совершенствовании управления фондом социального страхования Российской Федерации в 1992 году" и Указов Президента Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 722 и от 7 августа 1992 года N 822 "О Фонде социального страхования Российской Федерации".
Ходатайствующая сторона полагает, что названными актами ограничены установленные статьей 225 КЗоТ Российской Федерации права профсоюзных организаций по управлению государственным социальных страхованием; тем самый нарушены статья 10 Конституции Российской Федерации, поскольку государство не вправе самостоятельно распоряжаться фондом социального страхования как собственностью предприятия, и пункты 1, 2 части второй статьи 120 Конституции Российской Федерации, так как порядок управления, установленный законодателем, не может быть изменен правительством.
С приведенными доводами, однако, согласиться нельзя.
Часть четвертая статьи 226 КЗоТ Российской Федерации, предусматривающая, что профсоюзы управляют государственным социальны страхованием, не устанавливает порядок такого управления, не затрагивает и не регулирует права собственности. В Конституции же нет указаний на то, какими нормативными актами должно регулироваться управление государственным социальным страхованием.
Постановления Правительства и Указы Президента Российской Федерации, перечисленные в ходатайстве, были изданы в соответствии с решением законодательного органа - постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22 декабря 1990 года N 442-1 "Об организации Пенсионного фонда РСФСР", которым установлены размеры взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Принятие этих актов не выходит за пределы компетенции органов исполнительной власти, он носят временный характер и действуют до принятия закона о социальном страховании, что не противоречит воле законодателя, выраженной неоднократно в последующих решениях по данному вопросу - в постановлениях Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2126-1 "О страховом тарифе взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации", от 17 июля 1992 года N 3329-1 "О Фонде государственного социального страхования Российской Федерации", от 15 января 1993 года N 4300-1 "О предложениях Президента Российской Федерации и Комиссии Совета Республики Верховного Совета Российской Федерации по социальной политике о совершенствовании управления государственным социальным страхованием".
Названные нормативные акты не затрагивают социальных гарантий в системе социального страхования, сохраняют право профсоюзов, предусмотренное частью четвертой статьи 226 КЗоТ Российской Федерации. Так, в Указах Президента Российской Федерации прямо определено, что управление Фондом социального страхования Российской Федерации осуществляется "при участии общероссийских объединений профсоюзов".
На основании изложенного и руководствуясь частью пятой статьи 44, статьей 05, пунктом 6 части первой статьи 62 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации решил:
1. В рассмотрении ходатайства Независимого территориального профсоюза работников различных форм собственности "Урал" отказать.
2. Направить Верховному Совету Российской Федерации представление о нарушении сроков подготовки законопроекта о социальном страховании трудящихся, предусмотренных постановлениями Верховного Совета Российской Федерации от 17 июля 1992 года N 3329-1 "О Фонде государственного социального страхования Российской Федерации" и от 15 января 1993 года N 4300-1 "О предложениях Президента Российской Федерации и Комиссии Совета Республики Верховного Совета Российской Федерации по социальной политике о совершенствовании управления государственных социальным страхованием".
Председатель Конституционного Суда |
В.Д. Зорькин |
Секретарь Конституционного Суда |
Н.В. Селезнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Конституционного Суда РФ от 26 апреля 1993 г. N 34-Р "По ходатайству Независимого территориального профсоюза работников различных форм собственности "Урал"
Текст Решения официально опубликован не был