Есть ли жизнь вне холдинга?
Текущий этап экономического развития России характеризуется активной интеграцией бизнеса. Образуются различные по своей конфигурации предпринимательские объединения: от транснациональных гигантов типа РАО "ЕЭС России" и ОАО "Газпром" до небольших "связок" - компании и их "дочки". Наверное, сегодня нет коммерческой организации, не состоящей в холдинговых отношениях с другими юридическими лицами. Однако понятия "холдинг" и "холдинговая компания" в российском законодательстве не раскрываются. В Гражданском кодексе РФ такого института нет. Отсутствие четкого законодательного определения холдинга и холдинговой компании привело к тому, что в юридической и экономической литературе сформировались различные толкования данных понятий. Предлагаемая статья - попытка систематизировать различные трактовки и прокомментировать их.
Что такое холдинг?
Сформировались два подхода к трактовке холдинга.
Согласно первому холдинг рассматривается как особый тип компании, активы которой формируются главным образом из акций (долей в уставном капитале) других компаний с целью установления контроля над их деятельностью.
Оксфордский энциклопедический словарь определяет холдинговую компанию (holding company) как компанию, созданную для владения акциями других компаний, которые она таким образом контролирует.
Российский энциклопедический словарь дает аналогичную трактовку этого термина следующим образом: "Холдинг-компания (от англ. holding - владеющий) - акционерная компания, использующая свой капитал для приобретения контрольных пакетов акций других компаний с целью установления контроля над ними".
Томас Келлер, представитель англосаксонской традиции права, определяет холдинг как "предприятие, главной областью деятельности которого является рассчитанное на длительный срок долевое участие в одном или нескольких самостоятельных в правовом отношении предприятиях"*(1).
Сторонники этой точки зрения предполагают, что термины "холдинг", "холдинговая компания", "головная организация", "основное общество" используются как синонимы. "Представляется целесообразным установить возможность использования слов "холдинг", "холдинговая компания" только в наименовании общества, владеющего контрольными пакетами акций/долями других компаний или получившего иным образом право управлять ими"*(2).
Для характеристики совокупности юридических лиц, чьи акции (доли в уставном капитале) внесены в активы головной организации, отечественные сторонники англосаксонской традиции вводят специальные термины, например: "объединение юридических лиц, возглавляемое холдинговой компанией, - интегрированная холдинговая структура"*(3).
Понимание холдинга (холдинговой компании) как особого вида хозяйственного общества, способного определять решения дочерних обществ, нашло отражение в некоторых российских нормативных актах, правда, изданных в начальный период приватизации, когда еще не состоялось становление системы отечественного гражданского права, а именно во Временном положении о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, утвержденном Указом Президента РФ от 16.11.92 N 1392. Этим нормативным актом определено, что "холдинговая компания - предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав актива которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. На основании этих контрольных пакетов холдинговая компания влияет на вынесение этими предприятиями решений". Скорее всего это произошло под влиянием англосаксонской конструкции понимания холдинга. Законодательство Англии определяет холдинг как компанию, владеющую контрольным пакетом другого юридического лица и осуществляющую функции контроля над этим лицом.
Согласно второму подходу холдингом признается совокупность юридических лиц, определенным образом связанных между собой.
"Под холдингом понимается структурированная организация юридических лиц, одно из которых (холдинговая компания) имеет возможность оказывать влияние на решения остальных участников холдинга (дочерних компаний)"*(4).
Сторонники этой точки зрения предполагают, что термин "холдинг" означает группу юридических лиц, предпринимательское объединение, а "холдинговая компания" - головная компания в холдинге.
Проект закона
Проект модульного закона "О холдингах" устанавливал, что:
"1. Холдингом признается совокупность юридических лиц, состоящая из основной и дочерней (дочерних) компаний, ведущих совместную производственную, торговую, финансовую и иную коммерческую деятельность и связанных между собой системой участия (как имущественного, так и неимущественного характера), представляющей основной компании право определять важнейшие управленческие и хозяйственные вопросы деятельности дочерних компаний.
Обязательным признаком холдинга является наличие холдинговых отношений между образующими его участниками (далее именуемыми "участниками").
2. Холдинговые отношения суть особая разновидность интеграционного взаимодействия субъектов хозяйствования, связанная с их субординацией, предполагающей возможность одному из них в силу различных правомочных обстоятельств определять важнейшие управленческие и хозяйственные вопросы деятельности других. Холдинговые отношения могут возникать в силу: преобладающего участия основной компании в капитале других юридических лиц; договора между ними; договора между основной компанией и акционерами (участниками) других участников холдинга; возможности физических лиц, образующих органы управления основной компании, определять характер решений органов управления других юридических лиц; решения (нормативного правового акта), принятого в пределах своей компетенции собственником имущества государственного предприятия, если все участники холдинга являются государственными предприятиями"*(5).
Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" устанавливает, что "банковским холдингом признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитной организации (кредитных организаций), в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации (кредитных организаций)"*(6).
Принципиальная терминология
Может сложиться впечатление, что спор ведется о терминах: что называть холдингом - одну специфическую компанию или группу взаимосвязанных компаний? Применение единообразной терминологии, несомненно, немаловажный фактор профессионального общения, однако дискуссия носит более принципиальный характер. Речь идет об определении объекта регулирования со стороны гражданского, налогового, бухгалтерского и иного законодательства, выявлении реального содержания так называемых холдинговых отношений.
Подход к холдингу как особой разновидности хозяйственного общества, активы которого состоят из акций (долей в уставном капитале) других хозяйственных обществ, существенно сужает проблему. Предметом специального правового и иного регулирования в этом случае является одна специфическая компания. Проблема холдинга сводится к особенностям его образования, реорганизации, ликвидации, правового положения, бухгалтерского и управленческого учета.
Если под холдингом понимать группу определенным образом субординированных юридических лиц, то объектами регулирования становятся особенности их взаимодействия, в частности проблемы консолидированной финансовой отчетности и управленческого учета, перераспределение финансовых потоков между бизнес-единицами, единая технологическая, инвестиционная, финансовая и иная политика.
Необходимо обратить внимание на еще одно обстоятельство.
Понятие холдинга как компании, активы которой состоят из акций (долей в уставном капитале) других хозяйственных обществ, сводит содержание холдинговых отношений только к одному типу зависимости - имущественной. Понятие холдинга как субординированной группы юридических лиц предполагает более широкий состав его участников и более разнообразные аспекты экономической и иной зависимости. В этом случае отношения субординации могут складываться не только на основе владения основным обществом акциями (долями в уставном капитале) дочерних, но и по иным основаниям, в частности в силу гражданско-правовых договоров, порождающих отношения подчиненности, либо иной фактической зависимости одного юридического лица от другого.
Именно в силу перечисленных обстоятельств в последних российских законопроектах прослеживается тенденция определения холдинга как совокупности юридических лиц. Считаем необходимым поддержать данную трактовку, входящую в понятийный аппарат отечественного гражданского права.
Правовое регулирование холдингов отстает от требований современной предпринимательской практики, нося усеченно-фрагментарный характер. Однако отсутствие системного правового регулирования не препятствует активному осуществлению предпринимательской деятельности в виде групп взаимосвязанных юридических лиц (холдингов).
А. Глушецкий,
генеральный директор Центра деловой информации
еженедельника "Экономика и жизнь"
"эж-ЮРИСТ", N 42, октябрь 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Келлер Т. Концепции холдинга. Организационные структуры и управление. Обнинск, 1996.
*(2) Псарева Н. Ю. Холдинговые отношения: теоретические и методические аспекты. М.: ИД "Высшее образование и наука", 2003.
*(3) Там же.
*(4) Кравченко Е. Н. Такие разные холдинги // Учет. Налоги. Право. 2000. N 17.
*(5) Винслав Ю., Германова И. Холдинговые отношения и правообеспечение их становления в России и СНГ (вариант содержания модельного закона о холдингах и комментарии к нему) // Российский экономический журнал. 2001. N 4. С. 19-32.
*(6) Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 19 июня 2001 г. N 82-ФЗ, статья 1.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru