"Новый журнал"
(интервью с Л.В. Поповой, главным редактором журнала
"Управленческий учет")
В издательстве "Финпресс" с 1 января 2005 года с периодичностью один номер в два месяца начнет выходить новый журнал "Управленческий учет".
Мы попросили главного редактора журнала Попову Л.В. ответить на ряд вопросов.
- В настоящее время издается большое количество учетно-экономических журналов, в которых имеются отдельные рубрики, посвященные проблемам управленческого учета. Почему возникла необходимость издания отдельного журнала, посвященного вопросам управленческого учета?
- Действительно, российские периодические издания регулярно публикуют материалы, касающиеся отдельных проблем в области управленческого учета, наряду с проблемами экономики, финансового, налогового учета. Однако данные публикации не объединены в систему, носят разрозненный характер. Специфика построения и функционирования системы управленческого учета такова, что ее принципы, применяемые в настоящее время, уже превосходят только задачи учета. Мы говорим уже о системе управления информацией в компании как о неотъемлемой части системы управления в целом. Поэтому необходим системный подход к проблематике формирования информации для целей управления.
Инструментарий системы управленческого учета - одно из самых больных мест в силу большой трудо- и капиталоемкости. Нередко создание программного продукта, обеспечивающего систему, затмевает задачу создания системы в принципе.
Наиболее распространенным способом решения задачи технического обеспечения являются собственные разработки или адаптируемые тиражируемые продукты. Это связано с несколькими факторами:
незаконченность общей схемы управленческого учета;
отсутствие на рынке программных средств, отвечающих требованиям компании;
несоразмерная цена за продукт.
Журнал призван решать важные задачи по информированию читателей о современных разработках в области управленческого учета, о результатах внедрения системы получения управленческой информации и о последних достижениях в области программного обеспечения, способствующих повышению эффективности функционирования системы управленческого учета.
- В таком случае Вы не поясните, что же представляет собой современный управленческий учет?
- Собирательный образ управленческого учета выглядит следующим образом это инструмент, позволяющий прозрачно оценивать бизнес и принимать менеджерам всех уровней обоснованные управленческие решения: стратегические и оперативные. Управленческий учет включает в себя сбор и обработку данных о различных сторонах деятельности компании: от натуральных производственных показателей до сбора мнений сотрудников о самой компании, прогнозирование и моделирование будущего состояния компании, генерацию необходимых показателей, позволяющих отслеживать близость компании к намеченным планам.
Современный управленческий учет включает не только финансовые показатели (например, степень удовлетворенности клиентов, качество управления персоналом). У каждой компании есть специфические бизнес-процессы и должны быть показатели, оценивающие их качество. Как правило, это собственные методики компании, которые являются "ноу-хау" и обычно не разглашаются. Таким образом, система управленческого учета выходит за рамки не только финансового учета, но и обычных экономических показателей.
Управленческий учет вырос из своего недавнего образа учета, "параллельного" бухгалтерскому. Результаты зарубежных исследований (TACIS, Манчестерский университет) показывают, что во всем мире управленческий учет развивался поэтапно, в соответствии с изменением конкурентной ситуации и задач, стоящих перед компаниями.
За последние 10-15 лет российские предприятия пытаются семимильными шагами наверстать то, что западные предприятия постепенно наращивали целое столетие. Но основные этапы развития управленческого учета остаются теми же, потому что они тесно связаны со стратегическими задачами компании. Когда ключевыми факторами конкуренции являются цена и снижение издержек, самое важное место занимают учет затрат и бюджетирование. Потом компании становятся больше, и для того, чтобы как-то упорядочить финансовые потоки, вводится планирование, выделяются центры затрат, чтобы заместители директора не спорили из-за очередности платежей. А нефинансовые и качественные параметры выходят на первый план тогда, когда ключевым фактором конкурентоспособности становится эффективное управление уникальными ресурсами, развитие уникальных знаний и компетенций в компании.
В России на многих рынках основная борьба еще идет за цену, и именно поэтому многие из руководителей по-прежнему сосредоточены на финансовых показателях. Однако, например, на рынке услуг, где удовлетворенность клиента имеет важное значение, компании вводят и качественные показатели, которые позволяют им отследить как результат (доходность на посадочное место), так и сам процесс достижения результата (количество невыполненных заявок и причины).
Таким образом, успешные российские компании двигаются по пути комплексного понимания управленческого учета в соответствии с тем, какие задачи перед ними ставит рынок.
Успешные компании стараются внедрять комплексный управленческий учет, но сейчас находятся еще на подступах к этапу. Предстоит еще выстроить управленческий учет, основанный не на данных других учетов, а также предложить единую систему управленческой информации для подготовки управленческих решений.
- А существуют ли отличия между российским и зарубежным пониманием сущности управленческого учета?
И в российской, и в международной практике именно на базе данных управленческого учета принимаются управленческие решения, осуществляются контроль за текущей деятельностью и планирование. Однако очевидна и разница между западным и российским подходами: на Западе акцент делается на термине "управленческий", а в нашей стране - на термине "учет". Это объясняется тем, что на западных предприятиях управленческий учет (management accounting) используется для анализа, планирования и более точного принятия решений. На российских же предприятиях основная задача управленческого учета - достоверное и полное отражение деятельности компании и состояния ее активов. Термин "учет" понимается буквально, а из аналитических механизмов применяется только расчет себестоимости по различным методикам.
Если говорить о планировании, то на большинстве российских предприятий не все научились составлять достоверные бюджеты и, как следствие, не привыкли ежедневно работать со среднесрочными бюджетами и тем более со стратегическими планами. Даже если в компании есть бюджет, то, как правило, отсутствуют методики по его адаптации к изменяющимся обстоятельствам. Такие понятия, как "скользящий бюджет", "приведенный бюджет" (когда бюджет приводится к реальному курсу доллара) большинство предприятий на практике пока еще не используют.
- Что мешает эффективному функционированию управленческого учета на российских предприятиях?
При внедрении на предприятии управленческого учета почти всегда возникают серьезные трудности, вызванные самыми разнообразными причинами. В качестве основных можно выделить следующие:
нежелание руководителей центров ответственности своевременно предоставлять полную информацию о деятельности своих подразделений;
отсутствие локальной компьютерной сети, единой системы документооборота, четкой организационно-функциональной структуры;
нежелание отдельных сотрудников перестраивать свою деятельность, заполнять различные управленческие отчеты из-за непонимания роли управленческого учета;
дефицит квалифицированных специалистов, обладающих знаниями как в управленческом, так и в бухгалтерском и налоговом учете;
противодействие работников финансовой бухгалтерии, которым специалисты по управленческому учету часто представляются профессиональными конкурентами.
Тем более что управленческий учет, в отличие от финансового и налогового законодательно не регламентирован, а при его постановке возникают вопросы, как "чем руководствоваться" и "какие принципы применять".
Управленческий учет можно построить на основе МСФО, ГААП, а можно и на основе российских ПБУ - кому как удобнее. Можно изобрести и собственные правила, что тоже встречается на практике. Кроме того, есть системы управленческого учета, которые вообще не основаны на принципах двойной записи, и они тоже имеют право на существование. Другое дело, что обычно компании используют уже разработанные методики.
- Система управленческого учета большинству руководителей представляется сложным и дорогим введением для предприятия. Насколько оправдано его использование?
Управленческий учет в том или ином виде существует на каждом предприятии. Любой руководитель ежедневно принимает решения, которые основываются не на информации из бухгалтерской отчетности, а на различных управленческих данных (справках отдела продаж, отчетах продавцов, отчетах производственников, служебных записках об отгрузке и т.д.). Однако каждый руководитель должен понимать, что существующая на предприятии система управленческого учета может быть неэффективной и не давать всей полноты информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений. Поэтому нужно постоянно искать пути усовершенствования системы управленческого учета.
При внедрении управленческого учета следует руководствоваться прагматичным принципом: затраты на получение информации не должны превышать положительного эффекта, который можно извлечь из этой информации. Многие мелкие и средние фирмы не могут не только построить глобальную систему управленческого учета, но иногда и бухгалтерию автоматизировать. Важно понимать, какая информация нужна руководителю для принятия решений и какой эффект может принести наличие этой информации.
Основной источник стоимости процесса учета - трудозатраты собственных работников организации и привлеченных исполнителей плюс амортизация произведенных инвестиций в оборудование и программное обеспечение.
Необходимо оценивать затраты на введение системы управленческого учета не абсолютно, а в сравнении с объемами деятельности предприятия. Как правило, эффект от внедрения такой системы превышает затраты на ее разработку и функционирование.
- На какой круг читателей рассчитан журнал "Управленческий учет"?
- Прежде всего, мы рассчитываем, что журнал будет интересен тем, кто непосредственно работает с данными управленческого учета, то есть с потребителями информации, формируемой в его системе.
Можно выделить три основных уровня потребителей: корпоративный уровень (акционеры, инвесторы), топ-менеджмент и среднее звено (функциональные службы и подразделения). Сотрудники компании должны уметь пользоваться теми данными, которые предоставляет система управленческого учета.
Также материалы журнала будут интересны студентам, аспирантам, научным работникам, то есть всем, кого интересуют классические принципы и нововведения в системе управления предприятием.
- Какова направленность журнала "Управленческий учет"?
- Говоря о системе управленческого учета, можно увлечься теорией и построением красивых систем, хотя, прежде всего, необходимо помнить, для кого эта система предназначена. Любая управленческая информация нужна конкретному менеджеру, который принимает управленческие решения.
Поэтому на страницах журнала мы попытаемся объединить теоретические разработки, использующие последние достижения науки, и практический подход, чтобы помочь достигнуть максимальной эффективности функционирования предприятий.
- Кого приглашаете в авторы?
- Мы приглашаем к сотрудничеству научных работников, чьи знания в области теоретических принципов управления будут очень ценными. А также практиков - тех, кто внедряет или уже внедрил систему управленческого учета на предприятии и может поделиться своим бесценным опытом и результатами работы.
Справки о подписке на 2005 г. на журнал "Управленческий учет" на www.dis.ru и по тел.: (095) 168-39-63, 964-97-57, 148-95-62.
"Консультант бухгалтера", N 10, октябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru