Уголовная ответственность
за нарушения общественного порядка по законодательству Франции
В отличие от российского уголовного законодательства, в котором последовательно проводится принцип: все нормы, предусматривающие уголовную ответственность, должны быть включены в Уголовный кодекс, - законодательство Франции, так же как и законодательство ряда других зарубежных государств, допускает, чтобы такие нормы содержались не только в уголовном кодексе, но и в иных законах, действующих наряду с ним. В частности, такими самостоятельными законодательными актами предусматривается уголовная ответственность за нарушение правил хранения оружия и боеприпасов и обращения с ними. Заметим, что в Великобритании, где нет уголовного кодекса, уголовная ответственность возникает на основании консолидированных актов, предусматривающих наказание за определенные группы преступлений, либо на основании норм так называемого общего права.
Что касается ответственности за нарушение общественного порядка в некоторых других странах, то она устанавливается нормами не только уголовного, но и уголовно-административного законодательства (например, согласно Закону об административных правонарушениях в Германии) либо подзаконными актами местных властей (в отдельных штатах США).
Во Франции уголовная ответственность за нарушения общественного порядка предусматривается как Уголовным кодексом, так и иными законодательными актами: Декретом-законом от 18 апреля 1939 г. "О режиме боевой техники, оружия и боеприпасов", Комплексным актом от 8 февраля 1955 г. "О розничной торговле спиртными напитками и мерах против алкоголизма" и др.
В Уголовном кодексе Франции, принятом в 1992 году, уголовная ответственность за нарушения общественного порядка предусматривается главой 1 раздела 3 "О посягательствах на государственную власть", который входит в книгу 4 Кодекса ("О преступлениях и уголовных деликтах против нации, государства и общественного порядка"). Указанная глава названа "О посягательствах на общественный порядок". Кроме того, ответственность за такого рода деяния меньшей тяжести (contravention) предусматривается и главой 2 раздела 4 книги 6 УК ("Проступки против нации, государства и общественного спокойствия")*(1).
В прежнем УК Франции ответственность за нарушения общественного порядка предусматривалась главой 3 раздела 1 ("Преступления и уголовные деликты против публичных интересов"), который входил в книгу 3 "О преступлениях, уголовных деликтах и наказании за них". Эта глава носила название "Преступления и уголовные деликты против общественного спокойствия".
Следует отметить, что данная глава прежнего УК содержала нормы, предусматривающие уголовную ответственность за весьма широкий круг преступных деяний: мятеж, побег из мест заключения, повреждения памятников, бродяжничество, нищенство, а также за такие преступления, как фальшивомонетничество, подделка документов, печатей, паспортов, подкуп публичных должностных лиц, злоупотребление властью и т.п.
В УК 1992 г. преступления против общественного порядка и преступления против государственных органов управления выделены в две самостоятельные главы, вошедшие в один и тот же раздел 3 книги 4. Как отмечалось выше, преступлениям против общественного порядка в УК 1992 г. посвящена глава 1 раздела 3 "О посягательствах на государственную власть". Преступления же против государственных органов образуют главу 2 "О посягательствах на государственные органы управления, совершенных лицами, находящимися на государственной службе". Примечательно, что французский законодатель не ввел в УК 1992 г. такие составы преступлений против общественного порядка, как бродяжничество и нищенство, то есть отменил за них уголовную ответственность.
Глава 1 "О посягательствах на общественный порядок" раздела 3 УК 1992 г. состоит из четырех отделов: отдела 1 - "О воспрепятствовании осуществлению свободы слова, труда, объединений, собраний и манифестаций" (данное воспрепятствование осуществляется как согласованным образом, так и с помощью угроз); отдела 2 - "О преступном участии в сборищах" (сборище означает любое скопление людей в публичном месте прохода или проезда или в каком-либо ином общественном месте, которое может нарушить общественный порядок); отдела 3 - "О незаконных манифестациях и преступном участии в публичной манифестации или собрании", а также отдела 4 - "О боевых группах и расформированных движениях" (то есть такие группы, которые, исключая случаи, предусмотренные законом, образует любое объединение людей, обладающих оружием или имеющих доступ к оружию, способное нарушить общественный порядок).
Если обратиться к тем посягательствам на общественный порядок, которые так или иначе связаны с представителем власти, то к ним относится: сопротивление представителю власти, неподчинение приказу, запугивание должностных лиц, оскорбление представителей власти, а также присвоение власти и регалий, ношение чужой униформы. Они выделены в самостоятельную группу и предусмотрены нормами статей, образующих главу 3 раздела 3 УК.
Ответственность за нарушения режима хранения и владения оружием, так же как и ответственность за появление в общественных местах в пьяном виде, непосредственно нормами кодекса Франции не предусматривалась. Она была предусмотрена специальными законами, некоторые нормы которых предусматривали наказания за эти преступления. Эти законы обычно публикуются в качестве приложения к Уголовному кодексу. К ним относятся упомянутые выше: Декрет-закон "О режиме боевой техники, оружия и боеприпасов" и Комплексный акт "О розничной торговле спиртными напитками и мерах против алкоголизма".
Итак, анализ действующего уголовного законодательства Франции позволяет отнести к преступлениям против общественного порядка следующие деяния:
- участие в преступных сборищах;
- воспрепятствование осуществлению свободы слова, труда, объединения, собраний и манифестаций;
- сопротивление представителю власти и неповиновение;
- запугивание и оскорбление лиц, находящихся на государственной службе;
- присвоение власти и регалий;
- незаконное ношение униформы;
- нарушение правил относительно хранения и ношения оружия;
- создание преступных объединений;
- появление в общественном месте в состоянии опьянения.
Французское законодательство во избежание ситуаций, которые могут представить серьезную угрозу общественному порядку, признает в качестве сборища любое не санкционированное властями скопление людей на улицах, дорогах и общественных местах. Участие граждан в таких сборищах признается преступным. Наказанием за участие в них является лишение свободы на срок до одного года и штраф в размере до 100 тыс. франков*(2) (ст. 431-4 УК). Это наказание может быть применено к виновному только в случае, если он умышленно продолжал участвовать в сборище после приказаний разойтись, объявленных представителями власти. Лишение свободы увеличивается до трех лет, а штраф до 300 тыс. франков, если виновный имел при себе оружие. Если после приказания разойтись вооруженный участник умышленно не подчинился этому приказанию, то в этом случае срок лишения свободы увеличивается до пяти лет, а размер штрафа до 500 тыс. франков (ст. 431-5 УК).
Преступное сборище может быть рассеяно вооруженными силами, если после двух безрезультатных приказаний разойтись, отданных префектом, субпрефектом, мэром или одним из его заместителей, оно не прекратилось. Это приказание может быть также отдано любым офицером судебной полиции, ответственным за общественную безопасность, или любым другим офицером судебной полиции, имеющими знаки отличия, соответствующие их должности.
Вооруженные силы в целях охраны общественного порядка могут рассеять сборище с применением силы, если в отношении них со стороны участников этого сборища осуществляются насильственные действия или же если они не могут иным способом защитить порученную им для охраны территорию. Здесь необходимо отметить, что приказания о рассеивании сборища отдаются силами охраны правопорядка в соответствии с принятыми правилами информирования лиц - участников сборищ об их обязанности немедленно разойтись. Эти правила предусматриваются Ордонансом*(3) от 4 июня 1960 г. N 60-529 "Об изменении некоторых положений Уголовного, Уголовно-процессуального кодекса и Кодекса военной юстиции в части, касающейся сухопутных и морских войск, с целью облегчить поддержание порядка, защиты государства и восстановления порядка в Алжире". Эти правила могут быть уточнены декретом Государственного совета.
Кроме того, УК 1992 г. предусматривает ответственность за подстрекательство к вооруженному сборищу. Причем это подстрекательство должно быть прямым, то есть выражаться либо в форме публичных выкриков или речей, либо в виде текстов, расклеиваемых или распространяемых иным образом. Такое подстрекательство влечет за собой лишение свободы на срок до одного года и штраф до 100 тыс. франков (ст. 431-6 УК). Лишение свободы увеличивается до семи лет, а штраф до 700 тыс. франков, если за подстрекательством последовали какие-нибудь действия.
К физическим лицам, виновным в одном из вышеназванных преступлений, применяются и такие дополнительные наказания, как:
- лишение на срок до десяти лет политических, гражданских и семейных прав;
- запрещение на срок до пяти лет хранения или ношения оружия, на которое требуется разрешение;
- конфискация одной или нескольких единиц оружия, которыми осужденный владеет или распоряжается;
- запрещение, не более чем на десять лет, проживать в местах, определенных судом (ст. 431-7 УК).
В случае, если виновным в этих преступлениях является иностранец, то ему может быть запрещено на все будущее время (навсегда) или на срок до десяти лет находиться на французской территории (ст. 431-8 УК).
Французский уголовный кодекс, кроме преступного участия в сборищах, предусматривает ответственность за участие в иных массовых мероприятиях, например, в манифестации. Причем уголовная ответственность за участие в манифестации наступает в том случае, если она является незаконной, то есть не санкционированной властями.
Согласно ст. 431-9 УК манифестация признается незаконной в случаях: если она была организована в общественном месте без предварительной заявки в государственные органы о ее проведении; если ее проведение в общественном месте запрещено законом; если заявка на ее проведение была составлена неполно или неточно, так что это могло ввести в заблуждение относительно цели или условий проведения намеченной манифестации. За все эти действия в ст. 431-9 УК предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до шести месяцев и штраф до 50 тыс. франков.
Так же, как и в случае участия в сборище вооруженного участника, Кодекс предусматривает ответственность участника, имеющего при себе оружие в публичной манифестации. Вооруженный участник публичной манифестации подвергается такому же наказанию, как и участник сборища в аналогичной ситуации: лишением свободы на срок до трех лет и штрафом до 300 тыс. франков (ст. 431-10).
К осужденному за данное деяние может быть также применено одно из следующих дополнительных наказаний:
- лишение на срок до десяти лет политических, гражданских и семейных прав;
- запрещение на срок до пяти лет хранить или носить оружие, на которое требуется разрешение;
- конфискация одной или нескольких единиц оружия, которыми осужденный владеет или свободно распоряжается;
- запрещение проживать в местах, определенных судом (ст. 431-11 УК).
Если виновным в одном из этих преступлений (участие в преступном сборище или незаконной манифестации) является иностранец, то ему может быть запрещено навсегда или на срок до десяти лет находиться на территории страны (ст. 431-12 УК).
Во французском законодательстве отсутствует разъяснение того, в чем состоит отличие преступного сборища от незаконной манифестации. Можно предположить, что под преступным сборищем подразумевается стихийное объединение случайных людей (то есть заранее не договаривавшихся об участии в сборище), а незаконной манифестацией является заранее организованное, запланированное собрание людей, объединенных общей целью.
Кодексом 1992 г. предусматривается уголовная ответственность любого лица, виновного в воспрепятствовании осуществлению гражданами своих конституционных прав, таких как свобода слова, труда, объединения, собраний и манифестаций (ст. 431-1 УК). Уголовная ответственность за это преступление наступает в случае, если это воспрепятствование осуществлялось несколькими лицами согласованным образом и с помощью угроз. В этом случае к виновному применяется наказание в виде лишения свободы на срок до одного года и штраф в размере до 100 тыс. франков. Французский законодатель предусматривает увеличение срока лишения свободы до трех лет, а размер штрафа до 300 тыс. франков для лиц, воспрепятствующих осуществлению кем-либо своих вышеназванных прав, если во время воспрепятствования было нанесено телесное повреждение, применялись насильственные действия, а также было уничтожено, повреждено или испорчено какое-либо имущество.
К виновным в этом преступлении лицам, кроме основных наказаний, которые были названы выше, могут быть по усмотрению суда применены и дополнительные наказания:
- лишение на срок до десяти лет политических, гражданских и семейных прав;
- запрет навсегда или на срок до пяти лет заниматься профессиональной или общественной деятельностью, при осуществлении которой или в связи с осуществлением которой было совершено преступление;
- запрет виновному состоять на государственной службе;
- запрет на срок до пяти лет хранить или носить оружие, на которое требуется специальное разрешение (ст. 431-2 УК).
Следует отметить, что французское законодательство признает, что действия, которые направлены против государственной власти (а к ним, помимо сопротивления осуществлению общественных работ, мятежа и т.п., можно отнести и любые действия, которые подрывают престиж власти), непосредственно направлены на дискредитацию ее представителей и государственных служащих. Эти действия в свою очередь способны вызвать напряженность между деятельностью частных лиц и деятельностью администрации, что также может привести к дестабилизации*(4).
Новый Уголовный кодекс предусматривает ответственность за неповиновение представителю власти. Неповиновение, согласно нормам УК, может быть осуществлено как одним человеком, так и группой лиц. Неповиновением, согласно ст. 433-6 УК, признается оказание кем-либо насильственного сопротивления лицу, которое является представителем государственной власти, лицам, которые выполняют задание органов государственного аппарата, а также свои обязанности, направленные на выполнение законов, приказов государственных органов, судебных решений или распоряжений суда. Неповиновение, совершенное одним лицом, наказывается лишением свободы на срок до шести месяцев и штрафом до 50 тыс. франков. В случае совершения группового неповиновения лишение свободы увеличивается на срок до одного года, а штраф до 100 тыс. франков (ст. 433-7 УК).
Французское законодательство предусматривает ответственность лица, виновного в вооруженном неповиновении представителям власти. За такое неповиновение наказание существенным образом ужесточается. К виновному лицу применяется наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет и штрафа до 300 тыс. франков.
Вооруженное неповиновение, совершенное группой лиц, признается наиболее опасным для общества, что нашло отражение в санкциях, применяемых к виновным за данное преступление. Наказанием служит лишение свободы на срок до семи лет и штраф в размере до 700 тыс. франков (ст. 433-8 УК).
В специальной норме (ст. 433-9) Кодекс выделяет неповиновение, совершенное лицом, которое находится под стражей. В подобной ситуации наказание, назначенное виновному за данное преступление, добавляется к тем наказаниям, которые были назначены за деяние, в связи с которым он был заключен под стражу, без возможности поглощения менее строгого наказания более строгим.
Уголовному наказанию может быть подвергнут не только тот, кто непосредственно участвовал в неповиновении, но и тот, кто к этому неповиновению подстрекал. Необходимо отметить, что в данном случае наказание может быть применено только за прямое подстрекательство. Как отмечалось выше, прямым подстрекательством к неповиновению являются публичные призывы или речи либо распространяемые тексты, а также передаваемые иным способом тексты, слова или изображения. Помимо того, подстрекательство к неповиновению, совершенное с использованием прессы или аудиовизуальных средств, наказывается штрафом до 50 тыс. франков (ст. 433-10 УК).
В отношении должностных лиц могут осуществляться действия, признаваемые французским законодателем преступлениями, в виде запугивания или оскорбления. Подобные действия направлены на то, чтобы запугиваемое лицо совершило какое-либо действие или воздержалось от его совершения. Этим лицом может быть и представитель государственной власти, выполняющий задание органов государственного аппарата, и тот, кто обладает общественным избирательным мандатом.
Насильственные действия (к ним относятся различные формы физического воздействия), применяемые к должностному лицу, как правило, направлены на то, чтобы добиться от государственной или административной власти наград, должностей, подрядов или благоприятного решения. Запугивание и насильственные действия признаются уголовным законодательством Франции более опасным преступлением, чем неповиновение (в том числе и вооруженное неповиновение). Соответственно за него предусмотрено и более строгое наказание. К виновному в этом преступлении лицу применяется наказание в виде лишения свободы на срок до десяти лет и штраф в размере до одного миллиона франков.
Кроме того, уголовно наказуемым деянием является угроза совершить преступление или уголовный деликт в отношении личности или имущества судьи, адвоката, должностного лица или работника какого-либо министерства, а также служащего жандармерии, национальной полиции и т.п. В этом случае Кодексом предусматривается лишение свободы на срок до двух лет и штраф в размере до 200 тыс. франков. Лишение свободы увеличивается до пяти лет, а штраф до 500 тыс. франков, если речь шла об угрозе убийством или угрозе покушения на имущество опасным для вышеназванных лиц способом (ст. 433-3 УК).
Уголовно наказуемым является и оскорбление, нанесенное государственному служащему или представителю власти. Оскорблением, согласно ст. 433-5 УК, признаются слова, жесты или угрозы, преданные и не преданные гласности тексты или изображения любого характера или посылки с любыми предметами, затрагивающими честь адресата. Эти действия признаются преступлением, если они были совершены в отношении находящегося на государственной службе лица, при осуществлении или в связи с осуществлением им своих обязанностей и посягали на его достоинство или авторитет. Наказанием в этом случает является штраф в размере до 50 тыс. франков.
Если объектом оскорбления был не государственный служащий и не представитель государственной власти, виновный в оскорблении наказывается лишением свободы на срок до шести месяцев и штрафом в размере до 50 тыс. франков.
К преступлениям, посягающим на общественный порядок, французское законодательство относит и незаконное присвоение кем-либо власти, а также ее атрибутов. К таким преступлениям, помимо незаконного присвоения власти, может относиться и незаконное ношение униформы, незаконное присвоение знаков отличия, закрепленных за представителями государственной власти. Так, согласно ст. 433-14 УК, уголовному наказанию в виде лишения свободы на срок до одного года и штрафа в размере до 100 тыс. франков подвергается любое лицо, которое, не имея на то законного основания, носит одежду, униформу или знаки отличия, установленные государственной властью, использует удостоверение личности, подтверждающее профессиональное положение, или знаки отличия, которые установлены государственной властью, а также использует транспортное средство, наружные знаки, которые используют служащие государственной полиции или военные. Уголовному наказанию подвергаются и те лица, которые используют униформу, знаки отличия и предметы, имеющие приблизительное сходство с подлинными знаками отличия, униформой и т.п., но способные тем не менее ввести в заблуждение окружающих. В этом случае к виновному применяется наказание в виде лишения свободы на срок до шести месяцев и штраф в размере до 50 тыс. франков (ст. 433-15 УК). Если одно из этих преступлений было совершено с целью подготовки другого преступления или уголовного деликта либо облегчения его совершения, то наказание существенным образом ужесточается: до трех лет лишения свободы и до 300 тыс. франков штрафа.
Уголовный кодекс 1992 г., кроме случаев, предусмотренных в ст. 433-15, признает проступком (contravention) третьего класса публичное ношение костюма или униформы, использование знаков отличия или документов, способных ввести в заблуждение общественность. За совершение одного из этих проступков Уголовным кодексом предусматривается наказание в виде штрафа в размере до трех тыс. франков. К виновному лицу, помимо штрафа, может быть применено дополнительное наказание в виде конфискации той вещи, с помощью которой был совершен проступок.
Виновным в этом проступке, согласно положениям УК, может быть не только физическое, но и юридическое лицо. К последнему может быть применено наказание в виде штрафа, который равен пятикратному размеру штрафа, предусмотренного для физического лица, совершившего аналогичное правонарушение. Кроме того, к юридическому лицу может быть применено и дополнительное наказание: конфискация предмета, с помощью которого было совершено деяние, или предмета, добытого в результате проступка (ст. R. 643-1).
Уголовный кодекс предусматривает ответственность за незаконное присвоение полномочий и званий. Так, например, вмешательство любого лица, действующего без правового основания, в выполнение функций государственной службы путем совершения одного из действий, являющихся прерогативой лица, уполномоченного для этих целей государством, наказывается лишением свободы на срок до трех лет и штрафом в размере до 300 тыс. франков (ст. 433-12 УК). Лицо, которое осуществляет деятельность таким образом, чтобы у окружающих она отождествлялась с функциями государственной службы или с деятельностью, являющейся прерогативой должностных лиц государственного управления или должностных лиц системы правосудия, наказывается лишением свободы на срок до одного года и штрафом в размере до 100 тыс. франков. Такому же наказанию подвергаются и те, кто использует документы или тексты, обладающие таким сходством с юридическими, внесудебными или административными документами, что они могут вызвать заблуждение в общественном сознании относительно своей подлинности (ст. 433-13 УК). Это же наказание применяется и за использование, без законных на то оснований, какого-либо звания, относящегося к профессии, регламентируемой государственной властью, официального диплома или какой-либо должности, особые условия предоставления которых определяются государственной властью.
Как отмечалось выше, уголовная ответственность за нарушение общественного порядка во Франции предусматривается не только в Уголовном кодексе, но и в иных законодательных актах. Одним из таких законодательных актов, предусматривающих ответственность за нарушение правил хранения и ношения оружия во Франции, является принятый накануне Второй мировой войны и действующий по сей день Декрет-закон от 18 апреля 1939 г., закрепляющий режим боевой техники, оружия и боеприпасов*(5). Данный нормативный акт подробным образом регламентирует условия и порядок производства всех видов оружия (как огнестрельного, так и холодного), а также все последующие операции, связанные с ним (складирование, транспортировка, продажа и т.д.). Кроме того, Декрет-закон делит оружие на восемь категорий, первые три из которых относятся к боевой технике: 1) огнестрельное оружие для ведения боевых действий на земле, на море и в воздухе, снаряжение к нему; 2) оборудование для огнестрельного оружия, применяемое в бою; 3) средства защиты от газовой (химической) атаки. Пять других составляют "оружие и снаряжение, не составляющие боевую технику". К ним относятся: 4) огнестрельное оружие, предназначенное для защиты, а также снаряжение для него; 5) охотничьи ружья; 6) холодное оружие; 7) оружие для тиров и снаряжение к нему; 8) историческое и коллекционное оружие и снаряжение к нему (ст. 1).
Декретом-законом предусматриваются правила, при нарушении которых производители или продавцы огнестрельного оружия подвергаются уголовному наказанию. Уголовному наказанию подвергаются также нарушившие эти правила владельцы какого-либо оружия, относящегося к той или иной категории. Так, например, всякое лицо, хранящее без законных на то оснований оружие 1, 4 или 6 категорий и снаряжение к нему, наказывается лишением свободы на срок до трех лет и штрафом в размере 25 тыс. франков. Если виновный ранее был осужден за преступление или уголовный деликт к лишению свободы или к более тяжкому наказанию, то наказанием за нарушение правил хранения оружия в этом случае является лишение свободы на срок до пяти лет. Кроме того, судом в качестве дополнительного наказания виновному может быть установлен запрет на проживание в определенном месте на срок до пяти лет. В качестве дополнительного наказания суд может также постановить о конфискации хранимого оружия и снаряжения к нему. Эти положения не применяются, если речь идет о постоянно разрешенном производстве и торговле, о производителях и продавцах этого оружия (ст. 31 Декрета-закона в редакции ордонансов 1944 и 1958 гг., Закона от 16 декабря 1992 г. N 92-1336 и Закона от 15 ноября 2001 г. N 2001-1062 "О повседневной безопасности").
Уголовно наказуемым, согласно ст. 20 Декрета-закона, является и незаконное ношение оружия 1, 4 и 6 категорий, а также снаряжения к нему. Данный вид оружия могут иметь при себе служащие и агенты публичной администрации на случай возможного нападения на них. Кроме того, имеют право иметь при себе оружие названных выше категорий и охранники. Лица, виновные в незаконном ношении оружия, его транспортировке, а также в незаконном ношении и транспортировке снаряжения к оружию, даже если они имеют право на их хранение, подвергаются наказанию в зависимости от того, к какой категории относится оружие. Так, например, за незаконное ношение и транспортировку оружия 1 и 4 категорий и снаряжения виновное лицо наказывается лишением свободы на срок до пяти лет и штрафом в размере до 25 тыс. франков. Если же данные нарушения были совершены в отношении оружия, относящегося к 6 категории, и снаряжения к нему, то к виновному применяется наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет. Размер штрафа соответствует размеру штрафа за нарушения правил в отношении оружия 1 и 4 категорий.
Срок лишения свободы может быть увеличен до десяти лет в случаях:
- если виновное лицо ранее было осуждено за преступление или уголовный деликт к одному году лишения свободы или к более суровому наказанию;
- если транспортировка была осуществлена, по крайней мере, двумя лицами;
- если было задержано с оружием, по крайней мере, двое лиц, не имеющих права на его ношение.
Во всех перечисленных выше случаях суд в качестве дополнительного наказания выносит постановление о конфискации оружия. Кроме того, суд может своим решением запретить осужденным проживать в каком-либо месте (ст. 32 Декрета-закона).
К преступлениям против общественного порядка французский законодатель относит и действия, направленные на создание преступных объединений. Эти преступные объединения могут образовываться как для совершения одного преступления, так и для совершения ряда преступных актов.
Такие преступные объединения представляют наибольшую опасность для общества, так как в преступление вовлечен большой круг лиц и последствия от его совершения, как правило, значительно превосходят последствия преступления, совершенного одним человеком. Кроме того, если преступление, совершенное одним лицом, может быть результатом его неосторожности, то преступление, совершенное группой лиц, является всегда результатом преднамеренных действий. Это, в свою очередь, свидетельствует о сформировавшемся преступном сознании членов преступного объединения, которое сложно, а иногда и практически невозможно изменить. Принимая все это во внимание, а также учитывая рост террористических угроз (а террористические акты совершаются, как правило, объединенными группами), французское законодательство предусматривает лишение свободы сроком до десяти лет и штраф в размере до одного миллиона франков за одно лишь участие в преступном объединении. Это наказание применяется независимо от того, было ли в действительности совершено этим объединением какое-либо преступление или нет. Достаточно того, чтобы в ходе его подготовки было совершено хотя бы одно действие, направленное на его совершение (ст. 450-1 УК). Согласно этой статье УК Франции, объединением злоумышленников признается всякая группа, сформированная для подготовки одного или нескольких преступлений или уголовных деликтов, наказуемых лишением свободы на срок до десяти лет. Участник преступного объединения может быть освобожден от наказания полностью или частично, если он уже совершил какое-либо уголовно наказуемое действие, но до привлечения его к уголовной ответственности сообщит о преступном объединении компетентным органам и поможет установить других участников этого объединения (ст. 450-2 УК).
К участникам преступного объединения могут быть применены и дополнительные наказания, например:
- лишение политических, гражданских и семейных прав сроком до десяти лет;
- запрещение навсегда или на срок до пяти лет состоять на государственной службе или заниматься профессиональной либо общественной деятельностью, при осуществлении которой было совершено данное преступление;
- запрещение проживать в определенных местах сроком до десяти лет (ст. 450-3 УК).
До 1992 года, то есть до принятия нового Уголовного кодекса, ответственность за такие виды антисоциального поведения, как бродяжничество и нищенство, предусматривалась нормами старого УК, а пьянство - нормами отдельных законов, содержавшихся в приложении к Кодексу. После вступления в силу УК Франции 1992 г. ответственность за бродяжничество и нищенство была отменена. Уголовная же ответственность за появление в общественном месте в состоянии опьянения была сохранена, но законы, в которых она содержалась, выведены за рамки Уголовного кодекса. Уголовная ответственность за это антисоциальное поведение во Франции предусматривается ныне статьями Декрета и Ордонанса, принятыми 7 января 1959 г. и вошедшими в принятый ранее Комплексный акт законов о розничной торговле спиртными напитками и мерах против алкоголизма от 8 февраля 1955 г. В этих нормативных актах ей полностью посвящена глава 1 "О наказании за появление в общественном месте в пьяном виде" раздела 3 "О наказании за появление в общественном месте в пьяном виде и о защите несовершеннолетних от алкоголизма"*(6). В них достаточно подробно перечисляются те общественные места, за появление в которых в пьяном виде виновный привлекается к ответственности. Так, согласно ст. R.4 Декрета, штрафом в размере от 250 до 600 франков наказывается всякий, кто появится в пьяном виде на улицах, дорогах, в кафе, кабаре и других общественных местах. В случае повторного совершения данного проступка виновный подвергается штрафу в размере от 600 до 1300 франков (ст. R.5 Ордонанса). Если же в течение одного года после этого наказания виновный вновь появится в перечисленных местах в пьяном виде, то поведение из категории проступка переходит в категорию уголовного деликта. В силу этого наказание за него значительно ужесточается. Помимо штрафа, который на этот раз составляет сумму от 500 до 15 тыс. франков, он наказывается лишением свободы на срок от одного до шести месяцев (ст. L.65 Ордонанса). Тот же, кто в течение пяти лет после совершения уголовного деликта в состоянии опьянения вновь его совершит, наказывается лишением свободы на срок от двух месяцев до одного года и штрафом в размере от 1000 до 16 тыс. франков (ст. L.66 Ордонанса).
Кроме приведенных выше основных наказаний, к виновному по решению суда могут быть применены и дополнительные наказания. Так, например, в случае совершения проступка в первый раз к виновному, помимо основного наказания, может быть применен запрет на срок до одного года на право управления автотранспортным средством. Этот срок увеличивается от одного года до пяти лет, если речь идет о виновном, совершившем в состоянии опьянения уголовный деликт (ст. L.67 Ордонанса).
Ордонанс и Декрет предусматривают уголовную ответственность не только непосредственных исполнителей проступка, но и лиц, тем или иным образом содействовавших его совершению. Речь идет о владельцах кафе, кабаре и иных розничных торговцах спиртным, которые продавали спиртные напитки лицам, явно находившимся в состоянии опьянения. В этом случае они наказываются штрафом в размере от 1300 до 2500 франков. Такому же наказанию они подвергаются и в том случае, когда покупатель спиртного был внешне не пьян, но о его состоянии опьянения продавец мог знать (ст. R.6 Декрета). В случае повторного совершения названными лицами этого проступка они наказываются лишением свободы на срок от десяти дней до одного месяца и штрафом в размере от 2500 до 5000 франков (ст. R.7 Декрета). Если после отбытия наказания виновное лицо в течение года вновь совершит эти проступки, то к нему будет применено лишение свободы на срок от одного до шести месяцев и штраф в размере от 500 до 15 тыс. франков (ст. L.69 Ордонанса). Если же виновное лицо совершило в течение пяти лет какое-либо противоправное деяние после отбытия им наказания, то последующие наказания существенным образом ужесточаются: лишение свободы - на срок от двух месяцев до одного года, а размер штрафа - от 1000 до 16 тыс. франков (ст. L.70 Ордонанса). Кроме того, ко всем лицам, осужденным по ст. L.69 и L.70, может быть применено дополнительное наказание в виде запрета на срок от одного года до пяти лет на осуществление всех или части политических, гражданских или семейных прав (ст. L.71 Ордонанса).
Из других дополнительных наказаний можно указать запрет на определенный судом срок заниматься розничной торговлей спиртными напитками. Кроме того, принятое судом решение может быть опубликовано в прессе (ст. L.73. Ордонанса).
А.А. Меньших,
старший научный сотрудник отдела
законодательства зарубежных государств ИЗиСП,
кандидат юридических наук
"Журнал российского права", N 11, ноябрь 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Всего, согласно ст. 131-13 УК Франции, существует пять классов проступков (наименее опасных уголовных деяний - contravention).
*(2) В настоящее время штрафы взимаются в евро. Один евро приблизительно составляет 6,6 франков.
*(3) Ордонанс (Ordonnance) - в ряде стран - акт главы государства, относящийся к сфере законодательной деятельности, но принимаемый в силу исключительных причин или в период, когда деятельность парламента прервана в результате исключительных обстоятельств.
*(4) См.: Giudicelli-Delage G. Livre 4 - Les crimes et dеlits contre la nation, l'Еtat et la paix public. Revue de science criminelle et de droit pеnal comparе. 1993. N 3. P. 505.
*(5) См.: Code pеnal. Litec, 2000. Р. 772.
*(6) См.: Code pеnal. P.: Litec, 2000. Р. 1152.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Уголовная ответственность за нарушения общественного порядка по законодательству Франции
Автор
А.А. Меньших - старший научный сотрудник отдела законодательства зарубежных государств ИЗиСП, кандидат юридических наук
"Журнал российского права", 2004, N 11