Информационный обмен между налоговыми и финансовыми органами
В начале августа Правительство РФ утвердило правила взаимодействия налоговой службы с органами власти субъектов федерации и местного самоуправления*(1). Основная задача сотрудничества - обеспечить региональные и местные финансовые органы информацией, необходимой для формирования и исполнения бюджетов в части налогов и сборов, контролируемых налоговыми органами. О том, какие возможности предоставляет обмен информацией обеим сторонам и что предлагается сделать для их эффективного взаимодействия, читайте в статье.
Вопрос информационного обмена между налоговыми органами и органами власти субъектов и местного самоуправления весьма актуален. Ведь такая информация является основой бюджетного планирования.
Задача организации обмена информацией между региональными, местными финансовыми и налоговыми органами была поставлена еще в 2003 году*(2).
А вышедшее в августе нынешнего года постановление Правительства РФ N 410 установило правила этого обмена. Из постановления следует, что обмен сведениями между налоговыми органами и финансовыми органами субъектов РФ должен начаться с 1 января 2005 года. А через год после этого должен быть налажен обмен данными между налоговыми органами и финансовыми органами местных администраций.
Предоставление информации из финансовых органов в налоговые органы
Постановлением определен перечень информации, которой должны обмениваться финансовые органы субъектов РФ и финансовые органы местных администраций с территориальными налоговыми органами. Финансовые органы субъектов РФ и местных администраций должны направлять в налоговые органы информацию о налоговых льготах, предоставленных налогоплательщикам в соответствии с законодательством. Также они должны подавать сведения об исполнении решений налогового органа о зачетах и возвратах излишне уплаченных или взысканных сумм региональных и местных налогов. Финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований будут предоставлять указанную информацию в налоговые органы в строго установленные сроки.
Так, предполагается, что информацию о предоставленных в соответствии с законодательством и местными нормативными актами налоговых льготах налоговые органы должны получать в течение трех дней после принятия решения о предоставлении льготы. Данные о проведенных по решению налоговых органов зачетах и возвратах финансовые органы субъектов РФ и местных администраций должны будут представлять в налоговые органы не позднее рабочего дня, следующего за днем исполнения.
Важное значение имеет предоставление финансовыми органами информации о суммах налогов и сборов в том случае, когда органы федерального казначейства не осуществляют кассовое обслуживание бюджета субъекта РФ или бюджетов муниципальных образований. Сведения о зачисленных напрямую налогах на счет по учету доходов в бюджет субъекта РФ или местные бюджеты будут представляться в налоговые органы в течение трех дней после отчетного месяца. Причем финансовые органы субъектов РФ и местных администраций будут передавать такие данные в виде сводных итогов с приложением информации из платежных документов.
Благодаря своевременному получению таких данных налоговые органы смогут включать их в свой информационный массив. Это, в свою очередь, позволит налоговым органам располагать в полном объеме информацией об основных источниках доходов, формирующих бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований, которая в последующем будет предоставлена финансовым органам субъектов РФ и финансовым органам местных администраций.
В срок до 1 января 2005 года финансовые органы субъектов РФ должны предоставить в территориальные налоговые органы информацию об административно-территориальном составе субъектов РФ с указанием входящих в них муниципальных образований и поселений в составе этих муниципальных образований, их адресов и кодов по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО). Сделать это необходимо по двум причинам.
Во-первых, это нужно для того, чтобы налоговые органы смогли обеспечить доработку программных средств по ведению своих баз данных о начисленных и уплаченных суммах налогов, а также суммах задолженности, недоимки, отсроченных (рассроченных) реструктурированных и приостановленных к взысканию налогов и сборов, пеней, штрафов и иных обязательных платежей, контролируемых налоговыми органами. Получив эти данные, налоговые органы будут иметь сведения в агрегируемом виде по всем налогоплательщикам, находящимся на территории соответствующего муниципального образования.
Во-вторых, данные сведения позволят налоговым органам передавать информацию по определенному ОКАТО как в финансовые органы субъекта РФ и в целом по субъекту (муниципальным образованиям), так и по конкретному муниципальному образованию по принадлежности.
Предоставление информации из налоговых органов
в финансовые органы
Постановлением Правительства РФ N 410 также установлено, какую информацию должны предоставлять территориальные налоговые органы в финансовые органы субъектов РФ и местных администраций. Это сведения о начисленных и уплаченных суммах налогов, суммах задолженности, недоимки, отсроченных (рассроченных), реструктурированных и приостановленных к взысканию налогов, сборов, пеней, штрафов в целом по соответствующим видам налогов и сборов и иных обязательных платежей, контролируемых налоговыми органами.
Согласно Правилам взаимодействия налоговые органы, финансовые органы субъектов РФ и финансовые органы местных администраций должны передавать и принимать информацию в электронном виде. Благодаря этому, финансовые и налоговые органы будут иметь возможность оперативно получать информацию, которая определена в правилах обмена.
Данные информационного массива, который будут передавать налоговые органы, финансовые органы смогут использовать для получения аналитических таблиц по видам налогов в разрезе муниципальных образований по соответствующим кодам ОКАТО в автоматизированном режиме.
Кроме того, с помощью этой базы данных финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований смогут производить группировку полученной информации по определенным категориям налогоплательщиков. Они получат возможность выделения итоговых данных о начислениях, поступлениях или задолженности в целом. Например, по налоговым агентам или индивидуальным предпринимателям либо по налогоплательщикам, занятым определенным видом экономической деятельности. Также можно будет выделять задолженность, числящуюся за ликвидированными предприятиями.
Предполагается, что вся информация, предназначенная для передачи в финансовые органы субъектов РФ и финансовые органы муниципальных образований, будет сосредоточена на уровне Управлений ФНС России. Управления будут доводить эту информацию в электронном виде до конкретного муниципального образования через территориальные налоговые инспекции.
Что необходимо сделать
Для налаживания обмена информацией между территориальными налоговыми органами и финансовыми органами субъектов РФ и местных администраций потребуется проделать большую подготовительную работу. В настоящее время заинтересованными ведомствами готовится нормативный документ, который четко утвердит периодичность, сроки и формы информационного обмена. Кроме того, на основе данного документа субъекты РФ должны разработать и утвердить процедуру обмена информацией в своих регионах, учитывая имеющиеся на местах технические возможности.
В этих целях необходимо уже сегодня организовать работу заинтересованных подразделений финансовых и налоговых органов в данном направлении. Например, провести инвентаризацию имеющихся в регионе и в каждом конкретном муниципальном образовании технических средств, способных обеспечить передачу, прием, обработку и группировку по соответствующим признакам информации в электронном виде.
Не секрет, что техническая база в регионах и муниципальных образованиях отличается и в большинстве случаев оставляет желать лучшего. Поэтому надо уже сегодня поэтапно приступать к решению обозначенной проблемы. Разумеется, это серьезная организационная работа и большие финансовые расходы, которые потребуют согласованных действий финансовых и налоговых органов.
Т.П. Новикова,
советник налоговой службы РФ II ранга,
Управление учета и отчетности ФНС России
"Российский налоговый курьер", N 22, ноябрь 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. постановление Правительства РФ от 12.08.2004 N 410 "О порядке взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов".
*(2) Соответствующие поправки внесены в Федеральный закон от 06.10.99 N 184-ФЗ (Федеральным законом от 04.07.2003 N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"), и был принят Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99