Конец налоговой реформы
Вслед за министром финансов Алексеем Кудриным многие заговорили о скором завершении налоговой реформы. Наш корреспондент Артем Дроздов поинтересовался мнением Евсея Гурвича, чья Экономическая экспертная группа консультирует Правительство, и убедился, что на смену налоговой реформе грядет другая - по налоговому администрированию.
Налоги должны платить не фирмы, а граждане
По мнению Алексея Кудрина, главная цель налоговой реформы, почти готовой к завершению, - "правильнее приструнить нечестных налогоплательщиков". Евсей Томович же говорит об основной идее реформирования в более спокойных тонах: "Снижение налоговых ставок должно было частично расширить налоговую базу за счет уменьшения числа уклонистов. На деле же равномерного выхода из тени нет: где-то больше, а где-то меньше: например, произошел частичный выход из тени по зарплате. Основная проблема в том, что налоговая реформа вырвалась вперед по сравнению с налоговым администрированием. За последние несколько лет практически все налоги были реформированы, но прогресса в администрировании не было".
Что такое налоговое администрирование, без запинки ответят разве что студенты экономических факультетов. Для всех остальных - это довольно расплывчатое понятие, связанное с НДС-счетами и электронными счетами-фактурами. На самом деле рамки загадочного "администрирования" гораздо шире.
По словам г-на Гурвича, это вся организация сбора налогов: от определения состава налоговой отчетности до разработки правил регистрации налогоплательщиков. Это также перечень информации, которую фирмы должны безропотно предоставлять налоговикам, с одной стороны, и та информация, которой налоговики должны делиться с фирмами, с другой стороны. Правила проверки, ответственность за налоговые нарушения - все, что сосредоточено вокруг налогов, и есть налоговое администрирование.
Но это только одна сторона медали - организационная. Есть и другая - историко-политическая. Главным поставщиком налогов в бюджет у нас было и останется предприятие. На самом деле должно быть наоборот: чем более развита экономика, тем сильнее налоговое бремя должно распространяться на простых граждан.
Несмотря на немецко-американскую подоплеку нашей налоговой системы, она унаследовала часть советских традиций. В те времена граждане не знали о такой вещи, как налоги: за них все платило предприятие. И сейчас мы находимся практически на той же точке.
Если посмотреть с точки зрения структуры налогов, то у нас тоже преобладают налоги, которые платит фирма, а не, скажем, ее владельцы. С этой точки зрения уже давно назрела необходимость объединить налог на прибыль и налог с дивидендов.
В странах, где есть традиции исполнения законов, при разработке налогового законодательства учитывают интересы и тех, кто платит налоги, и, собственно, экономики страны. В Англии или Швейцарии можно особо не заботиться о налоговом администрировании. Там интересы налогоплательщика учтены законом, а сам он традиционно привык платить налоги.
А там, где таких традиций нет, составители законов вынуждены исходить не столько из оптимизации воздействия налогов на экономику, сколько из соображений налогового администрирования. Правила налогообложения приходится разрабатывать с учетом того, насколько они защищены от уклонения или от искажения.
Безусловно, Россия принадлежит к этой, последней, категории. Хотя бы потому, что очень многие вещи, которые с точки зрения экономической целесообразности необходимо поправить на уровне законов, изменить нельзя. В противном случае невозможно будет собрать налоги, необходимые для закрытия бюджетных дыр.
Познавательный рассказ о том, для чего нужно налоговое администрирование Евсей Томович закончил неожиданным примером "улучшений, удобных для налогоплательщика". Речь шла о едином социальном налоге, который нет необходимости платить в различные внебюджетные фонды.
Чего ждать от администраторов
Как ни странно, пока никто не собирается перекладывать налоговое бремя на плечи граждан. По мнению Евсея Томовича, сейчас существуют две главных проблемы администрирования: НДС и трансфертное ценообразование между взаимозависимыми фирмами (подробности в ноябрьском номере "Расчета", стр. 16).
Объем возврата из бюджета налога на добавленную стоимость растет подозрительно быстро, несмотря на все препоны, которые чинят налоговики. И этот рост трудно объяснить объективными факторами. Правительство хотело начать борьбу против этого явления с помощью НДС-счетов, но позже от этого отказалось, решив использовать электронный учет счетов-фактур в 2006 году. Тогда же планируют перейти на определения НДС по отгрузке, а чтобы подсластить пилюлю, снизят ставку до 15-16 процентов, но при этом отменят льготы.
Кроме основных направлений, у налогового администрирования есть и другие. Например, изменение порядка взыскания штрафов. Вполне возможно, что совсем скоро налоговики смогут вновь выставлять инкассо на сумму штрафов по результатам налоговой проверки. Правда, если вы не будете возражать.
Подытоживать рано
На вопрос о том, можно ли уже подвести итоги налоговой реформы, Евсей Томович осторожно ответил: "Возможно, после 2006 года. В 2005 году снизится единый социальный налог, корректируется налог на добычу полезных ископаемых, в 2006 - налог на добавленную стоимость. После этого можно будет делать паузу".
Итак, осталось пережить всего-навсего каких-то два года. Кстати, цель налоговой реформы не только в том, чтобы приструнить уклонистов, но и в том, чтобы излечить Россию от так называемой "голландской болезни". Суть ее - в преобладании развития сырьевого сектора в экономике и подавлению перерабатывающего. В итоге страна остается без высокотехнологичных секторов, которые, по сути, являются генераторами роста страны.
Так вот, сейчас налоговая нагрузка, наконец, переместилась с обрабатывающего сектора на сырьевой. Кроме того, налоговая система стала более справедливой: прежде всего потому, что отменили многие произвольно предоставляемые льготы. Но особого прорыва, такого, каким он предполагался, увы, не произошло. Большая часть доходов и прочих составляющих налоговых баз так и остались в тени. Вероятно, до 2006 года.
А. Дроздов,
корреспондент
"Расчет", N 12, декабрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru