Алгоритмы для защиты
Вопреки детально установленному в ТК РФ порядку обжалования решений, действий и бездействия должностных лиц таможенных органов на практике нередко возникают вопросы, связанные с особенностями процедуры обжалования отдельных видов решений или действий. Предлагаемый материал систематизирует разрозненные нормы ТК РФ, обобщая и представляя в наглядной форме порядок и условия обжалования.
Практика показывает, что наиболее часто предметом обжалования как в вышестоящие таможенные органы, так и в судебные являются решения таможенного органа:
- о корректировке таможенной стоимости товаров и связанные с ними дополнительные требования к выпуску товаров;
- о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности с последующим выставлением требования о доплате таможенных платежей;
- действия, связанные с изъятием товаров или их арестом в ходе проведения таможенного контроля после выпуска товаров в свободное обращение на территории РФ;
- действия, связанные с применением мер административного принуждения в связи с возбуждением дела об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ.
Рассмотрим особенности обжалования актов, действий и бездействий должностных лиц таможенных органов применительно к данным сферам более подробно.
Определяем стоимость
Обширная судебная практика решения споров о корректировке таможенной стоимости товаров в пользу участников внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) показывает уязвимость многих решений таможенных органов в части выбора и обоснования метода определения таможенной стоимости.
При установлении предмета обжалования необходимо знать, что порядок определения и заявления таможенной стоимости товаров введен ст. 323 ТК РФ, порядок контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, - приказом ГТК РФ от 05.12.2003 N 1399 (далее - Приказ).
В соответствии с ч. 4 ст. 323 ТК РФ, п. 10 Приказа в случае недостаточности представленных декларантом документов и сведений для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров таможенный орган в письменной форме запрашивает у декларанта дополнительные документы и сведения и устанавливает срок для их представления. Форма запроса содержится в приложении 1 к Приказу.
Один из предметов обжалования - запрос о представлении дополнительных документов и сведений. Квалифицируется в качестве решения должностного лица таможенного органа - таможенного поста или таможни. Обжаловать целесообразно в случае указания в запросе документов, не являющихся обязательными для таможенного оформления товаров и контроля таможенной стоимости. Создает для лица дополнительную обязанность в представлении запрашиваемых документов.
Запрос о предоставлении пояснения по условиям продажи товаров, которые могли повлиять на цену сделки. Форма данного запроса таможенного органа установлена приложением 2 к Приказу. Является решением должностного лица таможенного органа. Создает для лица дополнительную обязанность в предоставлении сведений.
Требование обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены, принимается на основании п. 6 ст. 363 ТК РФ. Составляется в письменной форме, установленной Приказом, и содержит размер обеспечения.
Является решением таможенного органа. Создает препятствие в виде права лица свободно распоряжаться свободными денежными средствами, отвлекая их на депозит таможенного органа.
Классифицируем товары
Последствия таможенного контроля за правильностью классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой (ТН) ВЭД России являются одним из проблемных вопросов в общении таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности.
В силу ст. 40 ТК РФ товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по ТН ВЭД.
В случае установления нарушения правил классификации товаров при их декларировании таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров. Порядок контроля правильности классификации таможенным органом товаров при проведении таможенного оформления и таможенного контроля определен приказом ГТК России от 19.11.2002 N 1208 (далее - Приказ N 1208).
Направление ОТОиТК таможенного органа в ОТНиПТ или ОТНР таможенного органа по форме, утвержденной Приказом N 1208. Квалифицируется как решение должностного лица таможенного органа. Составляется при наличии оснований полагать несоблюдение декларантом правил интерпретации ТН ВЭД при декларировании товаров. Влияет на законный интерес декларанта произвести таможенное оформление в кратчайшие сроки.
Запрос ОТНиПТ или ОТНР таможенного органа у декларанта дополнительных сведений о товаре может быть оформлен в виде письма таможенного органа, вручаемого декларанту под роспись либо иными способами. Возлагает на декларанта дополнительную обязанность, выражающуюся в представлении дополнительных документов, сведений.
Решение ОТНиПТ или ОТНР о классификации товаров. Форма решения установлена приложениями 2, 3, 4 к Приказу N 1208. Квалифицируется как решение должностного лица таможенного органа. Вручается декларанту под роспись. Влияет на законный интерес декларанта произвести таможенное оформление в кратчайшие сроки.
Решение ОТОиТК таможенного органа о невозможности выпуска товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом. Оформляется в виде внесения в ГТД записи: "По товару N ____ принято решение о классификации от _________ N _______. Выпуск запрещен. ", подписанной и заверенной оттиском личной номерной печати должностного лица ОТОиТК. Устанавливает запрет свободного пользования и распоряжения ввезенными товарами.
Таможенная ревизия
При обжаловании действий сотрудников таможенных органов, связанных с изъятием товаров или их арестом в ходе проведения таможенного контроля после выпуска товаров в свободное обращение на территории РФ, необходимо иметь в виду следующее. Таможенные органы могут изъять товар или арестовать его в ходе проведения таможенной ревизии в рамках ст. 376, 377 ТК РФ, а также в рамках полномочий, предоставленных ст. 391 ТК РФ, но в порядке, предусмотренном применительно к изъятию при проведении таможенной ревизии.
Порядок проведения таможенной ревизии изложен в приказе ГТК РФ от 11.06.2004 N 663. Кроме этого, ГТК РФ таможенным органам рекомендовано использовать единые формы документов, составляемых в ходе таможенной ревизии, приведенные в письме ГТК РФ от 14.07.2004 N 01-06/25857 (далее - Письмо ГТК). Перечислим их.
Решение о проведении общей или специальной таможенной ревизии. Составляется на бланке таможенного органа, содержит данные начальника таможни или замещающего его лица, принявшего решение о проведении ревизии, дату проведения и состав должностных лиц таможни, участвующих в проведении ревизии, а также вопросы, по которым проводится ревизия. Квалифицируется как решение таможенного органа. Влияет на право лица свободно осуществлять экономическую деятельность, возлагает на проверяемое лицо обязанность в представлении таможенным ревизорам документов и сведений.
Постановление об изъятии или постановление о наложении ареста на товары оформляется в виде процессуального документа, форма бланка которого установлена Письмом ГТК. Является решением должностного лица таможенного органа, проводящего специальную таможенную ревизию. Возлагает на проверяемое лицо обязанность в выдаче изымаемых товаров, ограничивает его право в их использовании и распоряжении ими.
Изъятие или арест товаров. Оформляется в виде процессуального документа-протокола, форма которого установлена Письмом ГТК, является действием должностного лица таможенного органа, проводящего специальную таможенную ревизию. Копия протокола вручается лицу, у которого обнаружены товары, либо его представителю. Препятствует проверяемому лицу распоряжаться и пользоваться товарами, которые арестованы или изъяты.
Меры принуждения
Закрепленное в главе 7 ТК РФ право обжаловать все без исключения решения, действия, бездействие таможенных органов РФ позволяет подавать жалобы на действия таможенных органов, связанные с применением мер административного принуждения, обусловленных возбуждением дела об административном правонарушении в соответствии с КоАП. Данный вывод не противоречит складывающемуся толкованию новой редакции ТК РФ*(1).
Полный перечень мер ограничений, которые таможенный орган вправе применить к лицам, товарам и транспортным средствам, перечислен в ст. 27.1 КоАП. На практике таможенные органы чаще всего используют такие меры, как личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов, изъятие вещей и документов, арест товаров, транспортных средств и иных вещей.
Решения должностных лиц таможенных органов о применении мер ограничений оформляются в виде процессуальных документов, доведенных до таможенных органов письмом ГТК России от 18.11.2002 N 01-06/45305 "О направлении форм процессуальных документов" (далее - Письмо о форме).
Исходя из указанного предметом обжалования при применении должностными лицами таможенного органа ограничений, связанных с применением мер административного принуждения, являются нижеперечисленные решения или действия.
Личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице, является действием должностного лица таможенного органа. Результаты действия формализуются в виде протокола, форма которого установлена в приложении 7 к Письму о форме. Влияет на конституционное право лица на личную неприкосновенность.
Осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов - действие должностного лица таможенного органа, результатом которого является составление протокола осмотра. Форма протокола осмотра установлена в приложении 8 к Письму о форме. Возлагает на лицо обязанность выдачи предметов, вещей, документов, обладающих признаками вещественных доказательств по делу об административном правонарушении, ограничивает лицо в пользовании и распоряжении указанными предметами, вещами и документами.
Изъятие вещей и документов, арест товаров, транспортных средств и иных вещей также является действием должностного лица таможенного органа. Форма протокола изъятия и ареста установлена приложениями 10 и 11 к Письму о форме. Препятствует лицу распоряжаться и пользоваться документами, товарами, транспортными средствами и иными вещами, которые арестованы или изъяты.
Кому обжаловать?
По общему правилу (ст. 47 ТК РФ) жалоба на нарушение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа подается вышестоящему должностному лицу, а жалоба на решения, действия (бездействие) таможенного органа - в вышестоящий таможенный орган.
Применительно к предметам обжалования, указанным выше, рассмотрим перечень лиц, которым может быть подана жалоба.
Обжалуемое решение, действие, (бездействие) |
Кто принял решение, совершено действие, (бездействие) |
Кому обжалуется |
При корректировке таможенной стоимости товаров | ||
Запрос о предоставлении дополнительных докумен- тов и сведений |
Должностное лицо ОТОиТК таможенного поста или таможни |
Начальнику таможенного поста либо начальнику таможни |
Запрос о предоставлении пояснения по условиям продажи товаров, кото- рые могли повлиять на цену сделки |
Должностное лицо ОТОиТК таможенного поста или таможни |
Начальнику таможенного поста либо начальнику таможни |
Требование обеспечения уплаты таможенных пла- тежей, которые могут быть дополнительно на- числены |
Таможенный орган - та- моженный пост или та- можня |
Вышестоящему таможенно- му органу - таможне ли- бо таможенному управле- нию |
При классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД | ||
Направление | Должностное лицо ОТОиТК таможенного органа - таможенного поста или таможни |
Начальнику таможенного поста либо начальнику таможни |
Запрос дополнительных сведений о товаре |
Должностное лицо ОТНиПТ или ОТНР таможенного органа - таможни или таможенного управления |
Начальнику таможни либо начальнику таможенного управления |
Решение о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД |
Должностное лицо ОТНиПТ или ОТНР таможенного органа - таможни или таможенного управления |
Начальнику таможни либо начальнику таможенного управления |
Решение о невозможности выпуска товаров в соот- ветствии с заявленным таможенным режимом |
Должностное лицо ОТОиТК таможенного органа - таможенного поста или таможни |
Начальнику таможенного поста либо начальнику таможни |
При изъятии или арест товаров в ходе проведения повторного таможенного контроля |
||
Решение о проведении общей или специальной таможенной ревизии |
Начальник таможни | Начальнику вышестоящего таможенного управления |
Постановление об изъя- тии или постановление о наложении ареста на то- вары |
Должностное лицо тамо- женного поста или тамо- жни, включенное в реше- ние таможни о проведе- нии таможенной ревизии |
Начальнику вышестоящего таможенного органа - таможенного поста или таможни |
Протокол изъятия това- ров или протокол ареста товаров при проведении таможенной ревизии |
Должностное лицо тамо- женного поста или та- можни, включенное в ре- шение таможни о прове- дении таможенной реви- зии |
Начальнику вышестоящего таможенного органа - таможенного поста или таможни |
При применении мер обеспечения в ходе производства по делу об административном правонарушении |
||
Личный досмотр | Должностное лицо тамо- женного органа - тамо- женного поста или та- можни |
Начальнику вышестоящего таможенного органа - таможенного поста или таможни |
Осмотр принадлежащих юридическому лицу поме- щений, территорий, на- ходящихся там вещей и документов. |
Должностное лицо тамо- женного органа - тамо- женного поста или та- можни |
Начальнику вышестоящего таможенного органа - таможенного поста или таможни |
Протокол изъятия това- ров или протокол ареста товаров |
Должностное лицо тамо- женного органа - тамо- женного поста или та- можни |
Начальнику вышестоящего таможенного органа - таможенного поста или таможни |
А. Большаков,
юрист
"эж-ЮРИСТ", N 44, ноябрь 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См., например комментарий к ст. 46 ТК РФ / под ред. А.Н. Козырина. М.: Проспект, 2004.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru