Лицензии: за и против
Куда расти, куда стремиться?
Законопроект об отмене лицензирования вызвал панику. В первом чтении законопроект принят абсолютным большинством депутатов, второе чтение назначено на конец декабря. Что ждет фирмы - абсолютная свобода или новые виды контроля со стороны властей?
Еще год назад правительство начало разрабатывать дополнения к Закону "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ. Уже тогда общественность и парламентарии начали говорить о том, что порядок лицензирования далек от совершенства. Но поправки в закон казались далекими и почти нереальными.
В конце лета этого года правительство наконец-то внесло в Совет Федерации законопроект и предложило его принять в трех чтениях уже в этом году. Первое он прошел успешно, второе назначено на конец декабря. По задумке авторов, новый законопроект упрощает процедуру получения лицензии, обеспечивает защиту компаний, а также открытость и доступность информации из лицензирующих учреждений.
Позицию авторов озвучил замминистра экономического развития и торговли Андрей Шаронов. По его мнению, многие из видов деятельности попали в перечень необоснованно. Ведь наравне с лицензированием государство использует и другие методы контроля (аккредитация, сертификация, обязательное страхование ответственности и другие).
К тому же фирме зачастую необходимо получать несколько лицензий для осуществления одного вида деятельности. Все это только усложняет начало бизнеса и устанавливает лишние барьеры к его открытию.
В настоящее время государство лицензирует 123 вида предпринимательской деятельности. Авторы законопроекта предлагают упразднить 49 из них (к примеру, пассажирские перевозки, производство табачных изделий, туризм и некоторые другие).
Причем отменять лицензирование авторы планируют постепенно. С 1 января 2005 года - чуть менее 30, с января 2006 года - девять, а остальные - как только будут приняты технические регламенты, устанавливающие обязательные требования к этим видам деятельности. Кстати, по словам господина Шаронова, депутаты этот перечень могут расширить.
Законопроект упрощает процедуру получения и переоформления лицензии. Теперь срок ее выдачи сокращен с 60 до 45 дней. К тому же уменьшен перечень документов, которые необходимо подавать в лицензирующее учреждение.
Если сейчас законом предусмотрена ответственность только компаний, которые получают лицензии, то проект вводит ответственность лицензирующего учреждения. Например, за незаконный отказ в выдаче лицензии. Кроме того, теперь информация в области лицензирования будет доступной и открытой в интернете.
А кто-то не согласен...
Поддерживают инициативу правительства далеко не все. Потребители высказывают опасения из-за того, что без контроля государства будет сложно выбрать качественный товар, полагая, что лицензия - вроде знака качества. Ведь при выборе туристической компании всегда рекомендуют обращать внимание на лицензию.
Наибольшее количество возражений вызывает отмена лицензирования в сферах строительства и туризма. Причем против - не потребители, а именно бизнесмены. С обращениями сохранить лицензии для строительства к председателю Правительства Михаилу Фрадкову обратились различные строительные союзы и ассоциации. В их числе и Российский союз строителей.
По словам объединений, строительство связано с повышенной опасностью, ведь риск нанесения вреда здоровью граждан слишком велик. Следовательно, отменять лицензии в этой области ни в коем случае нельзя, поскольку они выступают дополнительным барьером на этом рынке услуг для неквалифицированных компаний.
А осенью еще и Национальное градостроительное общество высказало свою точку зрения на данную проблему. На пресс-конференции президент общества Александр Кривов подчеркнул, что "только с помощью лицензирования государство может регулировать деятельность строительных организаций".
Это заявление подтверждает и статистика, приведенная господином Кривовым. Примерно у четверти компаний, получивших лицензии, госучреждения их отбирают. "За первое полугодие 2004 года Федеральным агентством по строительству и ЖКХ было проведено более 15 тысяч проверок. В суд направлено 157 исковых заявлений на аннулирование лицензий. Вынесено 4973 предупреждения. А по 1700 организациям действие лицензий уже приостановлено".
И хотя правительство предлагает альтернативу лицензированию - саморегулирование строительных компаний и страхование профессиональной ответственности, эти методы контроля не смогут гарантировать качество и безопасность домов.
К тому же он заметил, что "в настоящее время отсутствуют законодательно утвержденные критерии оценки качества строительных работ". Поэтому лицензирование в строительной сфере необходимо сохранить, по крайней мере "до того времени, когда будут утверждены новые технические регламенты на проектные и строительно-монтажные работы".
В отличие от различных союзов и объединений предприниматели не боятся перемен и относятся к ним со спокойствием. Алексей Иванчинков, менеджер одной из строительных фирм, считает, что "ничего страшного в нововведениях нет. Мы на рынке строительных услуг уже более семи лет и зарекомендовали себя неплохо. Поэтому надеемся на свое доброе имя. А мошенников хватает и сейчас, хотя лицензии пока никто не отменял!"
Другая же категория предпринимателей выступает против этих новшеств. К ним относится и Сергей Васильев, московский таксист: "Я против отмены, причем не только как представитель компании, у которой отменяют лицензию, но и как клиент. Хотя получается, что если лицензия есть, то будут и проблемы: у проверяющих появится дополнительный повод, по которому они могут штрафовать, если что-то не в порядке.
В нынешнем виде отмена лицензии нам ничего не добавит и не прибавит. А вот клиентам будет плохо. Ведь раз нет лицензии, то и рамок никаких нет. Представьте, как это будет выглядеть, скажем, в сфере пассажирских перевозок легковым транспортом, в которой также планируют отменить лицензии".
Третья категория бизнесменов считает, что изменения необходимы, но не сейчас. Василий Уваров, генеральный директор московской строительной компании, заметил, что "большинство предпринимателей действительно опасаются конкуренции и передела власти на рынке услуг. Скрывать это бессмысленно. Это лишь одна сторона медали.
Вторая, с которой без сомнения согласится каждый, это - потребители. Именно они первыми страдают от некачественных услуг. И хорошо еще если нет угрозы их жизни и здоровью, но ведь строительная сфера как раз этим и грешит.
Хотя, по сути, лицензия никогда не была препятствием для нечистоплотных на руку коммерсантов. За 8000-10 000 рублей купить ее не составит труда.
Конечно, без лицензий предпринимателям гораздо проще - меньше обязательных бумажек.
Но что может предложить правительство взамен лицензий? Пока я не вижу никаких оптимальных предложений. А сделать из строительства саморегулируемую область - просто смешно.
Поэтому, на мой взгляд, необходимо сначала придумать новое (выработать концепцию госрегулирования отрасли) и только потом отменять старое (лицензирование)".
Москва против отмены лицензирования
Столичные думцы категорически против инициативы федеральных властей. По мнению Мосгордумы, при упрощенном порядке выдачи лицензий государство теряет контроль. А это может привести к серьезным последствиям, которые отразятся на здоровье и жизни граждан.
К тому же Московская дума не согласна с лицензированием в сфере строительства, проектирования и инженерных изысканий. По крайней мере до тех пор, пока не будет создана необходимая нормативно-правовая база.
Кстати
С 1 января 2005 года по законопроекту без лицензии можно:
проектировать и строить здания и сооружения I и II уровней ответственности; распространять лекарственные средства и изделия медицинского назначения; осуществлять перевозки пассажиров легковым автомобильным транспортом; осуществлять туроператорскую и турагентскую деятельность; продавать права на клубный отдых; публично показывать в кинозале видеопродукцию; производить табачные изделия; осуществлять ветеринарную деятельность и другие.
Н. Свистунова
"Московский бухгалтер", N 12, декабрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007