"Санитарная буква закона"
(интервью с В. Выстаропским, ведущим юрисконсультом
ЦГСЭН в г. Москве)
О том, что становится причиной обращения представителей фирм в суд на центры санитарно-эпидемиологического надзора? Какие неприятности ждут нарушителей санитарного законодательства? Об этом - в интервью с ведущим юрисконсультом ЦГСЭН в г. Москве Виктором Выстаропским.
- Что грозит нарушителям санитарного законодательства?
- Полномочия должностных лиц, которые осуществляют госсанэпиднадзор, установлены статьями 50 и 51 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 2004 г. N 52-ФЗ. При выявлении нарушения санитарного законодательства указанные должностные лица имеют право давать гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, привлекать к административной ответственности, выносить мотивированные постановления о приостановлении или запрещении выполнять отдельные виды работ и оказания услуг. При наличии оснований направлять материалы в правоохранительные органы для решения вопросов о возбуждении уголовного дела.
- Кто может быть привлечен к административной ответственности за нарушение санитарного законодательства?
- В соответствии со статьями 10 и 11 Федерального закона N 52-ФЗ граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих госсанэпиднадзор. Виновные в нарушении этого законодательства привлекаются к административной ответственности. Из содержания ст. 2.4 КоАП следует, что должностное лицо подлежит административной ответственности за совершенное им правонарушение только в случае, если данное правонарушение связано с неисполнением или ненадлежащим исполнением должностным лицом своих служебных обязанностей. Ответственность в качестве должностного лица в соответствии с КоАП несут не только руководители (работодатели) и другие работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, но и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, т.е. индивидуальные предприниматели. Юридическое лицо признается виновным, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП). Некоторые санитарные правила за невыполнение содержащихся в них требований предусматривают ответственность граждан. В таких случаях административное наказание может быть назначено работнику организации (продавец, менеджер, шофер-экспедитор, шофер-грузчик и т.д.). При этом в понятие "граждане" нельзя включать руководителей и других представителей администрации юридического лица. Также необходимо отметить, что ч. 3 ст. 2.1 КоАП предусматривает возможность привлечь к административной ответственности одновременно и юридическое лицо, и виновное физическое лицо в случае обнаружения одного правонарушения.
- Каков порядок обжалования постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного главным государственным санитарным врачом или его заместителем?
- Порядок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях установлен в главе 30 КоАП. Такое постановление может быть обжаловано вышестоящим главным государственным санитарным врачом или в суде. Если виновное лицо было привлечено к административной ответственности, например, на основании постановления, вынесенного главным государственным санитарным врачом Центра в ЦАО, то его можно обжаловать у главного государственного санитарного врача г. Москвы Н.Н. Филатова. Когда к нам обращаются с такими жалобами, то для рассмотрения и разрешения они поступают в наш юридический отдел. В пределах семи дней мы уже принимаем решение. Хочу отметить, что мы объективно подходим к рассмотрению жалоб, и решение выносится строго в соответствии с действующим законодательством.
- Какие санкции предусмотрены за неуплату административного штрафа в установленный законом срок?
- Согласно частям 4 и 5 ст. 32.2 КоАП, лицо, привлеченное к административной ответственности, должно направить главному государственному санитарному врачу копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа. При отсутствии такого документа по истечении 30 дней со дня вступления постановления в законную силу должностное лицо, вынесшее постановление, направляет его судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения. Кроме того, этому должностному лицу необходимо принять решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф в установленный срок, к административной ответственности в соответствии с частью 1 ст. 20.25 КоАП (данная статья и статья 32.2 изменены в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ и действуют с 11 декабря 2003 г.). В силу ст. 23.13 КоАП главные государственные санитарные врачи и их заместители не уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.25. В соответствии с ч. 1 ст. 23.1 КоАП такие дела уполномочены рассматривать судьи. В этой связи материалы дела о неуплате административного штрафа должны быть направлены и в суд для принятия им соответствующего решения на основании ч. 1 ст. 20.25 (о наложении штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток).
- Какие еще виды ответственности предусматривает действующее законодательство за нарушение санитарного законодательства?
- В соответствии со ст. 55 Федерального закона N 52-ФЗ за нарушение санитарного законодательства кроме административной ответственности, еще установлена дисциплинарная и уголовная. Порядок применения дисциплинарных взысканий определен ст.ст. 189, 192-195 Трудового кодекса РФ. Привлекать работников к дисциплинарной ответственности за нарушение санитарного законодательства уполномочен работодатель (руководитель организации, ст. 22 ТК). Что касается уголовной ответственности, то она предусмотрена ст. 236 (нарушение санитарно-эпидемиологических правил) Уголовного кодекса, на основании которой виновное лицо может быть лишено свободы на срок до пяти лет.
- Каков порядок обжалования постановлений?
- Постановление о приостановлении (запрещении) деятельности является ненормативным правовым актом, который, согласно гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ, граждане, организации и иные лица вправе обжаловать в арбитражном суде, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В суде необходимо будет доказать наличие этих двух признаков. Если оспариваемое постановление не затрагивает права и интересы заявителя в указанных сферах, то в соответствии с гл. 25 Гражданского процессуального кодекса РФ такие дела подведомственны судам общей юрисдикции. В любом случае заявление может быть подано в суд в течение 3-х месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и свобод. Однако подача заявления не приостанавливает действие обжалуемого постановления.
- Можно привести примеры, когда индивидуальный предприниматель или юридическое лицо знали, что их деятельность противоречит требованиям санитарных правил, но ее не приостановили (прекратили)?
- Вот яркий пример этого. В результате ремонтных работ в пивном баре нарушено водоснабжение, нет холодной и горячей воды. Что должен был сделать руководитель бара в соответствии с требованиями санитарного законодательства? Приостановить работу бара до подачи воды. Вопреки требованиям санитарных правил, не желая терять прибыль, бар продолжает работать. При этом предприниматель обходится подручными средствами: бокалы моются в непроточной воде, просто споласкиваются, и посетители бара пьют пиво фактически из немытых бокалов. А ведь из таких бокалов могут пить пиво люди, болеющие туберкулезом и другими инфекционными заболеваниями. Работа бара была приостановлена на основании постановления главного государственного санитарного врача.
- Эта ситуация характерна только для организаций общепита?
- Вовсе нет. Так, на территории торгово-выставочного центра "Горбушка" ЗАО "Коммунальный сервис" его должностные лица с целью сэкономить на подключении к основной энерголинии установили два мощных дизель-генератора в непосредственной близости от служебных помещений других организаций. При этом вопреки требованиям п. 3 ст. 12 и п. 3 ст. 27 Федерального закона N 52-ФЗ они были установлены и эксплуатировались без согласования с органами Госсанэпиднадзора и без соответствующего санитарно-эпидемиологического заключения, несмотря на то, что их эксплуатация была связана с вредным воздействием на людей и окружающую среду - шумом, вибрацией и наличием вредных выбросов отработанных газов. По результатам проверки вынесено постановление о запрещении эксплуатации дизелей, которое было обжаловано названным выше акционерным обществом в Арбитражный Суд, но на всех стадиях суда, даже на уровне Высшего Арбитражного Суда, постановление было признано законным. И только после этого спорные дизеля были демонтированы, а ТВЦ "Горбушка" подключился к Московской энергосистеме.
- В продолжение разговора о нововведениях... Что собой будет представлять санитарно-эпидемиологическая служба в связи с проводимой в стране административной реформой?
- На основании Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" образована Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которой переданы функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора упраздняемого Министерства здравоохранения Российской Федерации. До 1 января 2005 года будут созданы территориальные управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам РФ с территориальными отделами территориальных управлений названной службы по субъектам РФ в городах, районах, округах городов. Указанные территориальные отделы будут являться структурными подразделениями соответствующих территориальных управлений. Одной из основных задач территориального управления по-прежнему останется осуществление государственного надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в сфере защиты прав потребителей.
"Московский бухгалтер", N 12, декабрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007