Такси без кассы? Штрафовать!
Порой бухгалтеру стоит особенно внимательно приглядываться к разъяснениям представителей налогового ведомства. На этот раз инспекторы "удивили" предприятия, оказывающие услуги по перевозке пассажиров.
Касса или БСО?
Неоднократные споры о том, следует ли применять контрольно-кассовую технику или будет достаточно бланков строгой отчетности (БСО) для предприятий, оказывающих услуги, не стихают до сих пор. Достаточно вспомнить хотя бы эпопею налогоплательщиков и налоговых инспекций с применением кассовой машины юристами и адвокатами (читайте об этом подробнее в октябрьском номере журнала "Московский бухгалтер" на стр. 32-33).
В других сферах деятельности, например по перевозке пассажиров, точку ставить рано. Так, в конце осени по этому вопросу высказалось сразу два ведомства: налоговое и финансовое.
Налоговая служба опубликовала любопытный документ (письмо МНС от 8 октября 2004 г. N 33-0-13/651), который будет интересен предприятиям, оказывающим услуги по перевозке пассажиров (такси).
В нем инспекторы напомнили, что если компании и индивидуальные предприниматели осуществляют наличные денежные расчеты и расчеты с использованием платежных карт, то они обязаны применять контрольно-кассовую технику, которая включена в Государственный реестр (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ).
Причем они обратили внимание на то, что правило это общее, и его следует применять во всех случаях. Исключение составляют только определенные виды деятельности, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения не могут использовать ККТ. К ним относятся, например, торговля на рынках, в киосках мороженым и другие.
А поскольку в этом перечне отсутствуют предприятия и предприниматели, которые осуществляют перевозку пассажиров на автомобильном транспорте (такси), то они обязаны применять кассы.
Здесь же бывшее министерство пояснило, что если компания перешла на уплату ЕНВД, то это не освобождает ее от использования кассового аппарата. Аргументировали они свою точку зрения тем, что объект налогообложения - это вмененный доход, который определяется расчетным путем исходя из совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение дохода. А кассовый аппарат необходим для уточнения и корректировки суммы единого налога на основании базы данных о сумме денежной выручки.
Касса с индексом "Ф"
Но самое интересное начинается ниже. В письме инспекторы перечислили модели контрольно-кассовой техники для сферы услуг на автомобильном транспорте. В этом списке, в частности, есть такие модели машин, как Гелиос-003Ф, Гелиос-004Ф, Гелиос-005Ф, Меркурий-120Ф, Стайер-01Ф, Такма-01Ф, Электроника 501Ф, Электроника 503Ф.
Дело в том, что все эти аппараты с индексом "Ф". Это свидетельствует о том, что они оснащены фискальной памятью. Однако они с 1 октября 2004 года были исключены из госреестра контрольно-кассовых машин и больше не подлежат регистрации (протокол заседания Государственной межведомственной экспертной комиссии от 12 марта 2004 г. N 1/77-2004). Это подтвердили и сами налоговые (письмо МНС от 12 мая 2004 г. N 33-0-11/327@).
Обратите внимание, что рассматриваемое письмо датируется 8 октября. То есть датой, когда эти кассовые машины уже не регистрировались. Что это? Косвенное "разрешение" от налоговой на регистрацию касс с индексом "Ф"? А может, это опечатка, которыми порой грешат сотрудники налогового ведомства?
Можно предположить, что некоторые предприниматели пойдут с этим письмом и указанной в нем машиной в инспекцию и потребуют зарегистрировать ее на основании письма.
Тем более что решение ГМЭК от 12 марта 2004 г. N 1/77-2004 об исключении указанных кассовых аппаратов из Государственного реестра, а также включение новых с индексом "К" весьма сомнительно.
Действительно, до принятия федерального закона о ККТ от 22 мая 2003 г. ведением реестра занимался ГМЭК. Теперь правительство должно установить учреждение, которое будет вести госреестр (п. 2 ст. 3 закона о ККТ). Оно наделило такой функцией Федеральное агентство по промышленности. Правда, произошло это только спустя год после принятия закона (постановление правительства от 16 июня 2004 г. N 285).
Давайте поспорим...
Ситуация здесь сложилась неоднозначная. ГМЭК исключил из реестра все машины с индексом "Ф". Бывшее налоговое министерство своими решениями продлило регистрацию некоторых моделей. Например, в письме МНС от 4 августа 2004 г. N 33-0-11/495 они разрешили регистрацию до 1 октября 2004 года некоторых моделей ККТ, произведенных, но не реализованных до июля 2004 года.
И вот в начале октября налоговое ведомство выпускает письмо, в котором перечисляет модели ККМ для автотранспорта с фискальной памятью. Некоторые эксперты вообще полагают, что "все решения ГМЭК незаконны". Например, Максим Иванов, юрист московской фирмы "Налоговое консультирование".
Свою позицию он основывает на двух пунктах: "Во-первых, совершенно не понятно, где в законодательстве сказано, что существуют какие-то ограничения выбора кассовой техники для определенных видов деятельности. Да, письма чиновников вводят такие ограничения, но не более того. Следовательно, предприниматель может зарегистрировать любую кассу, а не только ту, которую советуют чиновники.
Во-вторых, пункт 2 статьи 2 закона о ККТ говорит о том, что применять бланки вместо кассовых машин могут фирмы, оказывающие услуги населению.
Формы БСО утверждает правительство. Но поскольку до сих пор оно этого не сделало, Минфин разъяснил, что фирмы и предприниматели могут использовать старые бланки (письма Минфина от 14 июля 2003 г. N 16-00-12/24, от 29 декабря 2003 г. N 16-00-24/56).
Если же такие бланки для предприятий, оказывающих услуги, не утверждены, Минфин разрешил использовать форму квитанции, утвержденную для лесных хозяйств (письмо Минфина от 20 апреля 1995 г. N 16-00-30-35)".
Маршрутки - не исключение
Министерство финансов также коснулось темы налогоплательщиков-таксистов, опубликовав свою порцию разъяснений по этому вопросу (письмо Минфина от 13 октября 2004 г. N 07-05/24/22).
Письмо затрагивает перевозки пассажиров маршрутными такси. Еще в 1996 году Минфин утвердил образцы билетов на проезд наземным транспортом общего пользования как бланки строгой отчетности (письмо Минфина от 23 октября 1996 г. N 16-00-30-58).
Но поскольку в пункте 3 статьи 2 закона о ККТ оказание услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси не упомянуто, следовательно, применять контрольные билеты им нельзя. А это значит, что маршруткам остается касса.
В. Васильев
"Московский бухгалтер", N 12, декабрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007