Бухгалтер лесов
Уже меньше чем через месяц предстоят предновогодние хлопоты и покупка хвойной красавицы. Наш корреспондент Елена Вахтинская отправилась в Истринский лесхоз, чтобы познакомиться с милой женщиной - главным бухгалтером, считающим елки.
Вот и новый... План счетов!
За окном мелькал подмосковный лес, дворники автомобиля лениво смахивали мокрый снег. Вот и поворот на Истру. В лесничестве полным ходом шел рабочий день. Трудиться здесь начинают рано, в восемь утра все на местах.
Удивительнее же всего то, что так рано главного бухгалтера уже требовало по телефону казначейство. В кратких перерывах между решением самых разных вопросов "лесной бухгалтер", как я сразу назвала про себя Марию Лазареву, изучает новый бюджетный План счетов. "500 страниц, многовато, конечно, а что делать, жизнь ведь не стоит на месте, надо - значит надо, - посетовала она. - Тяжелее было в 1993 году, когда приняли Бюджетный кодекс".
В то время не только лесхозу пришлось перейти с хозрасчетной деятельности на бюджет, а разъяснений почти никаких не было. "Пришлось все постигать самостоятельно. Ничего страшного, учиться можно в любом возрасте", - оптимистично заключает Мария Иннокентьевна.
По карьерной лестнице - от полей к лесам...
Сразу после школы Мария окончила годичные курсы бухгалтеров, потом техникум, и как-то сразу нашла работу бухгалтера в колхозе под Воронежем. Потом вышла замуж, пришлось переехать с мужем в Липецкую область, где устроилась бухгалтером в "Сельхозтехнику".
В 1969 году семья Лазаревых перебралась в Подмосковье. Муж легко устроился в лесхоз, а вот для 22-летней Марии начались долгие поиски работы. И как нередко бывает, помог случай.
"А жена ваша кем раньше работала?" - поинтересовался вдруг директор лесничества у Лазарева.
"Бухгалтером, но все больше в сельском хозяйстве".
"Это ничего, пусть приходит, мы и елки считать обучим".
- Вот с тех пор тут и тружусь. Сначала рядовым бухгалтером, потом старшим, и вот уже 16 лет главным, - рассказывает Мария Иннокентьевна.
- Да вы у нас ветеран лесного учета! - восклицаю я.
- Это правда. Считайте, всю жизнь на одном предприятии отработала. И муж тоже до последнего времени возглавлял лесной отдел нашего Истринского лесхоза. Пару лет назад собралась было на пенсию. "Владимир Николаевич, возраст уже, пора мне уходить с работы", - говорю я нашему директору. А он мне: "Ноги ходют?" "Ходят, - говорю, - потихоньку..." "Голова-то работает?" - спрашивает он. "Работает", - отвечаю. Вот так и осталась.
Елки и иголки бухгалтерского учета
- Выращиваем елочки, оплачивая расходы по посадке и удобрению, а потом к Новому году рубим. Вот и вся наша деятельность, - говорит Мария Иннокентьевна.
- И не жалко детище свое?
- Что вы, конечно, жалко, ель - она ведь, как живое существо... Особенности учета елок? Да ничего особенного: считаем поштучно, разносим в графах по размерам: до метра, от метра до полутора, до двух, иногда и до пятнадцати метров.
Тут я почему-то представила толстенные разграфленные журналы и бухгалтеров, склонившихся над ними. Все оказалось до смешного наоборот. Как и на любом другом современном предприятии, в бухгалтерии лесхоза есть компьютеры. Толстый журнал удалось обнаружить только один - с расчетами по зарплате.
Удивительно, но даже отчетность лесхоз сдает в электронном виде и это считается существенным достижением в реформировании налогового учета.
- Очень удобно: за пару часов заполнил, отправил, в налоговой началась работа, если нужно, детали тут же уточняешь.
- Вот это да! У вас неплохое техническое обеспечение. Наверное, неплохую прибыль от коммерческой деятельности получаете?
- У нас раньше брали елки в Кремль и в "Олимпийский" (спорткомплекс, где проводятся детские елки - прим. ред.), а последние года три они искусственные ставят. Настоящие ели от тепла быстро облетают, - продолжила нашу беседу Мария Иннокентьевна.
- Вы заметили общее падение спроса на натуральные деревья?
- Да, но пока на нас это не отразилось. Мы ежегодно продаем 10-12 тысяч деревьев, согласитесь, это немало. В основном коммерческим организациям, которые потом устраивают елочные базары, также детским садам, школам, наш местный сельсовет каждый год обращается за хвойными красавицами.
- Зимой - елями, а в летнее время чем пополняете бюджет лесничества?
- Елками торгуем только в декабре, основная круглогодичная деятельность - заготовление древесины. Старые перестойные березы, елки, осины: выделяем в пользование делянки, которые подчистую вырубаются. А по весне эти же лесорубы по договору с нами сажают новые деревья, правда, семенной материал мы сами предоставляем.
- А каких зверушек в лесах можно встретить, вы их как-нибудь учитываете?
- Да, что вы, какой учет?! Белки, дятлы зимой ближе к человеку, мы их в особо лютые морозы подкармливаем. Кабаны еще водятся, старожилы помнят, как лет десять назад кабан нашего прежнего директора на сосну загнал.
Несмотря на "коммерческую деятельность", лесхоз - предприятие бюджетное, и как всех бюджетников, его немного лихорадит от административной реформы:
- Денег не хватает. Как и всем, наверное. Раньше, когда при Министерстве природных ресурсов числились, то хоть льготы были, а сейчас и их отняли. Нет, мы не жалуемся, кому сейчас легко? Но поймите правильно: третий год идет реорганизация, меняется абсолютно все. Теперь мы подотчетны Агентству по лесному хозяйству г. Москвы и Московской области. Правда, новое руководство еще в глаза не видели: приезжал заместитель справиться о делах на местах.
Будни и праздники лесничества
Интересное положение дел обстоит в лесхозе с графиком работы: прекрасная половина трудится на час меньше - так заботливые мужчины берегут своих барышень. Бухгалтерия лесхоза располагается в двухэтажном кирпичном доме, окруженном палисадником с голубыми елями и цветами. Сажают их сами бухгалтеры на весенних субботниках, а Мария Иннокентиевна выращивает здесь свои любимые георгины.
Необыкновенно гостеприимные люди приветливо встретили нас и напоили душистым чаем. В "лесном" счетоводстве даже проверяющим от души рады. "Чаем их поим с бутербродами, они ведь тоже люди... Встали рано, пока до нас добрались, проголодались", - рассказали нам заботливые служащие бухгалтерии.
В этом году, надо сказать, было много проверок: приезжали поучать и делиться опытом из других районов, казначейство было, КРУ (Контрольно-ревизионное управление Минфина, отслеживающее расходование бюджетных средств - прим. ред.). А вот налоговых не было уже около двух лет, наверное, скоро придут.
- А не намекают проверяющие, что они бы не отказались от елочки к празднику? - интересуюсь я, разглядывая голубые ели за окном.
- Ну, бывает... Разное бывает, - многозначительно сказала Мария Иннокентьевна.
Помимо традиционных праздников, здесь душевными чаепитиями и посиделками отмечают День леса - третье воскресенье сентября.
Дела домашние
Любящая бабушка - вот самая главная социальная роль Марии Иннокентьевны за пределами работы. Все свободное время она проводит с внуками или в заботах о них. К зиме связать шесть пар носочков и варежек, чтобы "внучата мои золотые не мерзли".
Только немного расстраивает Марию Иннокентьевну то, что ни один из двух сыновей так и не пошел по стопам родителей. Старший сказал, что до Мытищинскго института Лесного хозяйства в соседнем районе далеко добираться, и выбрал "близкий" МАИ, в самой Москве. Младший подал надежду, когда после школы полгода трудился лесничим, но после армии ушел работать в милицию.
- На Новый год обязательно собираемся за столом всей большой семьей. С елкой, обязательно настоящей, живой и пахнущей лесом.
- Вы верите в Деда Мороза?
- А как же, конечно, верю...
- Что бы вы пожелали всем читателям и себе в грядущем году?
- Здоровья и еще, чтобы близкие люди не переставали нас радовать.
Мы простились на крыльце лесхоза под мокрым, тающим на лету декабрьским снежком. Всего через три дня Мария Иннокентьевна улетает в Египет греться на солнышке по путевке, выделенной директором лесхоза за заслуги перед новогодней промышленностью...
Мелкие радости плохой экологии
Выращивание полноценной елки - работа кропотливая, требующая тщательного ухода на протяжении пяти лет. Первоначально посадка производится специальной машиной. Весной и осенью, если какие-то ели не прижились, деревья досаживают вручную. Раз в год елки обрабатывают специальным раствором, предотвращающим рост травы и различные заболевания деревьев.
Со временем производится прореживание, чтобы елки были более пушистыми и красивыми. Возможно, в скором будущем необходимость в этом отпадет. Как выяснили британские экологи, загрязнение окружающей среды привело к тому, что елки стали ниже и пышнее. Повышенное содержание азота в воздухе служит своего рода удобрением. Совершенно не удивительно, что самые красивые ели растут в наиболее загрязненных районах нашей планеты. Человечество стоит перед выбором: красивый праздник или чистый воздух?
Е. Вахтинская,
корреспондент
"Расчет", N 12, декабрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru