Проверка использования спирта в организациях здравоохранения
В практике работы как бюджетных, так и не бюджетных учреждений и организаций здравоохранения очень часто возникают вопросы о порядке учета и проверки использования такого специфического медикамента как спирт.
В соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и постановлением Правительства РФ от 10.03.2000 N 220 "Об утверждении Правил определения квот на закупку этилового спирта, производимого из непищевого сырья" закупку этилового спирта, производимого из непищевого сырья, можно осуществить только на основании выделенной квоты.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.07.2003 N 410 "Об утверждении требований к содержанию и порядку выдачи уведомлений о закупке этилового спирта, в т.ч. "денатурата" установлены новые требования к отпуску этилового спирта. Организации-потребителю, имеющей право на закупку этилового спирта, необходимо получить специальный документ (уведомление), разрешающий осуществлять закупку этилового спирта, в т.ч. денатурата, в пределах выделенных квот и подтверждающий легальность его оборота.
Выдача и регистрация уведомлений о закупке этилового спирта, производимого из пищевого сырья, осуществляются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, а этилового спирта, производимого из непищевого сырья - Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Согласно п. 6 действующего до сих пор приказа Министерства здравоохранения СССР от 02.06.1987 N 747 "Об утверждении "Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР" этиловый спирт подлежит предметно-количественному учету. Бухгалтерский учет лекарственных средств, в том числе и этилового спирта, в учреждениях здравоохранения осуществляется на субсчете 062 "Медикаменты и перевязочные средства" в соответствии с п. 73 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.1999 N 107н.
В организациях, использующих коммерческий план счетов бухгалтерского учета учет спирта ведется на счете 10 субсчет "Сырье и материалы".
Если в результате инвентаризации установлена недостача спирта в аптечной организации, то производится списание спирта по нормам естественной убыли, утвержденным приказом Минздрава России от 20.07.2001 N 284 "Об утверждении норм естественной убыли лекарственных средств и изделий медицинского назначения в аптечных организациях независимо от организационно-правовой формы и формы собственности". Для спирта эти нормы составляют: при изготовлении лекарственных средств, в том числе по гомеопатическим прописям - 1,9%, при отвешивании спирта в аптечную тару без дополнительных технологических операций - 0,65%.
В дебет субсчета 062 относится стоимость лекарственных средств, поступивших от поставщика (хозрасчетной аптеки, аптечного склада и др.) на основании счетов, актов и других документов по действующим розничным (прейскурантным) ценам, а при отсутствии утвержденных розничных цен - по расчетным розничным ценам с применением установленных наценок.
В кредит субсчета 062 записывается стоимость лекарственных средств, выданных в отделения (кабинеты) учреждения и одновременно списывается в расход (дебет субсчета 200 "Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие мероприятия", если лекарства оплачивались за счет бюджетных средств).
Для коммерческих организаций в дебет счета 10 субсчет "Сырье и материалы" относится стоимость лекарственных средств, поступивших от поставщиков, а в кредит счета 10 субсчет "Сырье и материалы" записывается стоимость лекарственных средств, переданных в подразделения. В налоговом учете и при кассовом методе, и при методе начислений такие расходы списываются только в момент передачи непосредственно для оказания услуг.
Аналитический учет спирта ведется на карточках в разрезе структурных подразделений организации.
При проверке использования спирта в бюджетных учреждениях здравоохранения следует проверить следующие документы:
- мемориальный ордер 13 (накопительная ведомость по расходу медикаментов);
- отчеты формы N 2-МЗ по списанию этилового спирта;
- книгу "Журнал-Главная" в части оборотов по счету 062 и 200;
- ведомость аналитического учета фактических расходов формы 309 в части формирования фактических расходов по списанному этиловому спирту.
При проверке использования спирта в коммерческих организациях здравоохранения проверяются следующие документы:
- оборотная ведомость по счету 10 субсчет "Сырье и материалы";
- Главная книга в части оборотов по счетам 10 и 20;
- декларация по обороту этилового спирта.
Пример 1
В учреждении здравоохранения - ГУЗ Больница N 15 проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности за период с 01.01.2003 по 01.08.2004. При проверке правомерности расходования материальных ценностей установлено следующее. Исходя из норм расхода этилового спирта на медицинские процедуры (в граммах), утвержденных приказом Минздрава России от 30.08.1991 N 245 "О нормативах потребления этилового спирта для учреждений здравоохранения, образования и социального обеспечения", в проверяемом учреждении здравоохранения - ГУЗ Больница N 15 списано спирта за июль 2004 г. согласно данным таблицы 1:
Таблица
Расходование спирта на медицинские процедуры
Наименование процедуры | Норма, грамм |
Кол-во па- циентов, человек |
Расход спирта, грамм |
Внутривенные инъекции и взятие крови из вены | 3,0 | 265 | 795 |
Внутримышечные и подкожные инъекции | 1,5 | 82 | 123 |
Взятие крови из пальца | 1,5 | 370 | 555 |
На проведение тонометрии | 1,5 | 150 | 225 |
Обработка ожогов | 40 | 58 | 2320 |
Всего |
Списание 4018 гр. спирта на счет 200 "Расходы по бюджету" произведено по отчету формы N 2-МЗ, установленному приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 N 747 "Об утверждении "Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР".
Форма N 2-МЗ
Согласована Утверждена
с Министерством финансов приказом Министерства
СССР 25 марта 1987 г. N 41-31 здравоохранения СССР
от 2 июня 1987 г. N 747
ГУЗ Больница N 15
----------------------------------
наименование учреждения
Утверждаю
Страхов П.И.
------------------
"30" июля 2004 г.
Отчет о движении лекарственных средств, подлежащих предметно -
количественному учету
за июль месяц 2004 г. ------------ ---
N п/п |
Наименование | Единица измере- ния |
Остаток на на- чало месяца |
Приход | Расход | Остаток на конец месяца |
Заполняется бухгалтерией учреждения |
|
Цена | Сумма | |||||||
1. | Этиловый спирт | л | 6,5 | - | 4,018 | 2,482 | 95,72 | 384,6 |
Медицинская сестра Иванова М.И.
------------------------- ---------------------
подпись расшифровка подписи
Приложено 5 (пять) требований
----------------------------
Отчет проверил Зав. отделением Зуйкова П.Д.
------------------ --------- ---------------------
должность подпись расшифровка подписи
При проверке фактического оказания услуг населению установлено, что внутривенные инъекции и взятие крови из вены, а также обработка ожогов в июле 2004 г. в проверяемом учреждении здравоохранения не производились в связи с отпуском медицинской сестры. Таким образом, на расходы по бюджету списаны фиктивные расходы на сумму 298 руб. 17 коп. (795 гр. + 2320 гр. = 3 115 гр. спирта по цене 95,72 руб./л. на общую сумму 298 руб. 17 коп.). В акте ревизии зафиксирован факт неправомерного расходования бюджетных средств на сумму 298 руб. 17 коп.
Таким образом, при проверке использования этилового спирта могут быть установлены случаи неправомерного расходования бюджетных средств.
Форма N 2-МЗ из примера применяется только при проверке правильности расходования спирта. Для целей планирования применяются Нормативы потребления этилового спирта для учреждений здравоохранения, образования и социального обеспечения, утвержденные Приложением N 1 к приказу Минздрава России от 30.08.1991 N 245. В частности, для больниц нормы составляют 400 гр. на 1 больного хирургического профиля и 170 гр. на 1 больного терапевтического профиля. Для амбулаторно-поликлинических учреждений - 50 гр. на 1 (одного) прикрепленного жителя.
Можно посоветовать руководителям небюджетных медицинских организаций периодически самим проводить поверки правильности расходования спирта с использованием Приложения N 2 к приказу Минздрава России N 245 и данных медицинской статистики, поскольку никаких более свежих приказов нет, а налоговые инспекции становятся все более грамотными, изучают нормативные документы, и могут так же, как и ревизоры в бюджетных учреждениях, проверить экономическую обоснованность расходов на спирт.
Т.В. Антипова,
к.э.н., контролер-ревизор,
советник госслужбы 2 класса
"Советник бухгалтера социальной сферы", N 10, октябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Советник бухгалтера социальной сферы"
для бюджетных учреждений и некоммерческих организаций
Зарегистрирован в Государственном комитете РФ по печати
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-11509 от 28.12.2001 г.
Учредитель: ООО "Издательство "Советник бухгалтера"
Отдел подписки и распространения: (495) 236-33-89, 258-00-27, 237-77-95
Отдел рекламы: (495) 277-28-66, 274-05-12
Почтовый адрес редакции: 115093, Москва, Люсиновская ул., 51.
E-mail: sb@ministry.ru, sb@sde.ru
Подписка на сайте: www.sovbuh.ru
Подписка на почте:
Роспечать - 81765
Пресса России - 14502