Рубрика "Силовые структуры"
О жилищной субсидии в 2004 году
Вот уже на протяжении ряда выпусков идет разъяснение в отношении применения федеральных законодательных, правительственных и ведомственных актов, регулирующих вопросы предоставления из федерального бюджета субсидий. В этом выпуске вниманию читателей предлагаются довольно краткие материалы о предоставлении федеральных жилищных субсидий, а также о вопросах, связанных с оплатой продукции подсобных хозяйств, содержанием федеральных бюджетных учреждений квартирно-эксплуатационной службы Министерства обороны Российской Федерации и о внебюджетных ссудах работникам федеральных бюджетных учреждений.
Предоставление из федерального бюджета субсидий, в том числе на оказание материальной поддержки, согласно положениям статей 6, 69 и 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, допускается в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами и федеральными законами, и на условиях долевого финансирования целевых расходов.
В соответствии с положениями п. 7 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в ред. на 20.07.2004) военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу и при наличии условий, предусмотренных данным Федеральным законом, по месту военной службы на территории Российской Федерации предоставляются субсидия в виде безвозмездной финансовой помощи на приобретение жилья.
При этом условия получения субсидий (компенсаций), предоставляемых гражданам в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг, строительства жилья или его покупки, согласно ст. 1 и 25 Федерального закона от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (в ред. на 06.05.2003), регулируются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3 Положения о порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 N 604 (в ред. на 14.10.2003), рассматриваемая субсидия предоставляется в безналичной форме, а ее размер исчисляется исходя из средней для каждого субъекта Российской Федерации рыночной стоимости приобретения жилья, определяемой в установленном порядке.
Распоряжением Правительства РФ от 11.10.2001 N 1337-р установлено, что размер безвозмездной финансовой помощи и иных жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета военнослужащим, устанавливается исходя из средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья (жилых помещений), определяемой ежеквартально Госстроем России.
Из этих норм следует, что предоставляемые жилищные субсидии являются лишь правом и способом оказания помощи гражданам в покупке (строительстве) жилья со стороны государства, не предусматривающих обязанности государства по полной оплате рыночной стоимости покупки (строительства) жилья. А поскольку государство предусмотрело такую возможность для военнослужащих, оно вправе устанавливать ее размер и способ расчета.
В связи с чем Госстрой России дал разъяснение от 13.08.2002 N СК-4590/20 Главному командованию внутренних войск МВД России о том, что вышеуказанное распоряжение Правительства РФ от 11.10.2001 N 1337-р, не подлежит применению при расчете размера субсидии и не должно приниматься во внимание органами федерального казначейства Минфина России, а с 1 января 2005 года - территориальными органами Казначейства России.
Об оплате продукции военных подсобных хозяйств
Оплата постановленной на плановое обеспечение личного состава Вооруженных Сил РФ, продукции произведенной подсобными хозяйствами федеральных бюджетных учреждений Минобороны России в 2003, 2004 году и впредь до утверждения проекта приказа Министра обороны РФ и Министерства юстиции РФ "Об утверждении Положения о подсобном хозяйстве федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении федеральных органов государственной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная или приравненная к ней служба, а также входящих в уголовно-исполнительную систему Российской Федерации" (далее - проект Приказа) и вступления его в силу осуществляется в порядке, установленном письмом Минфина России от 12.05.2003 N 03-01-01/12-141, направленном в адрес территориальных органов федерального казначейства. Данный порядок оплаты доведен Телеграммой Начальника Тыла Вооруженных Сил РФ - Заместителя Министра обороны РФ В.И. Исакова от 15.05.2003 N 163/ПХ/17 до военных округов (флотов), родов (видов) Вооруженных Сил РФ.
В настоящее время проект Приказа, подготовленный в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 24.05.2002 N КА-П4-07543 с учетом требований бюджетного законодательства Российской Федерации и согласованный Минфином России (письмо от 04.08.2003 N 13-5-3/2433), находится на утверждении в Министерстве обороны Российской Федерации.
По имеющейся информации принятие указанного приказа увязывается с принятием Федерального закона "О военных учреждениях", предусматривающего создание военного учреждения (воинской части) в виде юридического лица.
О предоставлении субсидий и финансовом обеспечении деятельности
федеральных бюджетных учреждений квартирно-эксплуатационной службы
Министерства обороны Российской Федерации
Согласно положениям статей 70, 161 и 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации, федеральные бюджетные учреждения, каковыми являются домоуправления, созданные в форме юридического лица, квартирно-эксплуатационные части (для находящихся на их балансе домоуправлений), воинские части (для находящихся на их балансе общежитий), не могут быть непосредственными получателями субсидий, в том числе на выплату заработной платы, коммунальных и иных собственных расходов, связанных с содержанием и осуществлением их деятельности, в том числе по ценам, регулируемым в соответствии со статьей 424 ГК РФ.
В соответствии с указанными положениями Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение данных федеральных бюджетных учреждений (в том числе домоуправлений, созданных в форме юридических лиц), при условии их включения Министерством обороны в Реестр получателей средств федерального бюджета, осуществляется в соответствии с утвержденными и доведенными в установленном порядке лимитами бюджетных обязательств и объемами финансирования расходов по соответствующим кодам экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации исходя из экономического содержания производимых расходов.
Необходимо отметить, что письмом Минфина России от 22.03.2004 N 3-12-15/9 было обращено внимание Министерства обороны РФ о необходимости обеспечения в установленном порядке отзыва лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов, ранее доведенных до федеральных бюджетных учреждений квартирно-эксплуатационной службы по экономическим кодам 130110 и 130130, и их перераспределения по соответствующим экономическим кодам, исходя из экономического содержания производимых расходов в соответствии со сметой доходов и расходов федеральных бюджетных учреждений квартирно-эксплуатационной службы.
Таким образом, оплата расходов федеральных бюджетных учреждений квартирно-эксплуатационной службы за счет средств федерального бюджета должна осуществляться в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом федеральным бюджетным учреждениям квартирно-эксплуатационной службы в органах федерального казначейства (с 1 января 2005 года в территориальных органах Казначейства России).
При этом, основанием для оплаты расходов являются соответствующие договора, заключенные непосредственно от имени федерального бюджетного учреждения, которому открыт лицевой счет получателя средств федерального бюджета в органе федерального казначейства и соответствующие документы, свидетельствующие о выполнении работ и предоставлении услуг.
В случае отсутствия у домоуправления, созданного в форме юридического лица, лицевого счета получателя средств федерального бюджета, оплата расходов по ранее принятым им обязательствам, может быть произведена другим федеральным бюджетным учреждением квартирно-эксплуатационной службы (в том числе квартирно-эксплуатационной частью, в ведении которого данное самостоятельное домоуправление находится), имеющим в органе федерального казначейства лицевой счет получателя средств федерального бюджета, с переоформлением договоров в установленном гражданским законодательством Российской Федерации порядке.
Необходимо также отметить, что источником финансового обеспечения расходов по содержанию общежитий, гостиниц и иных целей, являются средства общежитий, гостиниц и домоуправлений, находящихся в ведении Минобороны, полученные в соответствии с пунктом 9 Генерального разрешения Министерства обороны Российской Федерации.
О внебюджетных ссудах
работникам федеральных бюджетных учреждений
С точки зрения гражданского права, Гражданским кодексом Российской Федерации (п. 3 ст. 50), а также Федеральным законом "О некоммерческих организациях" (ст. 24) некоммерческим организациям, в том числе учреждениям дано право осуществлять предпринимательскую деятельность, но с условием (ограничением) ее осуществления лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям деятельность. Исходя из этой нормы средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности, являются источником финансирования расходов по основной деятельности бюджетных учреждений, а несоблюдение вышеуказанного условия будет являться нарушением гражданского законодательства Российской Федерации.
Вышеуказанная норма нашла свое развитие в нормах финансового права. В соответствии с основным актом бюджетного законодательства Российской Федерации - Бюджетным кодексом Российской Федерации (п.п. 1, 4 ст. 41, п. 2 ст. 42, п. 1 ст. 51, п. 3 ст. 161, п. 1 ст. 232) - доходы, полученные от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, отнесены к неналоговым доходам бюджетов, которые в полном объеме подлежат учету в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражению (закреплению) в доходах соответствующего бюджета.
Таким образом собственником средств, полученных через использование федеральной собственности, в том числе и через предоставление платных услуг с использованием этой собственности, является не конкретное бюджетное учреждение (оно лишь использует их по разрешению собственника), а создавший его собственник, реализуя это право собственности путем утверждения сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам этого бюджетного учреждения.
В отношении расходования внебюджетных средств, на уровне Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" (ст. 139) установлено, что внебюджетные средства расходуются в соответствии со сметами доходов и расходов по внебюджетным средствам (далее - внебюджетные сметы), утвержденными в порядке, определяемом главными распорядителями средств федерального бюджета.
В соответствии с предоставленными вышеуказанными нормами правами, в том числе правом по самостоятельному определению порядка утверждения внебюджетных смет, и в целях мобилизации, управляемости и эффективности этих средств, на уровне главного распорядителя средств федерального бюджета может быть сформирована единая централизованная внебюджетная смета в целом по отрасли, Например, созданная в Федеральном агентстве по государственным резервам, с последующим утверждением внебюджетных смет нижестоящих распорядителей в соответствии с этой единой внебюджетной сметой.
При этом обращается внимание, что нижестоящий распорядитель средств федерального бюджета утверждает внебюджетные сметы находящихся в его ведении бюджетных учреждений исключительно в пределах делегированных ему главным распорядителем средств федерального бюджета и в строгом соответствии с утвержденной ему единой внебюджетной сметой распорядителя средств федерального бюджета.
Дополнительным основанием для осуществления получателем средств федерального бюджета (клиент) операций с внебюджетными средствами, в соответствии с приказом Минфина России от 21.06.2001 N 46н и утвержденным им Порядком, является наличие собственного Разрешения, устанавливающего возможные для этого клиента источники образования внебюджетных средств и направления их использования, выданного и оформленного распорядителем средств федерального бюджета в непосредственном ведении которого данный клиент находится, в строгом соответствии с Разрешением этого распорядителя средств федерального бюджета и Генеральным разрешением, выданным Минфином России главному распорядителю средств федерального бюджета.
При этом ответственность за соблюдение вышеуказанных соответствий в отношении Разрешения и внебюджетной сметы соответствующего федерального бюджетного учреждения, несет его распорядитель средств федерального бюджета, непосредственно выдающий Разрешение и утверждающий внебюджетную смету этого федерального бюджетного учреждения.
В отношении письма Главного управления федерального казначейства Минфина России от 27.04.2002 N 3-12-15/16 обращаем внимание, что данное письмо, носящее разъяснительный характер, подготовлено только в адрес Управления федерального казначейства по Оренбургской области и по его запросу. Данное письмо разъясняет вопросы, связанные исключительно с отражением расходов по кодам бюджетной классификации Российской Федерации в случае выдачи и возврата в установленном порядке и разрешенных случаях ссуд работникам бюджетных учреждений за счет внебюджетных средств и не регламентирует вопросы выдачи ссуд, и в никоей мере не является разрешением на выдачу этих ссуд.
Р.В. Мадьяров,
заместитель начальника Отдела методического обеспечения
кассового исполнения федерального бюджета по расходам
Министерства финансов Российской Федерации
"Советник бухгалтера социальной сферы", N 12, декабрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Советник бухгалтера социальной сферы"
для бюджетных учреждений и некоммерческих организаций
Зарегистрирован в Государственном комитете РФ по печати
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-11509 от 28.12.2001 г.
Учредитель: ООО "Издательство "Советник бухгалтера"
Отдел подписки и распространения: (495) 236-33-89, 258-00-27, 237-77-95
Отдел рекламы: (495) 277-28-66, 274-05-12
Почтовый адрес редакции: 115093, Москва, Люсиновская ул., 51.
E-mail: sb@ministry.ru, sb@sde.ru
Подписка на сайте: www.sovbuh.ru
Подписка на почте:
Роспечать - 81765
Пресса России - 14502