Правовая природа представительства негосударственных пенсионных
фондов при заключении договоров об обязательном страховании
Допустимо ли заключение договоров об обязательном пенсионном страховании от имени негосударственных пенсионных фондов их представителями, действующими на основании доверенностей?
В соответствии с абз. 2 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" "обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения".
Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию согласно абз. 5 ст. 5 данного Закона наряду с Пенсионным фондом РФ могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом.
В соответствии со ст. 32 данного Закона застрахованное лицо вправе в порядке, установленном федеральным законом, отказаться от получения накопительной части трудовой пенсии из Пенсионного фонда РФ и передать свои накопления, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, в негосударственный пенсионный фонд начиная с 1 января 2004 г. Деятельность негосударственных пенсионных фондов в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с указанным Законом и договорами об обязательном пенсионном страховании отнесена ст. 2 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" к одному из трех исключительных видов деятельности фондов и включает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений, организацию инвестирования средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам.
Согласно абз. 3 ст. 3 названного Закона о негосударственных пенсионных фондах договор об обязательном пенсионном страховании - это соглашение между фондом и застрахованным лицом в пользу застрахованного лица или его правопреемников, в соответствии с которым фонд обязан при наступлении пенсионных оснований осуществлять назначение и выплату застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии или выплаты его правопреемникам. В соответствии с абз. 2 п. 4 и абз. 2 п. 5 ст. 36.4 названного Закона как для случая реализации застрахованным лицом права на отказ от формирования накопительной части трудовой пенсии через ПФ РФ и права на выбор негосударственного пенсионного фонда для формирования накопительной части трудовой пенсии, так и для случая реализации застрахованным лицом права на переход из одного фонда в другой, т.е. для всех случаев заключения фондами договора об обязательном пенсионном страховании, предусмотрена простая письменная форма этого договора.
На основании абз. 1 п. 1 ст. 160 Гражданского кодекса РФ сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами. Абзацем 3 п. 1 ст. 160 ГК РФ допускается установление законом, иным правовым актом (постановлением Правительства РФ - п. 6 ст. 3 ГК РФ), а также соглашением сторон дополнительных требований к форме сделки (совершение на бланке определенной формы, скрепление печатью), но не к кругу лиц, расписывающихся в ее совершении. При этом необходимо отметить, что постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. N 60*(1), изданным во исполнение п. 2 ст. 36.3 Закона о негосударственных пенсионных фондах, утвержден не бланк договора об обязательном пенсионном страховании, а его типовая форма - "типовой договор об обязательном пенсионном страховании". Ни данный Закон, ни постановление Правительства РФ N 60 не содержат никаких указаний о совершении договоров об обязательном пенсионном страховании на бланках.
При применении п. 2 ст. 36.3 Закона о негосударственных пенсионных фондах и постановления Правительства РФ N 60 следует иметь в виду то, что фонды заключают с застрахованными лицами конкретные, а не типовые договоры. Законодательство придает типовым договорам совершенно другое значение, нежели бланкам.
Типовые договоры не являются образцом для дословного воспроизведения, тем более что полная идентичность между типовым договором, утвержденным Правительством, и конкретным договором об обязательном пенсионном страховании физически невозможна как в силу самого названия этих договоров, так и в силу необходимости вносить конкретные фактические данные в те места, которые в типовом договоре не заполнены. Законодательство признает за утвержденными типовыми договорами роль эталона не по формальным признакам, а по содержанию условий, которым условия конкретных договоров должны соответствовать. В частности, институт типовых договоров, утверждаемых Правительством РФ, предусмотрен ст. 426 ГК РФ для публичных договоров. Хотя фонды в силу ст. 2 Закона о негосударственных пенсионных фондах не являются коммерческими организациями, тем не менее положения п. 4 и 5 ст. 426 ГК РФ о значении типовых договоров для публичных могут быть применены к договорам фондов об обязательном пенсионном страховании по аналогии (ст. 6 ГК РФ). Согласно указанным выше нормам п. 4 и 5 ст. 426 ГК РФ ничтожными являются именно условия публичного договора, которые не соответствуют требованиям типовых договоров, а не какие-либо иные содержательные элементы договора (указание на сторону договора, на местонахождение и т.п.). Вместе с тем имя (фамилия, имя, отчество) подписывающего договор от имени юридического лица гражданина, его правовое положение (исполнительный орган или представитель) и документ (устав, доверенность), на основании которого он действует, не являются условиями договора и представляют собой способ идентификации стороны - юридического лица.
Поэтому указание в разделе "Общие положения" типового договора, утвержденного постановлением Правительства РФ N 60, на должностное лицо, действующее на основании устава, является частным случаем заключения договора и вовсе не означает, что все договоры обязательного пенсионного страхования со стороны фонда должны заключаться исключительно его единоличным исполнительным органом. Каких-либо запретов или ограничений на заключение таких договоров иными уполномоченными должным образом со стороны фондов лицами данное постановление не содержит. Иное толкование постановления Правительства РФ N 60 противоречит ранее указанному п. 1 ст. 160 ГК РФ, а также п. 1 и 4 ст. 182 ГК РФ, которые как нормы закона обладают большей юридической силой, нежели акты Правительства.
В соответствии с п. 1 ст. 182 ГК РФ сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа либо органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.
Необходимо отметить, что п. 4 ст. 182 ГК РФ предусмотрено, что не допускается совершение через представителя сделки, которая по своему характеру может быть совершена только лично, а равно других сделок, указанных в законе. Однако договоры об обязательном пенсионном страховании к числу таких сделок не относятся.
Во-первых, договоры негосударственных пенсионных фондов не могут рассматриваться как имеющие для них личный характер, поскольку являются сделками юридического лица, от имени которого в любом случае выступает иное лицо: либо в силу закона или учредительных документов (законное и уставное представительство - п. 3 ст. 53 ГК РФ), либо на основании доверенности (представительство по доверенности - п. 1 ст. 182 ГК РФ).
Во-вторых, ни Закон "О негосударственных пенсионных фондах", ни другие законы не содержат положений, запрещающих заключение от имени фондов каких-либо договоров представителями, действующими на основании доверенности. При этом постановление Правительства РФ N 60 к числу законов не относится и указанных выше запретов на представительство по договорам об обязательном пенсионном страховании также не предусматривает.
Таким образом, договоры об обязательном пенсионном страховании от имени негосударственных пенсионных фондов могут быть заключены их представителями, действующими на основании доверенностей. При этом в таких договорах необходимо указывать фамилию, имя, отчество и место жительства представителя, а также реквизиты соответствующей доверенности, на основании которой он действует.
Имеют ли право негосударственные пенсионные фонды выдавать доверенности на заключение от их имени договоров об обязательном пенсионном страховании своим работникам, а также другим лицам, не состоящим с фондами в трудовых отношениях?
Доверенностью согласно п. 1 ст. 185 ГК РФ признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Общее право юридических лиц выдавать доверенности, совершать сделки и вступать в отношения с третьими лицами через своих представителей, действующих на основании доверенности, предусмотрено, помимо указанной выше нормы, п. 1 ст. 160, п. 1 ст. 182 и п. 5 ст. 185 ГК РФ. Каких-либо специальных изъятий из этого права для негосударственных пенсионных фондов, а также для договоров об обязательном пенсионном страховании ни ГК РФ, ни Закон о негосударственных пенсионных фондах, ни другие законы не содержат.
В соответствии с абз. 1 п. 5 ст. 185 ГК РФ доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати организации. По общему правилу п. 1 и 5 ст. 185 ГК РФ доверенность рассматривается как односторонняя сделка и может быть выдана юридическим лицом по своему усмотрению любому лицу, вне зависимости от его личности, возраста, правового положения и т.д., поскольку таких требований в законе не содержится.
Однако в различных законах предусмотрены случаи, когда даже при наличии доверенности то или иное лицо не может выступать в качестве представителя вообще либо в части определенных действий.
Так, в силу ст. 21, 26-30 ГК РФ не могут выступать представителями по доверенности граждане, не достигшие возраста полной дееспособности и не объявленные полностью дееспособными в результате эмансипации, а также граждане, признанные недееспособными или ограниченные в дееспособности. Это правило распространяется и на представительство негосударственных пенсионных фондов при заключении договоров об обязательном пенсионном страховании.
Пункт 3 ст. 182 ГК РФ устанавливает: "Представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично. Он не может также совершать такие сделки в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является, за исключением случаев коммерческого представительства". Данные ограничения также являются общими и применяются к представительству негосударственных пенсионных фондов при заключении договоров об обязательном пенсионном страховании.
Кроме того, ст. 59, 60 АПК РФ, ст. 51 ГПК РФ, ст. 36 Закона об исполнительном производстве, а также ст. 45 и 55 УПК РФ предусмотрены ограничения процессуального представительства, которые к представительству фондов при заключении договоров об обязательном пенсионном страховании отношения не имеют.
Что же касается наличия трудовых отношений, то закон вообще не связывает с этим обстоятельством возможность или невозможность выступать в качестве представителя юридического лица, в том числе негосударственного пенсионного фонда. Единственная норма ч. 5 ст. 59 АПК РФ, которая связывала возможность процессуального представительства юридического лица с наличием трудовых отношений с его представителем, постановлением Конституционного Суда РФ от 16 июля 2004 г. N 15-П признана не соответствующей Конституции РФ.
Таким образом, негосударственные пенсионные фонды вправе выдавать доверенности на заключение от их имени договоров об обязательном пенсионном страховании любым лицам. Закон не связывает возможность представительства негосударственного пенсионного фонда при заключении договоров об обязательном пенсионном страховании с наличием трудовых отношений между фондом и его представителем. Представителями негосударственных пенсионных фондов при заключении договоров об обязательном пенсионном страховании могут быть любые лица как состоящие, так и не состоящие с фондами в трудовых отношениях, за исключением: граждан, не достигших возраста полной дееспособности и не объявленных полностью дееспособными в результате эмансипации; граждан, признанных недееспособными или ограниченных в дееспособности; представителей при совершении сделок от имени фондов в отношении себя, а также в отношении других лиц, представителями которых они одновременно являются.
Г. Петрова
"Право и экономика", N 11, ноябрь 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) СЗ РФ. - 2004. - N 7. - Ст. 530.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовая природа представительства негосударственных пенсионных фондов при заключении договоров об обязательном страховании
Автор
Г. Петрова
"Право и экономика", 2004, N 11