Госпошлина. Что нового?
С нового года государственная пошлина становится налоговым платежом. Правила ее уплаты будут регулироваться новой главой Налогового кодекса. О том, что изменяется в порядке уплаты госпошлины, рассказывается в этой статье. 1 января 2005 г. согласно Федеральному закону от 02.11.2004 N 127-ФЗ часть вторая Налогового кодекса РФ пополнится главой 25.3 "Государственная пошлина", которая заменит собой действующий в настоящее время Закон РФ от 09.12.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине" (далее - Закон N 2005-1).
Государственная пошлина получила статус налогового сбора с принятием Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ, которым она была включена в перечень федеральных налогов, предусмотренных ст. 13 НК РФ*(1).
Теперь под государственной пошлиной понимается сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом РФ (за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ).
Для сравнения: прежним Законом государственная пошлина определялась как установленный законом обязательный и действующий на всей территории РФ платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо за выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.
Как видно из вышеприведенных определений, в юридической трактовке госпошлины мало что изменилось, за исключением придания ей налогового статуса.
Плательщиками госпошлины в соответствии со ст. 333.17 НК РФ признаются организации и физические лица, которые обращаются в государственные органы за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ, либо выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, если суд вынес решение не в их пользу и истец освобожден от уплаты госпошлины.
Действующий порядок уплаты и зачисления в бюджет государственной пошлины в целом главой 25.3 НК РФ также сохраняется.
Изменения прежде всего касаются ставок государственной пошлины. Если в старом законе они исчислялись в кратном отношении к минимальному размеру оплаты труда, то теперь ставки госпошлины установлены в твердой сумме.
Например, за нотариальное удостоверение доверенности на совершение сделок, требующих нотариальной формы, предусмотрена пошлина в размере 200 руб., при подаче заявления в арбитражный суд о признании нормативного акта недействующим организации нужно будет заплатить 2000 руб. и т.п.
Снижены размеры пошлины, связанные с выдачей свидетельства о праве на наследство по закону: детям (в том числе усыновленным), супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам наследодателя теперь придется платить не 1 или 2% как раньше, а 0, 3% стоимости наследуемого имущества, но не более 100 000 руб., а всем остальным наследникам - 0, 6% (но не более 1 000 000 руб.) вместо 2%.
Существенно уменьшился размер пошлины и за нотариальное удостоверение сделок на рынке ипотечного жилищного кредитования. Размер госпошлины за удостоверение договора ипотеки жилого помещения в обеспечение возврата кредита зафиксирован в размере 200 руб. За обязательное удостоверение договора об ипотеке иного недвижимого имущества - в размере 0,3% от стоимости залога, но не более 3000 руб. и т.п.
За государственную регистрацию транспортного средства с выдачей свидетельства нужно будет платить госпошлину в размере 100 руб., за регистрационный знак - 400 руб., за паспорт транспортного средства - 100 руб.
Что касается размера пошлины за государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, то она не изменилась, и составляет 2000 и 400 руб. соответственно.
С вступлением в силу главы 25.3 НК РФ отпала необходимость в Законе РСФСР от 12.12.1991 N 2023-1 "О налоге на операции с ценными бумагами" и Законе РФ от 02.04.1993 N 4737-1 "О сборе за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний".
С 1 января 2005 г. за государственную регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг, размещаемых путем подписки, будет взиматься пошлина в размере 0, 2% номинальной суммы выпуска, но не более 100 000 руб., за выпуск ценных бумаг, размещаемых иным способом, - 10 000 руб. А прежний сбор за право использования наименования "Россия" теперь также приобретает статус государственной пошлины.
Регистрационный сбор, уплачиваемый сейчас учредителями СМИ в размере, установленном правительством*(2), также заменяется государственной пошлиной.
При этом сохраняется принцип зависимости размера платы от вида СМИ и территории распространения его продукции. Размер сбора, так же как и в настоящее время, для средств массовой информации, специализирующихся на выпуске продукции рекламного характера, будет повышен в 5 раз, а для средств массовой информации эротического характера - в 10 раз.
Если сравнить нормы Закона N 2005-1 и Налогового кодекса РФ, то получится следующая картина.
Закон N 2005-1 предусматривал семь оснований взимания государственной пошлины (ст. 3):
с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ;
за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и консульских учреждений РФ;
за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния;
за государственную регистрацию юридических лиц, в том числе за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц;
за государственную регистрацию граждан в качестве индивидуальных предпринимателей и государственную регистрацию при прекращении гражданами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей в связи с принятием ими решения о прекращении данной деятельности;
за выдачу документов указанными судами, учреждениями и органами;
за рассмотрение и выдачу документов, связанных с приобретением гражданства РФ или выходом из гражданства РФ;
за совершение других юридически значимых действий, определяемых Законом.
Главой 25.3 НК РФ к этому перечню добавлены платежи:
при обращении к мировым судьям (статьи 333.18-333.19);
за совершение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти действий по официальной регистрации программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы (ст. 333.30);
за совершение действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора (статьи 333.31 - 333.32);
за государственную регистрацию выпуска ценных бумаг (ст. 333.34);
за государственную регистрацию средств массовой информации (ст. 333.34);
за право вывоза (временного вывоза) культурных ценностей (ст. 333.34);
за право использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе словосочетаний в наименованиях юридических лиц (ст. 333.34);
за получение ресурса нумерации (ст. 333.34).
В Налоговом кодексе РФ получил, наконец, определенность перечень "прочих юридически значимых действий".
Напомним, что в Законе N 2005-1 этот перечень носил открытый характер и, следовательно, мог пополняться с изданием как новых законов, так и подзаконных нормативных актов.
Теперь же - принятием главы 25.3 НК РФ - с исходя из смысла ст. 333.33 НК РФ перечень таких действий должен быть закрытым и может быть изменен лишь с внесением в установленном порядке изменений в Налоговый кодекс РФ.
Что касается других законов, содержащих нормы о государственной пошлине и действующих на момент вступления в силу главы 25.3 НК РФ, то в соответствии с п. 5 ст. 3 НК РФ они должны применяться в части, не противоречащей указанной главе Налогового кодекса РФ.
Данное положение касается и льгот по уплате госпошлины.
Таким льготам посвящены теперь статьи 333.35-333.40 НК РФ. Увеличение круга льгот связано в основном с возросшим числом объектов взимания государственной пошлины.
Несколько изменен и порядок возврата госпошлины. Срок, в течение которого можно вернуть излишне уплаченную пошлину, увеличен с одного года до трех лет.
С введением главы 23.5 НК РФ внесены изменения и в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1*(3) (далее - Основы законодательства о нотариате).
Теперь государственные и частные нотариусы при совершении нотариальных действий в равной степени должны руководствоваться ставками, утвержденными законом.
Разница заключается лишь в следующем. За совершение нотариальных действий, для которых законодательством РФ предусмотрена обязательная нотариальная форма, и частный, и государственный нотариусы будут взимать государственную пошлину, установленную Налоговым кодексом РФ.
А за совершение нотариальных действий, для которых обязательная нотариальная форма не предусмотрена, госпошлина будет взиматься в размере, указанном в Основах законодательства о нотариате.
Для последнего случая в Основы законодательства о нотариате введена ст. 22.1 "Размеры нотариального тарифа".
Статья 22.1. Размеры нотариального тарифа
1. Нотариальный тариф за совершение указанных в настоящей статье действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, взимается в следующих размерах:
1) за удостоверение договоров, предметом которых является отчуждение недвижимого имущества (земельных участков, жилых домов, квартир, дач, сооружений и иного недвижимого имущества): детям, в том числе усыновленным, супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам - 0,3 процента суммы договора, но не менее 300 рублей; другим лицам в зависимости от суммы договора:
до 1 000 000 рублей - 1 процент суммы договора, но не менее 300 рублей;
от 1 000 001 рубля до 10 000 000 рублей включительно - 10 000 рублей плюс 0,75 процента суммы договора, превышающей 1 000 000 рублей;
свыше 10 000 000 рублей - 77 500 рублей плюс 0,5 процента суммы договора, превышающей 10 000 000 рублей;
2) за удостоверение договоров дарения, за исключением договоров дарения недвижимого имущества:
детям, в том числе усыновленным, супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам - 0,3 процента суммы договора, но не менее 200 рублей;
другим лицам - 1 процент суммы договора, но не менее 300 рублей;
3) за удостоверение договоров финансовой аренды (лизинга) воздушных, речных и морских судов - 0,5 процента суммы договора;
4) за удостоверение прочих договоров, предмет которых подлежит оценке, - в зависимости от суммы договора:
до 1 000 000 рублей - 0,5 процента суммы договора, но не менее 300 рублей;
от 1 000 001 рубля до 10 000 000 рублей включительно - 5000 рублей плюс 0,3 процента суммы договора, превышающей 1 000 000 рублей;
свыше 10 000 000 рублей - 32 000 рублей плюс 0,15 процента суммы договора, превышающей 10 000 000 рублей;
5) за удостоверение сделок, предмет которых не подлежит оценке, - 500 рублей;
6) за удостоверение доверенностей, нотариальная форма которых не обязательна в соответствии с законодательством Российской Федерации, - 200 рублей;
7) за удостоверение факта достоверности протоколов органов управления организаций - 2000 рублей за первый день присутствия нотариуса на заседании соответствующего органа и 1000 рублей за каждый последующий день;
8) за принятие на депозит денежных сумм или ценных бумаг - 0,5 процента принятой денежной суммы или рыночной стоимости ценных бумаг, но не менее 20 рублей;
9) за свидетельствование верности копий документов, а также выписок из документов - 10 рублей за страницу копии документов или выписки из них;
10) за свидетельствование подлинности подписи:
на заявлениях и других документах (за исключением банковских карточек и заявлений о регистрации юридических лиц) - 100 рублей;
на банковских карточках и на заявлениях о регистрации юридического лица (с каждого лица, на каждом документе) - 200 рублей;
11) за выдачу свидетельства о праве собственности на долю в находящемся в общей собственности супругов имуществе, нажитом во время брака, в том числе за выдачу свидетельства о праве собственности в случае смерти одного из супругов, - 200 рублей;
12) за хранение документов - 20 рублей за каждый день хранения;
13) за совершение прочих нотариальных действий - 100 рублей.
2. За нотариальные действия, совершаемые вне помещений нотариальной конторы, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, нотариальный тариф взимается в размере, увеличенном в полтора раза.
Отметим, что Налоговый кодекс РФ содержит ряд норм, касающихся учета в целях налогообложения затрат на нотариальное оформление документов (подп. 16 п. 1 ст. 264; п. 39 ст. 270; подп. 14 п. 2 ст. 346.5; подп. 14 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Суть их сводится к тому, что при определении объекта налогообложения по налогу на прибыль (п. 1 ст. 263, подп. 16 п. 1 ст. 264; п. 39 ст. 270 НК РФ), единому сельскохозяйственному налогу (ст. 346.4; подп. 14 п. 2 ст. 346.5 НК РФ) и единому налогу при применении упрощенной системы налогообложения (часть вторая п. 1 ст. 346.14; подп. 14 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) расходы в виде платы государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление принимаются лишь в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке. Оплата услуг частного или государственного нотариуса за нотариальное оформление сверх установленных тарифов*(4) к учету в составе затрат не принимается*(5).
С вступлением в силу главы 25.3 НК РФ и внесением изменений в Основы законодательства о нотариате, т.е. с 1 января 2005 г., ситуация не изменится. К учету в целях налогообложения указанными налогами должны будут приниматься все расходы на оплату нотариальных услуг.
Итак, с 1 января 2005 г. будут взиматься лишь пошлины, установленные главой 25.3 Налогового кодекса РФ.
Исключение составляют сборы за выдачу лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, патентные пошлины, пошлины за получение правовой охраны и осуществление иных юридически значимых действий, связанных с товарными знаками, знаками обслуживания и наименованиями мест происхождения товаров, сборы по предоставлению правовой охраны селекционных достижений и таможенные сборы.
Эти сборы будут взиматься согласно нормам, содержащимся в соответствующих законах.
Л. Зуйкова,
АКДИ "Экономика и жизнь"
"Новая бухгалтерия", выпуск 12, декабрь 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробный комментарий к Федеральному закону от 29.07.2004 N 95-ФЗ читайте в журнале "Новая бухгалтерия" N 10 за 2004 г.
*(2) Постановление Правительства РФ от 05.04.1992 N 216 "О порядке взимания регистрационного сбора при регистрации средств массовой информации".
*(3) Пункт 2 ст. 8 Федерального закона от 02.11.2004 N 127-ФЗ.
*(4) В настоящее время в случаях когда нотариальное оформление не является обязательным, тариф определяется соглашением между частным нотариусом и его клиентами.
*(5) См. также Методические рекомендации по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденные Приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Новая бухгалтерия"
Учредитель ЗАО "ЭЖ МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N ФС77-43744 от 24.01.2011
Адрес редакции и издателя:
125319, Москва,
ул. Черняховского, д. 16