Имущественные комплексы и предприятия
В практике арбитражных судов возникает немало проблем, связанных с применением законодательства о недвижимости, особенно если дело касается предприятия. Для их устранения Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства разработал "Концепцию развития гражданского законодательства о недвижимом имуществе"*(1) (далее - Концепция).
В Концепции отмечается, что в гражданском законодательстве не зафиксированы четкие признаки предприятия как объекта гражданских правовых отношений, позволяющие отличить его от иных имущественных комплексов. Вместе с тем определение предприятию дается через категорию имущественного комплекса (п. 1 ст. 132 ГК РФ).
Можно сделать вывод, что имущественный комплекс является родовой, а предприятие видовой категорией в системе объектов гражданских правовых отношений.
Между тем смысл и содержание понятия имущественного комплекса в ГК РФ не раскрывается. Сложившаяся ситуация требует не только законодательного отражения сущностных признаков предприятия, но и оформления правового режима имущественного комплекса как особого рода недвижимого имущества и его законодательного закрепления в ГК РФ среди иных объектов недвижимости и гражданских прав.
Выявим отличия!
Имущественный комплекс имеет определенное сходство со сложной вещью: все элементы его состава объединены по критерию использования по единому целевому назначению. Однако его конструкция позволяет объединить в своем составе не только вещи, но и иные объекты гражданских правоотношений. В состав предприятия могут входить имущественные права (права требования), долги - объекты обязательственных правоотношений, а также товарные знаки, знаки обслуживания - объекты исключительных прав. Сложная вещь всегда остается совокупностью только вещей.
Характер связи и взаимодействия элементов в составе имущественного комплекса как единого самостоятельного объекта гражданских правоотношений богаче и шире, чем простое соотношение главной вещи и принадлежности. Все элементы объединены в систему, в которой невозможно выделить центральный и наиболее значимый. Сохраняя свой самостоятельный характер, они составляют единое целое (интегративная целостность), обеспечиваемое целью, ради которой происходит комплексное объединение.
В случае с предприятием такой целью является реализация предпринимательской деятельности. При этом совокупность имущества, образующего состав предприятия, должна быть необходима и достаточна для того, чтобы была потенциальная и реальная возможность для осуществления на ее базе предпринимательской деятельности (основной признак предприятия). Для признания предприятия объектом гражданских правоотношений не имеет значения, используется ли оно фактически в предпринимательской деятельности в определенный момент времени или нет (например, в момент совершения сделки). Главное, чтобы совокупность имущества, образующего его состав, удовлетворяла вышеизложенным требованиям. Данный вывод основан на анализе содержания п. 2 ст. 132 ГК РФ.
Исходя из вышеизложенного любой имущественный комплекс, который в принципе потенциально и реально можно использовать в предпринимательской деятельности, следует признавать предприятием. В связи с этим можно предложить уточнение обозначенной формулировки п. 1 ст. 132 ГК РФ: "Предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, предназначенный для осуществления предпринимательской деятельности".
Предприятие на ходу
Положения Концепции основываются на ином принципе, согласно которому под предприятием следует понимать лишь действующий имущественный комплекс ("предприятие на ходу"). Отсюда вытекает, что предприятием, а соответственно и объектом гражданских правоотношений нельзя будет признать объект, совокупность имущества которого потенциально и реально предназначена для осуществления предпринимательской деятельности, ранее эксплуатируемый, но функционирование которого приостановлено в силу каких-либо экономических причин.
Такое обремененное долгами предприятие невозможно ввести в гражданский оборот по всем специальным правилам, его регулирующим. В итоге можно продать имущество, составляющее актив предприятия, без долговых обременений и без применения специальных правил договора купли-продажи предприятия, касающихся защиты прав кредиторов. Собственно, чтобы исключить применение специальных правил совершения сделок с предприятием, достаточно будет на некоторое время прекратить эксплуатацию имущественного комплекса.
Позиция, изложенная в Концепции, была воспринята в одном из судебных решений. Кассационная инстанция признала правильными выводы судов нижестоящих инстанций о том, что проданный имущественный комплекс не подпадал под понятие предприятия в смысле ст. 132 ГК РФ, так как "завод длительное время не функционировал как объект прав, а представлял собой имущественный комплекс, не используемый для осуществления предпринимательской деятельности". Из материалов дела следует, что предприятие состояло из 5 зданий, 12 сооружений и 30 единиц технологического оборудования с законченным циклом производства готовой продукции*(2). Это свидетельствует о том, что перечисленные объекты образуют предприятие, способное к потенциальному использованию в предпринимательской деятельности.
В Концепции отмечается, что обязательным признаком предприятия является наличие в его составе прав и обязанностей, что связано с фактической деятельностью предприятия. Однако их наличие возможно и у вновь сформированного имущественного комплекса, не вовлеченного в предпринимательскую деятельность. Это могут быть заемные и кредитные обязательства, права и обязанности из договоров поставки сырья и материалов и т.д.
Даже их отсутствие не должно принципиально влиять на квалификацию "лежачего" предприятия как имущественного комплекса, если таковой отвечает основному признаку предприятия. Как только предприятие начнет функционировать, права требования и долги из предпринимательской деятельности непременно возникнут и будут относиться к составу предприятия, так как они являются факультативными признаками последнего.
Позиция не противоречит тому, что при совершении любых сделок с предприятием всегда необходимо исследовать объект обязательства на предмет наличия прав требований и долгов, возникающих из осуществления предпринимательской деятельности. Такие обязательства непременно должны входить в состав предприятия вместе с активом имущества, даже если они не были указаны в передаточном акте сторонами сделки.
В Концепции предлагается вывести предприятие из категории недвижимого имущества и заменить процедуру государственной регистрации прав на предприятие, возникновения, изменения, прекращения, ограничения и обременения этих прав введением обязательной публикации сведений о сделках с предприятием. Если использовать указанный подход, то механизм совершения сделок с предприятием потеряет основные "преимущества" государственной регистрации, а именно - признание государством зарегистрированных прав и сделок, при котором государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Государственная регистрация обеспечивает публичную достоверность и официально подтверждает акт инвентаризации, бухгалтерский баланс, заключение аудитора о составе и стоимости предприятия, перечень прав и обязательств, относящихся к составу предприятия, а также уведомление кредиторов о совершении сделки. Неясно, чьей силой и властью будут защищены опубликованные сведения и кто будет отвечать за их достоверность в случае отмены процедуры государственной регистрации.
В то же время существующий механизм данной процедуры требует усовершенствования. К примеру, обязательно нужна государственная регистрация традиционных объектов недвижимости в составе предприятия. Документальная же фиксация иных объектов гражданских прав актуальна лишь в момент совершения сделки исключительно в целях определения состава предприятия.
Несомненна также необходимость законодательного закрепления категории имущественного комплекса в разделе ГК РФ об объектах гражданских прав и разработка общей модели регулирования гражданских правоотношений, объектом которых являются разнообразные имущественные комплексы.
Сочетание различных объектов гражданских прав, образующих имущественный комплекс, и разнообразие режимов их правового регулирования обуславливают специфику правового режима самого имущественного комплекса, подчеркивая его особое положение в системе объектов гражданских правоотношений.
В Концепции предлагается вывести предприятие из категории недвижимого имущества и заменить процедуру государственной регистрации прав на предприятие, возникновения, изменения, прекращения, ограничения и обременения этих прав введением обязательной публикации сведений о сделках с предприятием.
В. Жариков,
магистр частного права, советник-консультант
финансово-экономического управления Тульской областной Думы
"эж-ЮРИСТ", N 46, ноябрь 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Материалы конференции "Совершенствование законодательства, регулирующего оборот недвижимого имущества". Концепция развития гражданского законодательства о недвижимом имуществе. Исследовательский центр частного права - ГУ при Президенте РФ, 2003.
*(2) Постановление ФАС ЗСО от 23.05.2001 N ФО4/1416-261/АО3-2001.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru