Торги и конкурс
Вряд ли большим преувеличением будет отнесение торгов к наиболее сложным гражданско-правовым институтам. Лаконичность их законодательного регулирования явилась обманчивой простотой - применение на практике этой конструкции неизменно вызывает затруднения даже у самых искушенных правоприменителей. Если же учесть нормы специальных законов, регулирующих отдельные виды торгов, число возникающих вопросов неумолимо возрастает. Наиболее актуальные вопросы комментирует д.ю.н., профессор, член Совета по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства при Президенте РФ Михаил Исаакович Брагинский.
Торги (публичные торги) представляют собой один из способов заключения договоров, который тесно связан с основными законами свободного рынка, выражая их наиболее последовательно. Суть торгов (публичных торгов) состоит в том, чтобы обеспечить по возможности больший набор отозвавшихся на извещение и выбрать среди сделанных предложений лучшее.
Публичные торги были известны еще в Древнем Риме. Ими охватывался уже тогда весьма широкий круг отношений, притом иногда с элементами публичного характера: примером могли служить торги по сдаче в аренду городских земель. Для успешного достижения своей цели торги должны были непременно обладать двумя признаками: публичностью (подразумеваем под ней обращение к публике) и состязательностью, которая и давала возможность объявить победителя.
Появившийся значительно позже конкурс родился из обстоятельств, совсем не связанных с торгами. То были обязательства в сфере бытовых отношений: нашедшему чужую вещь и возвратившему ее собственнику должно было быть выплачено обещанное вознаграждение. Много лет спустя конкурс вместе с аукционом были признаны двумя формами торгов, что означало, что родовые признаки торгов - публичность и состязательность - должны были быть присущими в равной мере и конкурсу, и аукциону.
Отсутствие в послевоенный период, свободы рынка существенно ограничивало проведение обеих форм торгов. Сфера применения конкурса оказалась узкой, специфичной. Как правило, речь в подобных случаях шла о конкурсах в сфере науки, литературы, искусства. Все сводилось к тому, что путем конкурса определялись лучшие писатели, поэты, художники, акты и т. п. Отражая это, впервые появившиеся в Гражданском кодексе РСФСР 1964 г. нормы, выделенные в особую главу "Конкурс", ограничились указанием на то, что "публичное обещание государственной, кооперативной или общественной организацией специального вознаграждения (премии) за лучшее выполнение определенной работы (объявление конкурса) обязывает эту организацию уплатить обещанное вознаграждение лицу, работа которого признана достойной вознаграждения в соответствии с условиями конкурса" (ст. 439 ГК 1964 г.).
Экономическая сторона конкурса стала сильно проявлять себя, главным образом в последние годы действия данного Кодекса. Связано это было прежде всего с началом проведения приватизации и иных связанных с нею реформ, означавших и перестройку экономики. Такого рода перестройка все более отражалась в законодательных новеллах. В качестве примера можно сослаться на Закон "О приватизации государственных или муниципальных предприятий в РСФСР" (Ведомости РСФСР, 1991, N 27, ст. 927), а также Указ Президента РФ от 24.12.93 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" (СЗ РФ, 1994, N 1, ст. 2). В обоих актах речь шла об использовании для продажи государственного и муниципального имущества именно конкурсов, а наряду с ними и аукционов.
Указанные новеллы коснулись норм как первой, так и второй частей действующего Кодекса. Особое значение приобрели появившиеся в его первой части статьи - ст. 447 ("Заключение договора на торгах"), ст. 448 ("Организация и порядок проведения торгов"), а также ст. 449 ГК ("Последствия нарушения правил проведения торгов"). В основном нормы, содержащиеся в этих статьях, все же адресованы торгам как таковым, и по этой причине в равной мере распространяются и на аукционы, и на конкурсы. Вместе с тем определенные нормы создают специальные режимы в отдельности как для аукционов, так и для конкурсов.
В этой связи большое значение приобретает проведение разграничения указанных форм торгов: оно определяется тем, какой признак должен считаться решающим для признания участника выигравшим торги. Ответ на данный вопрос содержится в п. 4 ст. 447 и выражается в том, что при аукционе выигравший - тот, кто по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором конкурса, предложил лучшие условия. Приведенное в Кодексе указание позволяет усмотреть различие главным образом в том, что при аукционе условиями являются только цены, а в конкурсе - цены наравне с другими условиями.
В подтверждение значимости данного разграничения можно обратиться к ст. 18 и ст. 20 Закона "О приватизации государственного муниципального имущества". В первой из них предусмотрено, что на аукционе продается имущество, если его покупатели не должны выполнять какие-либо условия в отношении такого имущества. При этом право его приобретения принадлежит покупателю, который предложил в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество. Во второй статье содержится такое же прямое указание, в силу которого "на конкурсе могут продаваться предприятия как имущественный комплекс или акции созданного при приватизации открытого акционерного общества, которые составляют более чем 50 процентов уставного капитала указанного общества, если в отношении указанного имущества его покупателю необходимо выполнить определенные условия".
В ст. 448 ГК РФ в качестве разновидности торгов выделены два их вида, отличающихся своими целями. Наиболее распространены конкурсы (торги), направленные на заключение договора. Именно заключение договора с победителем конкурса признается завершением конкурса. Конкурсы второго вида считаются завершенными с момента признания за победителем права на заключение договора. Уклонение сторон от реализации такого права влечет за собой применение предусмотренных конкурсом неблагоприятных для них последствий.
Действующий ГК РФ в своей второй части содержит главу 57 ("Публичный конкурс"), которая представляет собой третий, не охваченный понятием "торги" вид конкурсов, в дополнение к тем двум, о которых идет речь в ст. 477-490 ГК. Публичный конкурс весьма близок к тому, который был предусмотрен главой 28 ГК 1964 г. ("Конкурс"). В ст. 1057 действующего Кодекса публичный конкурс определяется как публичное объявление лицом о выплате им денежного вознаграждения или выдачи иной награды за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов. Обусловленная награда выдается тому, кто по результатам конкурса признан его победителем. И все же главным, конститутивным, признаком "публичного конкурса" является его особое назначение: публичный конкурс должен быть непременно направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей" (п. 2 ст. 1057 ГК РФ).
На практике получает все большее значение четвертый, на этот раз не "поименованный", вид конкурса. Конкурс в этом случае призван наделить победителя определенными дополнительными правами, которые можно считать входящими в состав гражданской правоспособности. Например, Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия в соответствии с постановлением РФ провела конкурс на получение права на наземное эфирное телерадиовещание с использованием радиоканала. Победителем был признан участник, представивший по совокупности лучшую концепцию вещания и ее технико-экономическое обоснование. В качестве примера можно привести и Закон "О недрах", предусматривающий в качестве одного из оснований права пользования участками недр результаты конкурса или аукциона для целей разведки и добычи полезных ископаемых на участках недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа РФ. На основании конкурса выдается лицензия на право пользования соответствующим участком недр.
Обращение к конкурсу в подобных случаях становится необходимым именно в связи с недостаточной возможностью осуществления в установленном для нее режиме лицензируемой деятельности.
Учитывая значение такого рода конкурсов, включение в будущем статей, посвященных этому виду конкурсов, могло бы с полным основанием признаваться восполнением реально существующего пробела.
М.И. Брагинский,
д.ю.н., профессор, член Совета по кодификации
и совершенствованию гражданского законодательства при Президенте РФ
"эж-ЮРИСТ", N 49, декабрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru