Реализация МСФО в автоматизированных банковских системах
В декабре 2004 г. большинство банков уже представили в Банк России отчетность по международным стандартам. В качестве основного способа формирования отчетности был принят метод трансформации, что было подтверждено на конференции "Переход банковского сектора на подготовку финансовой отчетности по МСФО - путь к повышению конкурентоспособности российских банков", организованной Центральным банком Российской Федерации 22 ноября 2004 г.
В настоящей статье рассматриваются основные требования к системе подготовки МСФО-отчетности, а также проанализируем возможность использования существующих сегодня программных решений с учетом масштабов деятельности кредитного учреждения.
Метод трансформации по сравнению с параллельным учетом считается менее трудоемким, однако для его выполнения все же требуется приложить определенные усилия. В частности, необходимо решить следующие задачи:
определить статьи учета по МСФО таким образом, чтобы они в полном объеме отражали информацию по всем операциям, которые выполняются в банке (в отличие от российского план счетов по МСФО жестко не регламентирован и носит индивидуальный характер в зависимости от деятельности конкретного банка);
реклассифицировать счета российского баланса. В принципе, методические рекомендации по реклассификации (трансформации) существуют (Методические рекомендации Банка России "О порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности" от 25.12.03 г. N 181-Т), но в любом банке всегда есть свои нюансы, которые необходимо анализировать и отражать в трансформационной модели;
рассчитать корректировки. К сожалению, только для весьма незначительной доли корректировок алгоритм расчета можно формализовать и определить однозначно - для получения большой их части приходится либо вести параллельный учет, либо опираться на экспертное мнение;
оформить и выпустить отчетность - если предыдущие задачи были решены успешно, то данная процедура фактически будет носить сугубо оформительский характер.
Для решения указанного набора задач даже небольшому банку, выполняющему стандартные операции, потребуются не один, а целая команда профессионалов - специалистов по международным стандартам учета. Тем не менее в российских условиях далеко не каждое кредитное учреждение может похвастаться наличием такой команды. В лучшем случае в его штате есть один или два-три сотрудника, прослушавших серию семинаров по МСФО. Таким банкам целесообразно либо поручать трансформацию отчетности профессиональным аудиторам и каждый раз оплачивать их услуги по подготовке отчетности, либо приобрести программное средство, обеспечивающее автоматизацию этого процесса, которое позволит минимизировать затраты банка на решение задачи по выпуску отчетности согласно международным правилам учета. Абсолютно ясно, что сумма единовременных инвестиций на приобретение и внедрение системы автоматизации подготовки отчетности по МСФО будет меньше, чем та, что пойдет на периодическую оплату работы аудиторов.
Чтобы специализированное средство автоматизации действительно помогло оптимизировать затраты банка на реализацию отчетности по международным стандартам, оно должно предусматривать:
аккумуляцию данных о состоянии лицевых счетов банка (в том числе и аналитических), а также о его клиентах, контрагентах, первичных документах и других объектах учета либо иметь доступ к соответствующей информации;
универсальный трансформатор, позволяющий перевести счета бухгалтерского баланса в статьи учета по МСФО, а также инструментарий для описания алгоритмов трансформации, чтобы пользователь системы, будь то бухгалтер или специалист отдела автоматизации, имел возможность самостоятельно настраивать алгоритмы трансформации на уровне интерфейса системы;
регистры корректировок, интерфейс для ручного их ввода, а также интерфейс, посредством которого пользователи описывают алгоритмы автоматического расчета корректировок;
отражение в автоматизированной банковской системе (АБС) параметров учетной политики банка по международным стандартам (эта информация используется при выпуске Примечания к отчетности по МСФО);
механизм для консолидации отчетности по МСФО (для кредитных учреждений, имеющих филиальную сеть).
Решения, основанные на технологии хранилищ данных
Большая часть существующих сегодня на рынке автоматизированных банковских систем решений по МСФО построена на основе технологии хранилищ данных (Data Warehouse, DWH), поскольку именно она считается наиболее оптимальной для консолидации разрозненных данных и их последующей обработки.
Программные средства, построенные по DWH-технологии, с полным правом можно назвать АБС-независимыми, так как у них, как правило, всегда есть универсальный интерфейс, позволяющий импортировать учетные данные как из системы, так и из любого другого информационного приложения, с помощью которого в банке реализуется аналитический учет. Такие решения ориентированы в первую очередь на крупные и средние кредитные учреждения, которые динамично развиваются, имеют разветвленную филиальную сеть. Для них необходимость в выпуске отчетности по МСФО объясняется не столько требованием Банка России, сколько желанием:
повысить эффективность своего управления (за счет выявления с помощью составленной по международным стандартам отчетности, где экономическая сущность превалирует над формой, узких мест в оценке капитала, активов, ликвидности и т.п.);
привлечь дополнительные инвестиции и выйти на международный уровень, чему способствует представление прозрачной для международных инвесторов отчетности;
построить управленческий учет на основе принципов МСФО.
Если кредитное учреждение ставит перед собой названные цели, то программное решение на базе хранилища данных позволит достичь их оптимальным образом. Более того, помимо выпуска отчетности по МСФО хранилище данных можно использовать в качестве основы для построения других аналитических систем, в том числе бюджетирования, анализа взаимоотношений с клиентами банка, управления рисками и т.д.
Софтверные компании, лидирующие на отечественном рынке АБС, как правило, имеют в линейках своих продуктов системы, реализованные по технологии DWH, в рамках которых есть настроенные интерфейсы и к ядру собственных АБС, и к аналитическим бэк-офисам, обеспечивающим автоматизацию розничного бизнеса, процесса кредитования, работы с ценными бумагами и других областей банковской деятельности.
Среди продуктов компании R-Style Softlab таким решением является информационно-аналитическая система RS-DataHouse, которая максимально соответствует всем указанным выше требованиям. Она базируется на платформе Oracle и в качестве OLAP-компоненты использует Oracle Discoverer. Вместе с тем для относительно небольших банков, которые на данном этапе своего развития считают целью выпуска отчетов по МСФО только предоставление их в Банк России и в ближайшее время не предполагают как-либо еще использовать эту информацию (например, для внутренних целей), решение на базе RS-DataHouse может оказаться неоптимальным - ввиду его ориентированности на более широкий спектр задач. Что же делать таким банкам?
Самостоятельные решения
На первый взгляд может показаться, что для выпуска отчетности по МСФО в срок вполне достаточно функциональных возможностей офисных приложений, таких, как MS Excel или MS Access, тем более что многие аудиторские компании используют в своей работе именно их. Но соответствуют ли эти инструменты, а также специализированные модули, разработанные банком самостоятельно с применением в том числе подобных приложений требованиям, изложенным выше?
С регистрацией статей учета по МСФО и регистром корректировок средствами MS Excel, допустим, еще можно справиться, а вот организовать импорт данных из той же АБС или других приложений, с помощью которых рассчитывается зарплата, ведется аналитический учет основных средств или кредитных договоров, - задача весьма непростая, кроме того, она еще более осложняется, если у банка есть хотя бы один филиал.
Однако даже если удастся собственными силами организовать выгрузку учетных данных в электронные таблицы, потребуется еще и разработать трансформатор, а это тоже не так уж легко. По оценкам аналитиков Департамента банковского ПО "RS-Bank/Pervasive" компании R-Style Softlab, для создания универсального решения требуется около 6 человеко/месяцев (в зависимости от глубины аналитической проработки). Причем необходимо не только запрограммировать однозначно определенные алгоритмы реклассификации, но и обеспечить пользователю удобный интерфейс для верификации полученных результатов и управления процессом расчетов. В MS Excel такого интерфейса нет, в "самописных" решениях его реализация также маловероятна, поскольку работа над ним приводит к кратному увеличению затрат на создание самого приложения.
Таким образом, созданный силами банковских ИТ-специалистов трансформатор независимо от того, разработан ли он на базе офисных приложений или является самостоятельным независимым решением, даже при условии его корректной работы становится для пользователей (специалистов бухгалтерии) неким "черным ящиком". При отсутствии у него дружественного интерфейса они не смогут не только внести никаких изменений в алгоритмы расчета, но и даже просто получить расшифровку, объясняющую, как именно рассчитываются значения статей учета по МСФО. Подобные решения, разумеется, имеют право на существование, но только в условиях переходного периода, для разового выпуска МСФО-отчетности. Они ни в коей мере не претендуют на то, чтобы развиваться вместе с банком по мере внедрения в российской банковской системе стандартов международной финансовой отчетности.
Оптимальное решение - золотая середина
Компания R-Style Softlab в рамках линейки программных продуктов для сегмента небольших и средних банков разработала профессиональное решение, соответствующее требованиям к информационной системе для подготовки МСФО-отчетности, которое позволит банку с минимальными затратами выпустить новую отчетность для своевременного представления в Банк России. Речь идет о новом модуле "Отчеты по МСФО" в составе системы RS-Bank v. 5.0. Данная подсистема построена на трех основных принципах:
гибкость. Возможность тонкой настройки предусмотрена практически для всех объектов, используемых системой (список статей учета по международным стандартам, выходные отчетные формы, алгоритмы для трансформации и расчета корректировок, отчетные периоды и т.д.). Именно благодаря этому свойству данный модуль имеет то, чего лишены практически все "самописные" решения - интерфейс, позволяющий управлять процессом подготовки отчетности.
прозрачность. Оценить показатели отчета можно лишь по завершении процесса настройки и выпуска отчетной формы. Однако нередки ситуации, когда требуется произвести контроль и выверку данных уже на этапе выполнения настройки. Для этого в подсистеме реализована возможность выполнения расчета и корректировки отдельных статей отчета;
дополняемость. Основной массив информации, необходимой для подготовки отчетности, сосредоточен в АБС RS-Bank. Однако для того, чтобы осуществить корректировку статей и привести их в соответствие с международными стандартами, как правило, требуется получить дополнительные данные из бэк-офисов или других приложений, где ведется аналитический учет, а для создания отчетности по многофилиальному банку нужно получить сводную отчетность. Чтобы всю эту информацию сосредоточить в одном месте, в "Отчетах по МСФО" был предусмотрен универсальный механизм обмена данными в определенном формате.
Модуль "Отчеты по МСФО" максимально удовлетворяет всем требованиям к инструменту подобного класса, которые мы сформулировали на основе анализа процесса трансформации, в том числе:
позволяет аккумулировать необходимые для формирования отчетности данные или организовывать доступ к ним;
имеет настраиваемый трансформатор учетных статей по РПБУ в статьи учета по МСФО;
предусматривает регистр корректировок и возможность настройки алгоритмов их расчета, а также ручной ввод значений этих корректировок на основе экспертного мнения;
имеет удобный интерфейс для отражения учетной политики банка;
обеспечивает консолидацию отчетности для многофилиальных банков.
В основу процесса получения международной финансовой отчетности, реализованного в подсистеме "Отчеты по МСФО" АБС RS-Bank v. 5.0, легла технологическая цепочка метода трансформации, описанная в Методических рекомендациях N 181-T.
Для небольших и средних по объему отечественных кредитных учреждений, выбравших в качестве систем автоматизации продукты линейки RS-Bank/Pervasive, новое приложение "Отчеты по МСФО" будет, на наш взгляд, наиболее оптимальным решением, поскольку:
во-первых, оно реализовано в рамках АБС RS-Bank v. 5.0 и будет активно развиваться. В подсистеме, так же как и в самой АБС, предусмотрена поддержка законодательства, что является важным обстоятельством при переходе всей банковской системы на учет по международным стандартам;
во-вторых, новый модуль ориентирован не только на результат (т.е. выпуск четырех обязательных отчетов и Примечания к ним), но и на процесс создания отчетности как таковой, что проявляется в наличии функциональных возможностей для контроля за формированием отчетности (с точностью до отдельной статьи учета и каждой корректировки);
в-третьих, встроенный механизм обмена информацией, который имеется в модуле, позволяет решать проблему импорта и экспорта данных в определенном формате из аналитических бэк-офисов и других информационных систем. Таким образом, становится возможной его интеграция с любой информационной системой, функционирующей в кредитном учреждении.
О. Гроздова,
Компания R-Style Softlab
"Финансовая газета", N 1, январь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71