Реклама: смена караула ровно в полночь
С 1 января эстафета рекламы перешла к ЕНВД. Платить этот налог должны компании, распространяющие и размещающие наружную рекламу. Ознакомиться с премудростями этих нововведений поможет наша статья.
Приятное событие для фирм в наступившем году - налог на рекламу отменен. Распрощаться с одним из самых непонятных налогов рад каждый бухгалтер. Однако эту радость омрачило другое известие. Рекламный налог покинул нас не совсем. Он просто из самостоятельного налога перекочевал в ЕНВД (гл. 26.3 НК РФ). Как это ни парадоксально, но законодатели почему-то дважды спотыкаются на одном и том же месте. В виды деятельности, облагаемые "вмененным" налогом, они рекламу включили, но толком объяснить, с какой-такой рекламы нужно платить в бюджет, не удосужились.
Что именно нужно понимать под "наружной рекламой"? Надо ли платить "вмененный" налог фирмам, занимающимся саморекламой? Должны ли переходить на "вмененку" компании, передающие рекламные площади в аренду? Ждать поправок в кодекс бессмысленно. Пробелы законодательства решили восполнить главные методологи и контролеры страны. Выслушаем их разъяснения.
Рекламируемся сами - ЕНВД не с нами
Сначала затронем тех, которые рекламируют именно свою продукцию. Вздохните с облегчением - вам переходить на ЕНВД не придется. Такой ответ дали специалисты Федеральной налоговой службы России в письме от 10 ноября 2004 г. N 22-0-10/1760.
В подтверждение этих слов они построили совершенно справедливую цепочку рассуждений. Как известно, объектом "вмененки" является вид предпринимательской деятельности. То есть вид деятельности, направленной на получение прибыли (ст. 2 ГК РФ). Если предприятие само размещает свою рекламу, от этого вида деятельности (размещение рекламы), оно только тратит. Никаких доходов (в рамках деятельности по размещению рекламы) предприятие не получает. Противоположная ситуация с рекламными агентствами. Они извлекают прибыль от оказания клиентам услуг по размещению их рекламы. Именно они и являются плательщиками ЕНВД.
Важно понять, с чем рекламу связать
В этом же письме инспекторы разрешили и другой вопрос. Коммерсанты сомневались, нужно ли переходить на "вмененку" тем, кто размещает рекламу на переносных рекламных конструкциях (лотках, зонтиках, киосках, шарах). ФНС ответило: "Не нужно". Ранее аналогичный ответ дал и Минфин России (письмо от 29 октября 2004 г. N 03-06-05-02/13).
Контролеры пояснили так. Налоговый кодекс говорит о "стационарных технических средствах наружной рекламы". Они, во-первых, должны быть "непосредственно связаны с землей, зданиями... (то есть объектами недвижимого имущества)". А во-вторых, они "не предназначены для перемещения в период действия срока, установленного для их размещения на соответствующих рекламных местах". Значит, фирма, которая размещает рекламу на передвижных технических средствах, под действие ЕНВД не подпадает.
Нет своего - заплати с чужого
Другой актуальный вопрос связан с арендой рекламного места. Нужно ли платить единый налог, если фирма размещает чью-то рекламу на арендованном стационарном щите? Этот вопрос вскользь затронула налоговая служба в письме от 10 ноября (см. выше). Она лишь указала, что ЕНВД должны платить фирмы, которые размещают рекламу и на собственных щитах, и на арендованных. Иначе говоря, считать налог с них нужно так же, как и со своих.
Может случиться так, что фирма будет размещать рекламу на своих щитах, а лишние - сдавать другим в аренду. Как платить ЕНВД в этом случае? Услуги по аренде не будут подпадать под "вмененку". Это значит, что вам придется вести раздельный учет. Деятельность по размещению чужой рекламы облагать ЕНВД надо, а сдачу в аренду рекламных щитов - нет (здесь налоги платят в обычном порядке).
Оно вам надо?
Далеко не для всех ЕНВД - приятный новогодний подарок. Однако "рекламщики", не желающие с этим налогом связываться, могут предложить клиенту вместо договора по размещению рекламы составить договор поручения. В рамках него ваш заказчик (доверитель) поручает вам (поверенному) ту же самую миссию - разместить его рекламу. Важный момент: в этом случае будет считаться, что вы осуществляете работы от имени и за счет клиента (ст. 971 ГК РФ). При этом любые права и обязанности по сделке "возникают непосредственно у доверителя" (вашего клиента). Следовательно, именно он занимается "доведением до потребителей рекламы и рекламной информации". А вы лишь способствуете этому. Хотя вы и ведете предпринимательскую деятельность, но считается она посреднической (а не рекламной). Именно от нее вы получаете доход. Значит, на "вмененку" вашу фирму - рекламное агентство - переводить не нужно.
Самое интересное, что не придется этого делать и заказчику. Объясним. Работы по размещению рекламы осуществляются от его имени, от имени вашего клиента (ст. 971 ГК РФ). А раз он тратит свои деньги на рекламу и в расходных документах указано его имя, выходит, он занимается саморекламой. О том, что саморекламу не облагают ЕНВД, мы уже говорили.
Как на такую схему посмотрит ваш налоговый инспектор, предсказать сложно. Каких-либо официальных разъяснений по этому поводу ни Минфин, ни ФНС не давали.
Расчеты показали...
Если "сбежать" от ЕНВД вам не удается, придется привыкать к новой системе налогообложения. Но для начала напомним, что единый налог вводят в действие региональные власти. Значит, если в вашей области закона о ЕНВД нет, переходить на эту систему вам не нужно.
Для москвичей такой закон принят 24 ноября 2004 г. (N 75). Начиная с этого года столичным "рекламщикам" придется рассчитывать единый налог. Им необходимо знать площадь информационного поля (где размещена реклама), базовую доходность, значения коэффициентов К1, К2, К3 и период размещения рекламы.
Базовая доходность зависит от рекламного носителя и его площади. Если это какой-то вид бумаги, тогда показатель доходности берут из расчета 3000 рублей за 1 кв. м такой площади. За вывеску рекламной информации на электронных или световых табло базовый показатель нужно рассчитывать исходя из 4000 рублей за 1 кв. м.
Значение коэффициента К1 на 2005 год законодатели так и не определили. Значит, расчет будем делать без него. А вот устанавливать размер коэффициента К2 - задача региональных властей. Например, в московском законе о "рекламном" ЕНВД значение коэффициента К2 зависит от территориальной зоны расположения рекламы. Чем ближе к центру Москвы установлена рекламная конструкция, тем выше показатель коэффициента. Размер коэффициента-дефлятора К3 на 2005 год установлен в размере 1,104 (приказ Минэкономразвития России от 9 ноября 2004 г. N 298).
Всю же необходимую вам информацию о порядке заполнения и сроках сдачи отчетности по "вмененному" налогу вы сможете получить из бератора "Налоговый учет и отчетность" (том V).
А. Веселов,
эксперт серии бераторов ПЭБ
"Практическая бухгалтерия", N 1, январь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.