Торговый зал превращается...
При проверках инспекторы с легкостью "превращают" обычную торговую точку в торговый зал. А фирму обвиняют в налоговом правонарушении. Но убедят ли их аргументы судей?
Как известно, при расчете вмененного дохода компании на ЕНВД должны использовать специальные базовые показатели. Их выбор зависит от вида предпринимательской деятельности. Для "розничных" фирм Налоговый кодекс предусматривает сразу два показателя: "площадь торгового зала" и "торговое место" (ст. 346.29 НК РФ). Подобное "разнообразие" приводит к спорам с инспекторами. Разберемся, какой показатель в каком случае выбрать.
Закон диктует
Итак, для розничной торговли Налоговый кодекс устанавливает следующие показатели (п. 3 ст. 346.29 НК РФ):
- площадь торгового зала (для стационарной торговли через торговые залы (магазины, павильоны));
- торговое место (для стационарной торговли, не имеющей торговых залов (киоски, палатки), или нестационарной торговли (развозная и разносная торговля)).
В первом случае базовая доходность составляет 1800 рублей за квадратный метр зала. А во втором - 9000 рублей за одно торговое место. Очевидно, что вариант "торговое место" для фирм на "вмененке" гораздо привлекательнее. Однако действовать по-своему усмотрению компании не вправе. Поскольку кодекс четко определяет, когда должен использоваться тот или иной показатель.
Основным критерием выбора является наличие торгового зала. Напомним, что торговый зал - это площадь всех помещений и открытых площадок, используемых для торговли (ст. 346.27 НК РФ). Его размер определяется на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов. Таковыми могут быть техпаспорт помещения, схемы, планы, договоры аренды (письмо МНС России от 1 августа 2003 г. N 22-2-14/1757-АБ026). Соответственно если у компании зала нет или она продает товар через "нестационарные торговые места (киоск, палатка)", то нужно использовать показатель - "торговое место". Однако сотрудники налоговой службы требования кодекса зачастую игнорируют. Но судьи их в этом не поддерживают.
Пример 1
По результатам проверки предпринимателя Красниковой Н.А. инспекторы оштрафовали ее за неполную уплату единого налога. По их мнению, "занижение суммы налога произошло... в связи с неправомерным применением показателя базовой доходности 6000 руб. в месяц за одно торговое место вместо 1200 руб. в месяц за 1 кв. м площади торгового зала". Коммерсант не согласилась с контролерами и обратилась в суд. Арбитры ее поддержали. Они указали, что "торговая точка, представляющая собой арендованную часть магазина в стационарном здании, через которую предприниматель осуществляет торговую деятельность, торгового зала не имеет". Поэтому показатель базовой доходности выбран верно (постановление ФАС Уральского округа от 5 апреля 2004 г. по делу N Ф09-1296/04-АК).
Истина от ведомств
Вместе с тем Минфин России в письмах от 26 марта 2004 г. N 04-05-12/16 и от 6 сентября 2004 г. N 03-06-05-04/13 дает несколько иной критерий. Так, если помещение, которое использует компания, "в правоустанавливающих и инвентаризационных документах не выделено как часть здания, специально оборудованная и предназначенная для ведения торговли", то для расчета единого налога физическим показателем является "торговое место".
Аналогичной точки зрения придерживаются и инспекторы Московской области: "объекты... торговой сети, не соответствующие... понятиям магазина и павильона, следует относить к объектам... торговой сети, не имеющим торгового зала" (письмо УМНС по Московской области от 2 сентября 2004 г. N 04-27/137).
Разделяют мнение ведомств и судьи. Так, арбитры Поволжского округа в постановлении от 21 сентября 2004 г. по делу N А72-2681/04-8/306 пояснили, что помещение не соответствует понятию "торгового зала", если оно "не обеспечено торговыми, подсобными... помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовке их к продаже". Соответственно "в этом случае исчисление единого налога... производится с использованием физического показателя базовой доходности - торгового места". Своих коллег поддерживают и другие судьи: постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 4 августа 2004 г. по делу N Ф04-5337/2004 (А46-3388-35), постановление ФАС Уральского округа от 29 июля 2004 г. по делу N Ф09-3023/04-АК.
Однако следует отметить, что названный критерий "работает" не всегда. Например, если помещение не подпадает под определение "магазин", но в нем есть торговый зал, то в качестве базового показателя необходимо брать "площадь торгового зала" (см, например постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 30 августа 2004 г. по делу N Ф04-5776/2004 (А46-3989-7) и Волго-Вятского округа от 11 мая 2004 г. по делу N А82-298/2003-А/9).
Когда площадь вовсе не "площадь"
Даже если у фирмы есть отдельное помещение, это вовсе не означает, что она должна применять показатель "площадь торгового зала". "Территория" должна еще и использоваться непосредственно для торговли. Так, судьи Уральского округа в постановлении от 16 августа 2004 г. по делу N Ф09-3316/04-АК указали, что если помещение "не соответствует признакам торгового зала, поскольку... отсутствуют зона самообслуживания и площадь проходов для покупателей", то рассчитывать единый налог нужно исходя из количества торговых мест.
Пример 2
Инспекция оштрафовала коммерсанта Бойко Т.П. по статье 122 Налогового кодекса за неполную уплату единого налога. Причиной тому послужило "необоснованное применение физического показателя". Дело в том, что предприниматель арендовал часть торгового зала. А в договоре аренды были указаны не только площадь торгового места продавца, но и часть прохода между торговыми точками других коммерсантов. По мнению контролеров, при расчете единого налога необходимо было учесть всю площадь, указанную в договоре. Однако судьи с доводами инспекторов не согласились. Поскольку "указанные... площади не влияют на доходность торговли в силу отсутствия причинной связи их размера и количества покупателей товара конкретного предпринимателя". Поэтому учитывать их при расчете единого налога не нужно (постановление ФАС Уральского округа от 17 августа 2004 г. по делу N Ф09-3286/04-АК).
Итак, подведем итоги. Вопрос о физическом показателе базовой доходности в каждом конкретном случае решается исходя из особенностей торговой точки. Но в целом выбор основывается на двух основных критериях. Так, если у вас есть отдельный зал, который используется для обслуживания клиентов, то в качестве показателя должна приниматься его площадь. Если же торговая точка по сути является прилавком, то физическим показателем будет торговое место.
М. Гриня,
эксперт ПБ
"Практическая бухгалтерия", N 1, январь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.