Конкурс "Лучший вопрос в Минфин"
Конкурс "Лучший вопрос в Минфин", который мы объявили в 2-м номере журнала, продолжается. В редакцию ежедневно приходят десятки писем, в том числе и адресованные лично Владимиру Ивановичу Мещерякову, который является куратором конкурса.
Напомним, что 10 читателей, приславших самые интересные вопросы, получат ценный приз - бератор "Бухгалтерский учет в документах (с комментариями)". А автор лучшего вопроса - еще и книгу "Годовой отчет - 2004" с автографом Владимира Ивановича, Победителей мы объявим во 2-м номере журнала за 2005 год. Так что время у вас еще есть. А сегодня Владимир Иванович разбирает почту, накопившуюся за месяц с момента объявления конкурса.
Минфин завалили работой
Признаюсь, активность читателей "НА" меня приятно удивила. Много действительно интересных, наболевших вопросов. В очередной раз убедился: аудитория журнала отличается своей эрудированностью и профессионализмом. Ваш подход абсолютно правильный - в работе надо ориентироваться на первоисточник, на официальные документы. А при разрешении спорных моментов учитывать позицию Минфина, Федеральной налоговой службы и судей. Руководствуясь именно этими принципами, мы выпускаем журнал "Нормативные акты для бухгалтера" и бератор "Бухгалтерский учет в документах (с комментариями)". Большинство из тех, кто прислал нам свои вопросы, - давние подписчики журнала. Дошло даже до курьезов. Так, Татьяна Андреевна, главбух из Калининграда, сообщила, что является нашим постоянным читателем с 1990 года. Мы даже засомневались, какой юбилей будем отмечать в январе 2005 года - 10-летний или 15-летний. На самом деле первый номер "Нормативных актов" вышел, конечно же, в январе 1995 года,
А первой участницей конкурса "Лучший вопрос в Минфин" стала Рядовая М.В., главный бухгалтер 000 "ПКЭМ", г. Москва. Ее вопрос именно сейчас очень актуален для фирм, применяющих упрощенную систему налогообложения. Многие из них в конце года рискуют превысить лимит по выручке в 15 000 000 рублей, который разрешает им и дальше применять спецрежим. Мы уже получили официальный ответ Минфина по этой проблеме, он опубликован на странице 60. Сразу скажу, что всех спорных вопросов, связанных с переходом на общую систему, он не освещает, В комментарии мы вместе с экспертами "НА" проанализировали самые острые моменты смены двух режимов.
Интересный вопрос прислала Шилова В.М.,главный бухгалтер 000 КБМЭ "Вектор" из г. Таганрога. Его темой стала другая ситуация, волнующая "упрощенцев": нужно ли начислять пенсионные взносы на суточные, выплачиваемые командированным работникам сверх нормы? На самом деле ответ на него должен разрешить гораздо более обширную проблему: должны ли "упрощенцы" рассчитывать пенсионные взносы с выплат, которые "традиционные" организации не учитывают при расчете налога на прибыль (например, при выплате материальной помощи, оплате непрофильного обучения работников и т.д.). Как известно, эти суммы не признаются объектом налогообложения для ЕСН (п. 3 ст. 236 НК РФ), А значит, по логике о них не нужно платить и пенсионные взносы (п. 2 ст. 10 Закона от 15.12.2001 N 137-ФЗ), Однако налоговое ведомство против того, чтобы "упрощенцы" применяли пункт 3 статьи 236 Налогового кодекса, А вот судьи неоднократно признавали их право не учитывать "неприбыльные" выплаты при расчете пенсионных взносов. Посмотрим, что скажет Минфин.
Арефьева Г.З., бухгалтер из г. Кировска Мурманской области затронула в своем письме острую проблему, которая, судя по опыту моей личной практики, волнует каждого второго бухгалтера: регламент проведения камеральных проверок. Многие из вас сталкивались с его нарушениями неоднократно. Какие права и обязанности имеют налогоплательщики и налоговые инспекции при проведении "камералок"? Какие документы вы обязаны представлять, а какие требования инспекторов - самодеятельность, не подкрепленная законом? И самое главное: как им противостоять? Мы подготовим подробный материал на эту тему после того как получим официальные разъяснения Минфина,
Интересным мне показался вопрос, который прислала на конкурс бухгалтер 000 "ТП Арбат". Он касается отражения в учете использования резервного капитала на приобретение транспортных средств или погашение долгосрочного займа. Известно, что действующая система учета часто не позволяет отражать на бухгалтерских счетах источник финансирования тех или иных мероприятий. Возможность показать использование резервного капитала по дебету счета 82 в большинстве случаев (за исключением, пожалуй, погашения непокрытого убытка) отсутствует. Поэтому многие бухгалтеры (особенно акционерных обществ) затрудняются с выбором правильной корреспонденции счетов при отражении создания и использования резервного фонда.
По поводу некоторых из присланных вопросов Минфин в то или иное время уже давал свои разъяснения. Примером является письмо Чушкиной Г.В., главного бухгалтера из г. Димитровграда Ульяновской области, в котором она спрашивает о схеме корреспонденции счетов при оплате продукции товарным векселем. Отвечу: вы правильно учитываете векселя, полученные за отгруженную продукцию, на отдельном субсчете к счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". Такую схему корреспонденции счетов Минфин предложил в своем письме от 31.10.94 N 142. А к финансовым вложениям товарные векселя не относятся (п. 3 ПБУ 19/02).
К слову сказать, меня удивило количество полученных вопросов, касающихся тонкостей бухгалтерского учета тех или иных хозяйственных операций. Лично я все трудности, возникающие с корреспонденцией счетов, решаю с помощью бератора "Бухгалтерский учет в документах (с комментариями)". Это единственное на сегодняшний день издание, которое дает четкие разъяснения, как на практике применять закон о бухучете и ПБУ, и при этом актуально всегда. И не к Минфину, а к нему стоит обратиться при ответе на вопрос Золотаревой Ю.В., бухгалтера из г. Краснодара, по поводу отражения в учете поставщика отрицательной суммовой разницы. Просто откройте бератор "БУДК", раздел XI. Проводка должна быть Дебет 62 Кредит 90-1 сторно.
Вопросы лично Владимиру Ивановичу
Порой проблемы у бухгалтеров возникают не из-за неоднозначности и запутанности законодательства, а из-за того, что Минфин и ФНС по спорным вопросам дают противоположные разъяснения. И это - несмотря на заверения госслужащих, что после подчинения налоговой службы финансовому ведомству все встанет на свои места.
Ярким примером того, что разногласия все еще случаются, явилось письмо, которое адресовала мне Моисеенко Т.Н., заместитель главного бухгалтера из г. Трехгорный Челябинской области. Как и многие организации, совмещающие "упрощенный" и "вмененный" спецрежимы, ее фирма оказалась меж двух огней. Пункт 4 статьи 346.12 Налогового кодекса позволяет сочетать оба режима до тех пор, пока доходы от реализации, численность работников и остаточная стоимость внеоборотных фондов не превысят ограничения, предусмотренные для упрощенной системы. Какие доходы - все или только полученные от "упрощенных" видов деятельности - не должны за год превышать 15 000 000 рублей? По этому вопросу два ведомства придерживаются противоположных позиций.
Сначала налоговая служба разъяснила, что доходы, облагаемые единым налогом на вмененный доход, в расчет лимита по "упрощенке" включать не нужно (письмо МНС России от 10.09.2004 N 22-1-15/1522). Такой ответ основывался на том, что доходы, полученные во "вмененном" бизнесе, при расчете "упрощенного" налога не учитываются.
Однако некоторое время спустя Минфин поверг всех в недоумение; принимать во внимание необходимо не только доходы от "упрощенки", но и выручку от деятельности, переведенной на ЕНВД (письмо Минфина России от 04.11.2004 N 03-03-02-04/1/43). Тем, КТО, последовав рекомендациям налоговиков, перестал контролировать доходы от "вмененки", я паниковать не советую. Ведь инспекторы при проверках будут ориентироваться прежде всего на позицию своих непосредственных начальников.
Кроме того, как мне стало известно из личных источников, в настоящее время ведомства согласовали свою позицию. И, к счастью, в пользу фирм. Правда, официально она еще не оформлена, но, думаю, в ближайшее время появятся новые письменные разъяснения.
Особенно приятно получать письма от моих постоянных читателей. Антонов С.П., главбух из Воронежа, пишет: "Два года подряд пользуюсь "Годовым отчетом". Всем очень доволен, трудностей при подготовке отчетности не возникало, да и проверка прошла без проблем. А сейчас задумался, стоит ли покупать книгу опять. Что принципиально нового появилось в издании 2004 года?".
Скажу так: эта книга значительно отличается от предыдущих. Ее структура такова, что позволяет составить отчетность полностью, от начала до конца. Начало - это инвентаризация, финал - утверждение отчетности на собрании акционеров или участников, прохождение не только налоговой, но и аудиторской проверки.
Кроме того, в этом году особый акцент сделан на налоге на прибыль. Приведено множество советов, как фирме сэкономить. Ведь одну и ту же хозяйственную операцию можно отразить в учете по-разному. Не выходя при этом за рамки закона.
В заключение я хотел бы поблагодарить всех читателей, которые прислали свои отклики на новую книгу. А также пожелать удачи участникам конкурса "Лучший вопрос в Минфин". Напомню, что он еще продолжается!
В.И. Мещеряков,
Руководитель авторского коллектива книги
"Годовой отчет - 2004", глава экспертной коллегии
журнала "Практическая бухгалтерия"
"Нормативные акты для бухгалтера", N 24, декабрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.