Комментарий к постановлению Правительства РФ от 25 ноября 2004 г. N 678
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской
Федерации от 12 февраля 2001 г. N 100"
Правительство РФ определило новый порядок списания безнадежной задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами. Для этого были внесены изменения в постановление Правительства РФ от 12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам", которые вступают в силу с 09.12.2004.
Что такое "безнадежный долг" по налогам...
Недоимки и пени по налогам и сборам, взыскать которые невозможно по "причинам экономического, социального или юридического характера", признаются безнадежными. Списывать их надо в порядке, который устанавливает либо Правительство РФ (для федеральных налогов и сборов), либо региональные и местные ведомства (для региональных и местных налогов и сборов). Таково требование статьи 59 НК РФ.
В пункте 1 постановления N 100 говорится, что задолженность перед федеральным бюджетом по налоговым недоимкам и пеням признается безнадежной, если:
- фирму ликвидировали;
- предприниматель был объявлен банкротом или умер.
Причем, если на погашение задолженности у банкрота не хватит денег, она гасится за счет его имущества. А безнадежным бюджетный долг признают только в том случае, если на его покрытие даже имущества должника оказалось недостаточно. Отметим, что банкротство - это специальная процедура. Ее проводят в соответствии с Законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
...и взносам в фонды?
Правительство РФ определяет порядок и условия реструктуризации задолженности фирм перед внебюджетными фондами, образовавшейся по состоянию на 1 января 2001 года. Так сказано в статье 20 Закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах". Решив воспользоваться своими полномочиями, Правительство РФ дополнило пункт 1 постановления N 100. Теперь в нем говорится, что безнадежной могут признать задолженность не только перед бюджетом, но и перед внебюджетными фондами. Сделают это в тех же случаях, что и по налогам (то есть если компанию ликвидировали, а предприниматель обанкротился или умер). Причем безнадежными сочтут только те недоимки, пени и штрафы по страховым взносам, которые числятся по состоянию на 1 января 2001 года.
Как правило, решение о признании задолженности безнадежной принимает налоговая инспекция по местонахождению фирмы или предпринимателя (п. 2 постановления N 100). Однако в некоторых случаях такое решение теперь вправе вынести и сам внебюджетный фонд. Это произойдет, если фонд не передаст в инспекции акты сверки расчетов по фирмам, которые были ликвидированы до 1 января 2001 года. Так сказано в новой редакции пункта 3 постановления N 100.
Вниманию участников ВЭД
Комментируемый документ изменил также порядок списания безнадежных таможенных пошлин и налогов. Теперь такое решение будет принимать непосредственно таможня, которой задолжала фирма. Раньше признать "таможенные" долги безнадежными мог только ГТК России. Причем если задолженность была больше 20 000 000 рублей, то Таможенный комитет должен был согласовывать свои действия с Минфином России. А если меньше этой суммы - ГТК уполномочен был действовать самостоятельно.
Какие документы нужны?
Для того чтобы инспекция, фонд или таможня могли списать безнадежные долги, им необходимы следующие документы:
- выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) о ликвидации фирмы;
- копия определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства (если должник признан банкротом), заверенная гербовой печатью суда;
- копия свидетельства о смерти предпринимателя или копия решения суда об объявлении коммерсанта умершим;
- документ, подтверждающий переход наследственного имущества умершего коммерсанта к государству;
- иные документы.
Перечень "иных документов" теперь устанавливает Минфин России и государственные внебюджетные фонды (подп. "д" п. 4 постановления N 100). Раньше это относилось к компетенции налоговой и таможенной служб (МНС России и ГТК России).
Надо сказать, что правительство расширило полномочия финансового ведомства и в других вопросах. Так, Минфин теперь будет определять, в каком порядке и в какие сроки надо представлять перечисленные документы и принимать решения о признании задолженностей безнадежными (п. 5 постановления N 100).
Исключение составляют только долги по страховым взносам во внебюджетные фонды. Порядок и сроки сдачи документов и принятия решений по ним будут устанавливать сами фонды. Раньше все эти функции выполняли МНС России и ГТК России.
Контролировать инспекции и таможни по-прежнему будет Минфин России. А Федеральная налоговая и Федеральная таможенная службы (ФНС и ФТС) должны предоставлять финансовому ведомству информацию об их деятельности. Раньше такие обязанности возлагались соответственно на МНС России и ГТК России.
А.И. Кучина,
аудитор
"Нормативные акты для бухгалтера", N 24, декабрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.