Комментарий к письму Минфина РФ от 22 ноября 2004 г. N 03-03-01-04/1/121
"О расходах на приобретение основных средств стоимостью
менее 10 000 рублей"
Основные средства стоимостью менее 10 000 рублей можно списать, не начисляя по ним амортизацию. В теории это правило понятно, но практика показывает, что не всегда фирмы правильно отражают такие операции в бухгалтерском и налоговом учете. О том, как сделать это без ошибок, Минфин России рассказал в опубликованном письме.
Прямые или косвенные?
Вначале разберемся с налоговым учетом. Любому предприятию, которое платит традиционные налоги, приходится сталкиваться с проблемой определения состава прямых и косвенных расходов. Во-первых, это необходимо для того, чтобы сформировать налоговую отчетность. Так, в приложении 2 к декларации по налогу на прибыль (утверждена приказом МНС России от 11.11.2003 N БГ-3-02/614) фирмы указывают суммы расходов с разбивкой на виды и группы.
Во-вторых, от того, относятся ли затраты к прямым или косвенным, зависит и конкретная сумма налога на прибыль организаций. Дело в том, что часть произведенных затрат фирмы не могут включить в расходы текущего периода и распределяют их на остатки незавершенного производства, готовой продукции на складе и товары отгруженные, но не реализованные. Это и есть прямые расходы. Согласно пункту 1 статьи 318 Налогового кодекса, к ним относятся:
- затраты на сырье и материалы, которые фирма использует в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) или которые являются необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг);
- затраты на комплектующие изделия или полуфабрикаты, которые в организации подвергаются дополнительной обработке;
- расходы на оплату труда (суммы ЕСН) по персоналу, участвующему в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.
Все остальные расходы относятся к косвенным.
На практике бухгалтер довольно часто сталкивается с такой ситуацией. Приобретенное основное средство фирма использует при производстве товаров, работ и услуг, и по этому признаку оно подпадает под прямые расходы. Однако амортизация по нему не начисляется, поскольку стоимость имущества меньше 10 000 рублей. При этом однозначной инструкции о том, что бухгалтер может отнести эти расходы к косвенным, до настоящего момента не было.
Все сомнения Минфин разрешил в новом письме. Финансовое ведомство озвучило выгодную для фирм позицию: затраты на приобретение имущества, не подлежащего амортизации, относятся к косвенным расходам. Значит, эти суммы в полном объеме уменьшают доходы от реализации в отчетном (налоговом) периоде.
Обратите внимание: если из приобретенных основных средств стоимостью менее 10 000 рублей часть вводится в эксплуатацию сразу, а часть "зависает" на складе, включить в расходы все потраченные суммы фирма не может. Уменьшат доходы организации только затраты на то имущество, которое она ввела в эксплуатацию (в бухгалтерском учете эта операция отражается списанием стоимости основных средств в дебет счета 01). Основание этому - подпункт 3 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса.
Разные проводки
На то, как лучше отразить списание основных средств в бухгалтерском учете, сотрудники Минфина, к сожалению, не указали. Попробуем "вывести" правильное решение из смысла письма.
В бухгалтерском учете списать малоценные основные средства можно двумя способами.
Некоторые бухгалтеры предпочитают начислять на имущество 100-процентную амортизацию и после этого списывать стоимость основного средства на расходы. Такой учет удобен для контроля за сохранностью объектов в эксплуатации. Нормативным обоснованием для него являются положения инструкции к Плану счетов бухгалтерского учета (утверждена приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н). Дело в том, что, согласно этому документу, счет 01 "Основные средства" напрямую не корреспондирует со счетами затрат (20, 26, 44 и т.д.). В то же время можно использовать "посреднический" счет 02 "Амортизация основных средств". Следовательно, в учете фирмы на малоценное имущество будет начислена 100-процентная амортизация.
То есть этот способ для фирм невыгоден. Ведь, начисляя амортизацию, компания подводит эти затраты под формулировку пункта 1 статьи 318 Налогового кодекса (к прямым расходам относится амортизация по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг). Получается, что такая логика не соответствует позиции Минфина, изложенной в новом письме.
Учтите, что инструкция к Плану счетов бухгалтерского учета носит рекомендательный характер. В самом этом документе указано, что на практике возможны хозяйственные ситуации, которые не предусмотрены в типовой схеме. Тогда фирма может дополнить корреспонденцию счетов, соблюдая единые подходы, установленные инструкцией.
Поэтому организация вправе воспользоваться и более удобным способом - сразу списать стоимость малоценного имущества на затраты. Так бухгалтер может сблизить налоговый и бухгалтерский учет. Напомним, что, согласно пункту 1 статьи 256 Налогового кодекса, амортизация по основным средствам стоимостью менее 10 000 рублей начисляться не должна. Не случайно и Минфин России в письме от 18.10.2002 N 16-00-14/403 тоже рекомендовал сразу списывать стоимость малоценного имущества на затраты.
Рассмотрим пример из книги "Годовой отчет - 2004" под редакцией В.И. Мещерякова (раздел "Как выгоднее учесть купленное основное средство").
Пример
В декабре 2004 года ЗАО "Актив" приобрело компьютер стоимостью 11 800 руб. (в т.ч. НДС - 1800 руб.) и принтер стоимостью 5900 руб. (в т.ч. НДС - 900 руб.). Срок полезного использования компьютера был установлен в 48 месяцев, а принтера - в 36 месяцев.
При оприходовании техники бухгалтер "Актива" сделал записи:
- 10 000 руб. (11 800 - 1800) - оприходован компьютер;
- 1800 руб. - учтен НДС по компьютеру;
- 5000 руб. (5900 - 900) - оприходован принтер;
- 900 руб. - учтен НДС по принтеру;
- 17 700 руб. (11 800 + 5900) - перечислены деньги за компьютер и принтер;
- 10 000 руб. - компьютер введен в эксплуатацию и учтен как отдельный объект основных средств;
- 5000 руб. - принтер введен в эксплуатацию и учтен как отдельный объект основных средств;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19-1
- 2700 руб. (1800 + 900) - НДС по принтеру и компьютеру принят к налоговому вычету.
Так как цена каждого объекта основных средств не превышает 10 000 руб., фирма включила их в состав расходов.
Бухгалтер отразил это проводкой:
- 10 000 руб. - списана стоимость компьютера;
- 5000 руб. - списана стоимость принтера.
Амортизацию по этому имуществу бухгалтер "Актива" не начислял и его стоимость в бухгалтерском балансе не показывал.
Хотя стоимость малоценных основных средств и можно списать сразу, забывать о правилах документального оформления операции по вводу их в эксплуатацию нельзя. Ведь никаких исключений законодательство в данном случае не предусматривает. Поэтому даже по основному средству, стоимость которого не превышает 10 000 рублей, бухгалтеру нужно заполнить акт о приеме-передаче по форме N ОС-1, а также завести инвентарную карточку N ОС-6.
В.В. Бумагина,
аудитор
"Нормативные акты для бухгалтера", N 24, декабрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.