Комментарий к определению Верховного Суда РФ от 16 ноября 2004 г.
N КАС04-524 "О признании недействующим постановления
Правительства РФ от 16.02.2004 N 84"
Нередко действующие законы, постановления, приказы не соответствуют, а бывает, и противоречат друг другу. Особенно много таких документов среди актов налогового законодательства. Опубликованное определение посвящено актуальному для многих организаций вопросу - требованиям к оформлению счета-фактуры. На практике даже из-за незначительных нарушений инспекторы отказывают фирмам в вычете НДС. При этом не все их притязания обоснованны. Некоторые документы налогового и финансового ведомств о счете-фактуре не соответствуют нормативному акту более высокой юридической силы - Налоговому кодексу.
Наши коллеги из журнала "Практическая бухгалтерия" совместно с юридическим бюро "Родичев и партнеры" решили бороться с таким положением дел. По их мнению, не все реквизиты действующей формы счета-фактуры обязательны для организаций.
Признать незаконным!
Форму счета-фактуры Правительство РФ утвердило постановлением от 02.12.2000 N 914. В то время этот документ полностью соответствовал положениям Налогового кодекса. Согласно пунктам 5 и 6 статьи 169 НК РФ, к числу обязательных реквизитов счета-фактуры относятся:
- порядковый номер и дата выписки;
- наименование, адрес, ИНН плательщика и покупателя;
- наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;
- номер платежно-расчетного документа (когда фирма получает платежи в счет предстоящих поставок товаров, работ, услуг);
- наименование товаров (описание работ, услуг) и единица их измерения;
- количество поставляемых товаров (работ, услуг);
- цена за единицу без учета налога;
- стоимость товаров (работ, услуг) без налога;
- сумма акциза по подакцизным товарам;
- налоговая ставка;
- сумма налога;
- стоимость всего количества поставляемых товаров (выполненных работ, оказанных услуг) с учетом суммы налога;
- страна происхождения товара и номер грузовой таможенной декларации (в отношении товаров, страной происхождения которых Россия не является);
- подписи руководителя и главного бухгалтера (или иных уполномоченных лиц) либо подпись индивидуального предпринимателя с указанием реквизитов его свидетельства о госрегистрации.
Перечень этот является закрытым, никаких иных реквизитов нормативные акты предусматривать не должны. Однако в феврале текущего года Правительство РФ внесло в форму счета-фактуры изменения (постановление от 16.02.2004 N 84). Появился новый реквизит - код причины постановки на учет. Его необходимо было указывать по строкам 2б (КПП продавца) и 6б (КПП покупателя).
Рассмотрим противоположную позицию
Если организация долго и постоянно работает с каким-либо покупателем, его КПП ей известен, и указать его в счете-фактуре для бухгалтера не составляет труда. Другое дело, когда счет-фактура без сведений о коде причины постановки на учет выставлен вам. Например, представлен в бухгалтерию командированным работником из гостиницы. Нередко спорный документ уже принят к учету, а дописывать от руки необходимые реквизиты за поставщика нежелательно.
Нельзя не отметить, что, даже если в выставленном счете-фактуре КПП не указан, право на вычет у фирмы есть. Такой вывод прямо следует из положений действующего законодательства.
Так, согласно пункту 2 статьи 169 Налогового кодекса, основанием для отказа в вычете может быть только нарушение пунктов 5 и 6 названной статьи (т.е. неуказание реквизитов, упомянутых в кодексе). Получается, что, не проставив в счете-фактуре КПП, контрагент организации нарушил лишь постановление Правительства РФ, а все требования Налогового кодекса при этом соблюдены. К тому же право на вычет не зависит от действий партнера фирмы по договору (постановление ФАС Поволжского округа от 09.09.2004 N А49-2720/04-406А/17).
Тем не менее ведомства по-прежнему придерживаются иной позиции. Так, в письме от 05.04.2004 N 04-03-11/54 Минфин России указал, что требования контролеров указывать в счете-фактуре КПП правомерны. По мнению министерства, код причины постановки на учет - это часть идентификационного номера налогоплательщика (ИНН).
С такой точкой зрения согласиться нельзя. Действительно, как сказано в приказе МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178, КПП присваивается фирмам дополнительно к идентификационному номеру в связи с постановкой на учет. Однако это не означает, что данный код выступает только как часть ИНН. Несомненно, что это самостоятельный реквизит. Поэтому включить его в форму счета-фактуры могут только законодатели.
Дополнительные реквизиты всегда создают трудности для фирм. К тому же Правительство РФ вообще не имеет права совершенствовать форму счета-фактуры. Согласно пункту 8 статьи 169 Налогового кодекса, оно лишь утверждает порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж.
Каковы результаты?
Согласно пункту 3 статьи 6 Налогового кодекса, суд может признать нормативный акт недействительным. Условия для этого следующие.
Во-первых, спорный документ не соответствует кодексу. Во-вторых, он нарушает права и законные интересы предпринимателей и фирм. Как видите, в рассмотренном случае все предпосылки к оспариванию постановления Правительства РФ N 84 имеются.
Верховный Суд РФ рассмотрел вопрос о законности спорного документа 16 ноября 2004 года. Судьи указали, что требования заявителей - признать недействующими изменения в форму счета-фактуры - могут быть исследованы только на конституционном уровне. Как следует из определения, это дело затрагивает вопрос разграничения компетенции между органами законодательной и исполнительной власти. Налоговый кодекс принимается Федеральным собранием (законодателями). Они не предусмотрели возможность дополнять счет-фактуру новыми реквизитами. Несмотря на это, Правительство РФ (исполнительный орган) такие полномочия реализовало.
В опубликованном определении судьи учли правовую позицию, изложенную в постановлении Конституционного Суда РФ от 27.01.2004 N 1-П. По данному делу нужно проверить, действительно ли в Налоговом кодексе зафиксировано полномочие Правительства РФ вносить изменения в форму счета-фактуры. Судьи полагают, сделать это может только Конституционный Суд.
По нашим сведениям, заявление в высшую судебную инстанцию уже подготовлено. О результатах его рассмотрения "НА" напишет сразу после того, как окончательное решение по делу будет принято.
Г.Н. Шмелева,
аудитор
"Нормативные акты для бухгалтера", N 24, декабрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.