Комментарий к новым законодательным и нормативным актам
1. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Опубликован в "Российской газете" 31 августа 2004 г. N 188.
Комментарий приводится в отдельном материале данного номера журнала.
2. Приказ Минфина РФ от 9 августа 2004 г. N 65н "О лотерейных билетах".
Зарегистрирован в Минюсте РФ 29 сентября 2004 г. Регистрационный N 6048. Указание о дате вступления в силу отсутствует. Фактически должно применяться в отношении лотерейных билетов, выпущенных после регистрации приказа.
Нормы приказа представляют интерес для весьма ограниченного круга хозяйствующих субъектов. Любопытно то, что это практически первый нормативный документ после того, как новое Положение о Минфине РФ начало действовать.
Приказом устанавливаются повышенные требования к материалу, из которого должны изготавливаться лотерейные билеты, а также меры по обеспечению мер защиты билетов от подделок.
3. Письмо Минфина РФ от 25 августа 2004 г. N 03-04-11/135 "О составлении счета-фактуры на сумму аванса".
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
По мнению Минфина РФ при составлении счета-фактуры по полученным авансам сумма налога, определенная расчетным путем, отражается в графе 9 "Стоимость товаров (работ, услуг), всего с учетом налога", а графа 5 "Стоимость товаров (работ, услуг), всего без налога" не заполняется. Соответственно при регистрации в Книге продаж счетов-фактур, составленных налогоплательщиком-продавцом при получении авансов в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг, не заполняется графа 5а "Стоимость продаж без НДС" Книги продаж.
В графе 5 "Наименование продавца" Книги покупок, по мнению Минфина РФ, следует указывать наименование продавца товаров (работ, услуг), уплатившего в бюджет налог на добавленную стоимость по полученным авансовым платежам.
4. Письмо Минфина РФ от 25 августа 2004 г. N 03-06-04-04/01 "По вопросу о порядке применения положений главы 28 "Транспортный налог" НК РФ".
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
Разъяснено, что для целей налогообложения Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) может применяться для целей транспортного налога только с учетом норм, установленных главой 28 НК РФ. Понятие "транспортное средство", применяемое в главе 28 НК РФ, является более широким, чем это установлено ОКОФ (код 15 0000000 "Средства транспортные"), и используется только для целей налогообложения.
Другими словами, если объект имеет код по ОКОФ, начинающийся с 15, он автоматически подпадает под налогообложение, но статья 358 НК РФ допускает возможность включения в налоговую базу и стоимости объектов других групп. На основании этого делается вывод, что бульдозеры являются транспортными средствами и подпадают под налогообложение транспортным налогом.
5. Письмо Минфина РФ от 31 августа 2004 г. N 03-06-01-04/16 "Об обложении налогом на имущество доходных вложений в материальные ценности".
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
Излагается позиция Минфина РФ по поводу включения в налоговую базу по налогу на имущество стоимости имущества, учитываемого на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности". По мнению Минфина РФ объектами для исчисления налога на имущество, являются объекты, учитываемые организацией по правилам бухгалтерского учета, в качестве основных средств, а имущество, учтенное организацией в качестве доходных вложений в материальные ценности, не может рассматриваться объектом налога на имущество.
6. Письмо МНС РФ от 28 июля 2004 г. N 22-1-14/1324@ "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности".
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
Письмо относится к тому периоду, когда МНС РФ уже не должен был существовать (уместно напомнить, что изначально предполагалось, что перераспределение соответствующих функций между вновь созданными и реформированными органами федерального отраслевого управления займет не более месяца), а ФНС РФ еще не создано. Тем не менее, письмо подписано должностным лицом МНС РФ и считается, что разработано данным ведомством.
Принципиальным, по нашему мнению, является разъяснение понятия "торговое место" со ссылкой на письмо Минфина России от 21 апреля 2004 г. N 04-5-12/22. То есть, при определении обязанностей налогоплательщика, установленных законодательством, документ, не носящей нормативного характера, рекомендует пользоваться другим ненормативным документом.
Кроме того, в письме содержится напоминание о том, что в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства РФ о налогах и сборах" корректирующий коэффициент базовой доходности К1 в 2003-2004 годах при определении величины базовой доходности, используемой при расчете единого налога на вмененный доход, не применяется.
7. Письмо МНС РФ от 3 сентября 2004 г. N 04-2-06/605 "О налоге на доходы физических лиц".
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
Разъясняется порядок обложения налогом (или освобождения от налога) различных выплат, производимых государственным и муниципальным служащим.
Разъясняется, что исчерпывающий перечень компенсационных выплат, не подлежащих налогообложению, приведен в статье 15 Федерального закона от 31 июля 1995 года N 119-ФЗ. Иные компенсационные выплаты в связи с нахождением на государственной службе, например, компенсационные выплаты на лечение и отдых, упомянутым законом не предусмотрены. Соответственно такие выплаты, хотя бы и названные компенсационными законами субъектов Российской Федерации, следует рассматривать в качестве дополнительных выплат, которые не носят характера возмещения затрат, связанных с исполнением трудовых обязанностей, то есть не являются по своей сути компенсациями и подлежат включению в налоговую базу, облагаемую налогом на доходы физических лиц. В аналогичном порядке должен решаться вопрос налогообложения компенсационных выплат муниципальным служащим.
8. Письмо МНС РФ от 16 сентября 2004 г. N 33-01-11/584 "О наличии пломб на ККТ".
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
Разъясняется, по нашему мнению, очевидное правило: отсутствие пломбы центра технического обслуживания на ККТ приравнивается к неприменению ККТ со всеми вытекающими последствиями.
9. Письмо МНС РФ от 16 сентября 2004 г. N 33-01-11/585 "О применении ККТ при расчетах с работниками".
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
Разъясняется, что при возврате работником в кассу организации неиспользованного остатка подотчетных средств ККТ не применяется.
10. Письмо МНС РФ от 20 сентября 2004 г. N 09-0-10/3733@ "О свидетельствовании нотариусом подлинности подписи заявителя на заявлении".
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
Разъяснения, приведенные в письме, не имеют отношения к налогообложению, а касаются другой функции МНС РФ - регистрации налогоплательщиков. Уточнено, что за совершением такого нотариального действия, как свидетельствование подлинности подписи на заявлении о государственной регистрации, может обратиться только лицо, имеющее право быть заявителем при государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя. Проверка нотариусом полномочий заявителя в данном случае служит основанием для совершения названного нотариального действия или для отказа в таковом.
11. Письмо МНС РФ от 20 сентября 2004 г. N 04-5-03/252@ "Об уплате НДФЛ, лицами, применяющими ЕСХН".
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
Разъясняется, что каждый член фермерского хозяйства имеет право на часть доходов, полученных от деятельности фермерского хозяйства в денежной и (или) натуральной форме, плодов, продукции (личный доход каждого члена фермерского хозяйства). При этом члены хозяйства не являются плательщиками ЕСХН, а полученные ими доходы являются объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства не является работодателем по отношению к другим членам крестьянского (фермерского) хозяйства, он производит выплаты другим членам крестьянского (фермерского) хозяйства и в связи с этим на основании статьи 226 НК РФ признается налоговым агентом.
12. Письмо МНС РФ от 22 сентября 2004 г. N 05-1-05/501@ "Об использовании арбитражной практики".
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
Определяет позицию налоговых органов, которые те должны придерживаться в арбитражных судах при рассмотрении вопросов, связанных с применением нормы статьи 238 НК РФ, освобождающей от налогообложения ЕСН выплаты работникам организаций, финансируемых за счет средств бюджетов, не превышающие 2 000 рублей на одно физическое лицо за налоговый период. В частности, разъясняется, что действие нормы пункта 2 статьи 238 НК РФ не распространяется на выплаты, производимые в пользу работников органов государственных внебюджетных фондов, в частности, Пенсионного фонда РФ.
Обращаем внимание, что разъяснения, приведенные в письме, имеют значение только для сумм выплат, осуществленных до 31 декабря 2004 года. Со следующего года пункт 2 статьи 238 НК РФ будет действовать в другой редакции, которая не предусматривает освобождение от налогообложения сумм выплат за счет бюджетных средств. Аналогичная норма перенесена в подпункт 15 пункта 1 статьи 238 НК РФ, но ее действие ограничено только суммами материальной помощи.
13. Письмо МНС РФ от 23 сентября 2004 г. N 10-0-07/4565@ "О проведении работ по обеспечению правильного оформления расчетных документов".
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
Первая часть письма носит характер внутреннего документа и обязывает налоговые службы проводить разъяснительную работу о необходимости правильного указания реквизитов в поле 104 расчетных документов (КБК).
А результирующая часть имеет значение уже для налогоплательщиков. В ней сообщается, что с 1 января 2005 года неправильно заполненные расчетные документы не будут приниматься кредитными организациями. Под неправильным заполнением здесь подразумевается неправильное указание кода бюджетной классификации (который, кстати, может быть изменен практически в любой момент).
14. Решение Высшего арбитражного суда РФ от 8 сентября 2004 г. N 9352/04.
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер. Может использоваться при рассмотрении споров в арбитражных судах.
Признан не соответствующим НК РФ и недействующим приказ МНС РФ от 26 марта 2003 г. N БГ-3-22/135 "О внесении изменений и дополнений в приложение N 1 "Книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения" и в приложение N 2 "Порядок отражения хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения" к приказу МНС России от 28 октября 2002 г. N БГ-3-22/606".
Основанием для вынесения такого решения явилось то, что внесенные изменения вводили дополнительные графы в форму Книги учета доходов и расходов, что вело к обязательности отражения в учете всех операций, включая те, результаты которых не ведут к изменению налоговой базы. НК РФ обязывает вести учет только тех операций, которые необходимы для исчисления и уплаты налога.
"Консультант бухгалтера", N 11, ноябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru