Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.Т. Ведерникова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Т.Г. Морщаковой, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи В.О. Лучина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Курганской областной Думы, установил:
1. Курганская областная Дума оспаривает конституционность пункта 6 статьи 1 Федерального закона от 19 сентября 1997 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому в случае внесения изменений и дополнений в регулирующий проведение выборов, референдума федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, в регулирующие проведение местного референдума положения устава муниципального образования в ходе избирательной кампании, при проведении референдума указанные изменения и дополнения вступают в силу после окончания избирательной кампании, проведения референдума.
Заявитель считает, что данное положение, запрещая вступление в силу в период избирательной кампании законов, вносящих изменения и дополнения в избирательное законодательство и улучшающих положение кандидатов в депутаты и (или) избирателей, ограничивает избирательные права граждан, противоречит общему порядку вступления в силу и применения законов в Российской Федерации и тем самым не соответствует статьям 15 (часть 1), 17 (часть 3), 32 (части 1 и 2) и 54 Конституции Российской Федерации.
2. Обращение Курганской областной Думы в Конституционный Суд Российской Федерации вызвано тем, что в связи с досрочным прекращением полномочий четырех депутатов неоднократно проводившиеся в соответствующих округах выборы, в том числе повторные, признавались не состоявшимися, ибо не преодолевался так называемый порог явки избирателей (25%). Его снижению или упразднению мешает, по мнению заявителя, оспариваемое положение Федерального закона, чем нарушаются конституционные права граждан избирать и быть избранными.
Между тем, как следует из абзаца десятого статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", избирательная кампания заканчивается в день официального опубликования результатов выборов. Следовательно, если впоследствии проводятся выборы для замещения возникших в период легислатуры депутатских вакансий, имеет место новая избирательная кампания, на которую оспариваемое в запросе положение пункта 6 статьи 1 названного Федерального закона не распространяется.
3. В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 1995 года по делу о проверке конституционности части второй статьи 42 Закона Чувашской Республики "О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики" изложена правовая позиция, согласно которой неизменность процедуры выборов в ходе одних и тех же выборов, повторных выборов является гарантией равенства граждан при осуществлении ими активного и пассивного избирательного права. Именно из этого исходил законодатель, устанавливая в пункте 6 статьи 1 Федерального закона от 19 сентября 1997 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" запрет на вступление в силу в период избирательной кампании законов, вносящих изменения и дополнения в избирательное законодательство.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 года по запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" данная правовая позиция развита применительно к случаям возможного изменения избирательного законодательства вне рамок избирательной кампании. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, изменение избирательного законодательства не нарушает принцип равенства при осуществлении гражданами как активного, так и пассивного избирательного права в период проведения новых выборов, каковыми являются и дополнительные выборы, проводящиеся в связи с досрочным прекращением полномочий депутата.
Таким образом, вопрос, поставленный Курганской областной Думой, уже разрешен Конституционным Судом Российской Федерации, а потому данный запрос не может быть принят к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 3 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Курганской областной Думы, поскольку по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее были вынесены решения, сохраняющие свою силу.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
М.В. Баглай |
Судья-секретарь |
Н.В. Селезнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 7 октября 1999 г. N 146-О "По запросу Курганской областной Думы о проверке конституционности пункта 6 статьи 1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Текст Определения официально опубликован не был